-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
Автор: | Иеромонах Соловецкого монастыря |
Дата: | 13.07.2015. |
Духовный наставник знает, как укротить дракона, как привести свое чадо к смирению и как научить чадо самому усмирять своего дракона.
Многие хотят найти духовного отца. Примечательно, что в одном из своих писем преподобный Макарий отказывался взять одну рабу Божью в свое духовное руководство. «Сами посудите: что вы нам вверяете? Душу и спасение ее на целые веки! Нелегко это вам, а каково же нашему недостоинству приять такой залог».
В качестве причины, преподобный Макарий выставлял слабые прозволения современных людей, во многом неспособных, как считал прп Макарий, отсечь свою волю. «Не знаю, может ли к сему мученичеству быть способен пожилой светский человек с укоренившимся самомнением и привычками, когда и между ищущими своего спасения юношами и девами в наше время подвигов сих мы почти не видим».
Прочитав жизнеописание преподобных Оптинских старцев, видим в старцах пример христианской любви. Старцы утешали сотни паломников, стремящихся в Оптину пустынь. Старцы вселяли надежду в отчаявшихся. Конечно, кто не захочет иметь своим руководителем такого старца.
Многие люди полагают, что старчество заключается в том, чтобы постоянно утешать чада в его скорбях. Но некоторые священники говорят, что истинный старец если увидит у своего чада мозоль, то обязательно на нее наступит. Конечно, сделает он это не по жестокосердию своему, а желая доставить чаду духовную пользу. Старец будет ставить свое чадо лицом к лицу с его немощью, чтобы духовное чадо не пребывало в иллюзии о своей мнимой праведности. Иногда старец может поставить свое чадо в критическую ситуацию, когда, возможно, силы будут истощены, а нервы будут на пределе, тогда со дна души поднимется все самое мутное и гадкое и оно будет проситься наружу, и в этот момент человек узнает истинную правду о самом себе.
Например, старец Архипп послал послушника обмазывать хижину. Дело происходило осенью, замерзшей грязью было тяжело обмазывать хижину. Ученик, устав от работы, которая не получалась, ушел с послушания. Старец Архипп, встретив ученика, пересказал все то, о чем ученик думал и сказал: «Раб Божий, не скорби; Матерь Божия каждый шаг твой видит и запишет, ничего не пропадет». Для старца, нужна была не обмазка кельи, а урок.
Это положение можно объяснить примером из одного японского аниме, оно называется “Манускрипт ниндзя: Новая глава”. Одна из серий (9) рассказывает о бесстрашном ниндзя Дзофу из клана Херуко. В этом ниндзя с самого детства жил монстр-паразит. В смертельные минуты для Дзофу из его чрева вырывался дракон, который убивал тех, кто нападал на Дзофу. Ниндзя страдал от совместной жизни с таким существом, пытался вырезать его из своего чрева, но в тот момент когда он заносил над собой нож, дракон выбивал клинок из рук Дзофу и прятался обратно в чрево.
Однажды Дзофу встретил непревзойденного бойца ниндзя Дзубея Ки Богами. Рассказав ему о своей беде, Дзофу предложил Дзубею вступить в смертельный поединок. Дзофу надеялся, что мастерство Дзубея заставит дракона показаться наружу (дракон выходил из чрева только в тех случаях кода Дзофу был бессилен отвратить свою смерть). В критический для Дзофу момент дракон действительно атаковал Дзубея. Мастерство Дзубея позволило ему нейтрализовать эту атаку. Обвязав голову дракона тончайшей нитью, Дзубей заставил дракона полностью выползти из Дзофу. Дракон полностью покинул свое прежнее жилище для того чтобы попытаться своим хвостом убить Дзубея.
Подобно ниндзя Дзубею, опытный наставник ставит свое чадо в такие условия, в которых бы страсти чада проявились. Внутренняя гордость, тот самый дракон. Рассвирепев, вырываются из чада и устремляются прямо на наставника, а тот по данной ему мудрости, знает, как укротить этого дракона, как привести свое чадо к смирению и как научить чадо самому усмирять своего дракона.
Бесстрашный воин Дзофу из клана Херуко умер, после того как дракон вылез из его чрева, оказалось что дракон и Дзофу были неразрывно связаны.
Этот сюжет из аниме можно истолковать в христианском духе.
Священное писание и святые отцы говорят о том, что человек должен умереть для греха, чтобы ожить для Бога.
Преподобный Нектарий Оптинский говорил, что когда человек смиряется, умоляется, почитая себя ничем, тогда в этом человеке Господь начинает творить великие дела. Человек, отбросивший от себя гордость, действительно может начать себя чувствовать ничем, но если он смирится, то в него вольются силы. «Бог особых содействий не являет, пока у человека есть еще свои силы, не пущенные в ход, ибо и они от Бога»[1]. Но когда человек сделал уже все возможное, когда истощаются силы данные человеку в естестве его, когда он уже не может сделать и шага. То по его молитве к нему приходит Господь и помогает завершить начатое. Тогда то собственно и начинается настоящее действование - когда Бог в человеке, а не человек будет действовать.
Последствия борьбы с гордостью воспринимаются над человеком, как лишение всех дарований. Ведь, много, что считал человек своими дарованиями, было основано на гордости, тщеславии, желании похвалы и славы, питало в человеке некоторые инициативы. Ему хотелось много молиться, много трудиться, он чувствовал некий подъем от ощущения своей силы, от осознания того, что он реализует свои колоссальные ресурсы.
Но вот человек остался без своего дракона, без своей гордости и вот период подъема прошел, он остался со своими человеческими силами, этого состояния не нужно пугаться. «Сила Божья в немощи совершается.» (Из псалма 118).
[1] Феофана Затворника «Толкование на 118 псалом», 31 стих.