Духовное руководство. Прихожанке, переживающей о том, что священник долгое время ей не звонит
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  09.07.2015.



Нам главное – донести свой  крест до конца, исполнить свое предназначение на этой земле и, исполнив волю Владыки, войти в радость Господа  своего. «Главное - то, что глазами не увидишь» . Главное - то,  как люди  относятся друг к ругу, а не сколько слов они друг другу говорят. 

     Ты сообщаешь о том, что переживала в связи с моим долгим молчанием. Около двух лет назад ты мне много помогала в связи с одним делом, что мне было поручено исполнить. Мне приходилось тебе довольно часто звонить. Во время этих звонков мы обсуждали твои личные вопросы. Но вот сейчас наша совместная деятельность закончилась и я тебе звонить перестал. Услышав, что я попал в больницу, ты очень переживала и в итоге попросила, чтобы я тебя оповещал о своем состоянии здоровья. Видимо  в твоих переживаниях кроется чисто женский страх того, что перестали дорожить.                                                                                      

     Хотел бы тебя уведовать о том, что это чувство неправильное. Неправильны и твои  переживания.  Не о чем нам переживать. Мы,  христиане, делаем одно общее дело, ты делаешь на своем месте, я на своем. Ты переживаешь, что несколько месяцев не было от меня  известий, но что такое несколько месяцев, когда впереди вечность? Нам главное – донести свой  крест до конца, исполнить свое предназначение на этой земле и, исполнив волю Владыки, войти в радость Господа  своего. Во Христе нет смерти, поэтому не о чем тебе переживать, если ты и узнаешь, что я умер. Молись в этом случае о моем упокоении, но не переживай. Если человек меняет что-то меньшее и худшее на большее и лучшее, каждый скажет, что этот человек приобретает, а не теряет. Если христианин участвует в церковных Таинствах, старается исполнять Заповеди Божии, то он имеет надежду на спасение. Для такого человека переход из этой жизни в жизнь вечную будет лишь сменой меньшего на большее.                                                    

    Но твои переживания неправильны еще  и по другой причине. Протоиерей Владимир Воробьев, говоря о патологических случаях в церкви, описывал следующий патологический случай. Женщины, не получив тепла в личной семейной жизни, пытаются получить какую-то компенсацию от священника. Хотят получить от него внимание, заботу и поддержку. Отец Владимир считает, что на первых порах священник может вступать в такие душевные отношения с прихожанами. Если человек только обратился к церкви, то в духовных отношениях он не способен понять. Вновь обращенного нужно принять, утешить, иногда даже попить с ним чайку. Но после того, когда он освоится в духовной жизни, священнику нужно постепенно переводить душевные отношения на духовный уровень. Священник должен оставаться духовным руководителем, тем, кто ведет прихожанина к обновленной жизни во Христе. Священник не должен оставаться просто хорошим знакомым или человеком, с которым женщины забывают о своих семейных неудачах.  Некоторые женщины к сожалению этого понять не хотят. Они начинают обижаться, если священник уделяет им мало внимания, в то время как другим он уделяет внимания больше. Доходит до того, что закатываются истерики прямо в храме.                                                                                   

     Ты не глупая женщина и на такие крайности у тебя дело, надеюсь, никогда  не дойдет. Но знать о том, что такие крайности существуют, тебе не мешает.

     Главное не в том, сколько времени человек уделяет другим людям, а как он к ним относится. Читая жизнеописание Старцев, мы встречаемся с удивительными примерами их душевной дружбы. О некоторых Старцах известно, что они никогда не встречали друг друга и, тем не менее, друг с другом они были как будто бы и знакомы. Вместе с паломниками они передавали друг другу поклоны. Как проходило их общение - одному Богу известно. Наверное, ты помнишь знаменитую фразу Экзюпери «Главное - то, что глазами не увидишь» («Маленький принц»). Главное - то,  как люди  относятся друг к ругу, а не сколько слов они друг другу говорят.  К сожалению люди теряют эту общность друг с другом, У одного человека по этому поводу была замечательная мысль:  «Совершенствуются средства связи для людей, которым нечего сказать друг другу». Главное то, чтобы людям было что сказать друг другу, а то, сколько мы времени друг с другом видимся – это дело уже второстепенное.