-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
Автор: | Иеромонах Соловецкого монастыря |
Дата: | 13.07.2015. |
Хотя бы ты падал каждый день, и не отходи от путей Божиих. Стой мужественно и ангел, тебя охраняющий, почтит твое терпение.
Вы спрашиваете, нужно ли приходить на исповедь, если после исповеди снова впадаешь в те же самые грехи. Если вы считаете, что приходить не нужно, тогда вы можете не мыться и не кушать. Может, вы слышали притчу, как отец приучал своего сына к труду. Отец сказал как-то сыну: “Сынок, пойди, подмети двор”. Юноша сказал отцу: “Что его подметать, к вечеру он снова будет грязный”. Отец посылал его выполнять какие-то работы, но сын всегда отказывался. Когда наступил вечер и все сели ужинать, то отец не позвал своего сына к столу. Сын спросил отца, почему отец не позвал его. На это отец сказал: “А что тебя кормить, завтра ты снова захочешь кушать”. И в самом деле, зачем нам мыться, ведь скоро мы снова будем грязными. Если же все-таки вы решите, что вам нужно кушать и нужно мыться, то значит, нужно и исповедоваться.
Вы считаете, что вам не нужно исповедоваться? Пусть научит вас пример человека, который плывет в лодке с пробитым днищем. Человек вычерпывает воду из лодки черпаком, через дырку в днище вода прибывает. Если он будет черпать без остановки, то может быть, он и доплывет до берега. А если он бросит черпак со словами: “Что вычерпывать воду, все равно она постоянно прибывает”, то до берега он не доберется.
Помимо примера с лодкой можно привести и другой пример. В книге “Отечник”, составленной свтятителем Игнатием Брянчаниновым, есть такой пример: “Один человек приходил к старцу, спрашивал его, а после забывал сказанное ему. Как-то раз он пришел к старцу и сказал, что он постоянно забывает то, что старец сказал ему, по этой причине он думает больше не ходить к старцу и не утруждать его. На это старец сказал ему взять два кувшина. Пришедший взял их. Тогда старец сказал ему налить в один из кувшинов воды и вылить ее. Пришедший так и сделал. Старец сказал еще раз повторить тоже самое. Пришедший так и сделал. Потом старец сказал ему посмотреть, какой из кувшинов чище. Пришедший сказал: “Тот, в который несколько раз наливал воду и выливал”. Тогда старец сказал ему: “Хотя ты и забываешь то, что я говорил тебе, но все равно ты становишься чище уже от того, что ты спрашиваешь”. Видите, оба кувшина были пусты, но один из них был чище. Так и вы, если вы не остановитесь, а будете продолжать идти к добру, то вы будете постепенно становиться все чище и чище.
По мысли святых отцов тот, кто испытывает совесть, со временем начинает уменьшать в себе зло. Преподобный авва Дорофей говорил, что тот, кто по вечерам уделяет некоторое время на рассмотрение того, как прошел день, то со временем начинает уменьшать в себе зло. Если он делает десять проступков, то он начинает делать вместо десяти девять, а если делает девять проступков, то начинает делать вместо девяти восемь. Так, мало-помалу он уменьшает в себе зло.
Напоследок хочется вам сказать, что бывает так, что нам только кажется, что мы не становимся лучше. Священник Александр Ельчанинов говорил, что усилившаяся зрячесть своих грехов, усилившаяся строгость по отношению к себе создают иллюзию того, что человек не исправляется. На самом же деле это не так. «Бог по особому промышлению Своему, часто закрывает нам глаза на наши успехи, чтобы защитить нас от злейшего врага — тщеславия и гордости. Часто бывает, что грех-то остался, но частые исповеди и Причащение Св. Тайн расшатали и ослабили его корни».
Старец Паисий Афонский говорил, что в начале нашего подвига Бог по Своей любви как бы закрывает нам глаза на наши грехи, чтобы мы, увидев великое множество наших грехов, не пришли от этого в отчаяние. По мере того, как мы преуспеваем, Бог закрывает нам глаза на наши добродетели, чтобы мы, увидев свои добродетели, не стали от этого превозноситься. «К примеру, рукав нашей одежды может быть испачкан в птичьем помете, а мы, глядя на него, будем думать, что это не помет, а цветочные лепестки. Однако, когда мы преуспеваем в нашей духовной борьбе, Бог потихоньку попускает нам видеть наши ошибки. Одновременно с этим Он дает нам и силу для того, что бы мы подвизались и эти ошибки исправляли»[1].
Даже если вы после исповеди впадаете в те же самые грехи, в которых исповедовались, то нужно все равно продолжать исповедоваться.
Преподобный Иоанн Лествичник в книге “Лествица” писал, что Бог даже совершенным подвижникам попускает впадать в некие малые погрешности, чтобы по причине этих падений подвижники постоянно укоряли себя и пребывали в смирении.”Не устрашайся, — говорит Иоанн Лествичник, — хотя бы ты падал каждый день, и не отходи от путей Божиих. Стой мужественно и ангел, тебя охраняющий, почтит твое терпение”.
[1]Паисий Святогорец. Духовная борьба / Пер. греческого иеромонаха Доримедонта. - М., 2003. С.172.