Исцеление. Человеку, который молился Богу об исцелении, но не получил
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  13.07.2015.



Грешному человеку святое не является. В ответ на твою молитву Господь может прикоснуться к твоему сердцу. Твой дух может проснуться. Когда дух проснется, ты вдруг поймешь, как тебе поступить правильно. Страдание заставляет человека искать утраченную гармонию жизни. Не нужно испытывать, почему Бог  не исцеляет. Если с доверием принять то, что Господь определил тебе, то в этом найдешь радость и успокоение.

     Ты спрашиваешь, почему Бог не слышит твоей молитвы. Ты говоришь, что если бы Он был действительно Богом, то обязательно исцелил бы тебя. В Библии написано, что Бог говорил  Моисею и пророкам. И ты смущаешься, что Он не говорит тебе. Много лет ты ходишь в храм, но твой недуг продолжает отягощать тебя.

     Да, Бог говорил Моисею. Да, Бог говорил пророкам. В катехизисе, составленном митрополитом Филаретом (Дроздовым)  сказано, что раньше люди были чисты. Бог мог говорить им нечто. Потом, когда в мире увеличилось зло, люди перестали быть способными  воспринимать Божественные откровения. Возникла необходимость в составлении священных книг. Почему Бог не обращается к тебе как к пророку Моисею? Во-первых, потому что мы не способны услышать этот голос. Святые могли принимать Божественные откровения, потому что в них не действовали страсти. Святитель Игнатий Брянчанинов в книге “Аскетические опыты. Том 1» в повествовании об Иосифе Прекрасном говорит, что Иосиф видел пророческие сны. Но так бывает со святыми, в которых не действуют страсти.  Представь, мы, простые люди содрогаемся от приступов гнева, страдаем от страсти чревоугодия, и, беседуя с кем-то мечтать в уме о блюде с жареной картошкой. Человек, переполненный такими образами и мыслями, не способен услышать глас Божий к нему. Только душа, освободившаяся от всего этого, способна прикоснуться к духовному миру. Архиепископ Антоний (Голынский - Михайловский)  в своем трактате об Иисусовой молитве пишет, что только уже на высоких ступенях молитвенного делания, человек становится способным к контакту с ангелами.

     Грешному человеку святое не является. Бог не говорит тебе, как некогда говорил пророку Моисею, потому что жалеет тебя. Если бы ты услышал голос Божий, обращенный к тебе, ты бы возгордился. Старец Паисий Афонский говорил, что Бог дал бы дарование  человеку, если бы не было опасности в том, что человек припишет это дарование себе. Если Господь начнет говорить с тобой прямо сейчас, когда ты находишься в страстном состоянии, то это точно не пойдет тебе на пользу. А возможно, послужит твоей погибели. То состояние, в котором ты сейчас, не является правильным. Если же Господь заговорит с тобой, то ты можешь считать, что твое нынешнее состояние  является правильным. Если Господь заговорит с тобой напрямую, значит, что совершенствоваться уже не нужно, что  ты достиг богообщения, а значит есть опасность в том, что ты перестанешь развиваться духовно. Господь, не говоря с тобой как с пророком Моисеем, щадит тебя еще и по другой причине. Если ты услышишь глас Божий и веление Божие, обращенное к тебе и не исполнишь, то тебе придется за это нести ответ. Если же ты не слышишь гласа и не исполняешь, то этот уже другое дело.

     Может ты встречал в Евангелие слова о том, что «знавший волю господина и не сотворивший, бит будет много, а, не знавший и не сотворивший, бит будет мало». Именно по этой причине духовники не всегда говорят определенно. Например, человек спрашивает их о чем-либо и духовник знает ответ на вопрос, но не решается ему открыть, потому что видит, что человек не будет исполнять сказанное ему. Тогда духовник дает свое благословение в виде намека и совета, оставляя человеку возможность выбрать исполнять ему услышанное или нет. Если человеку сказать определенно и человек откажется от исполнения услышанного, то над ним будет тяготеть неисполненное благословение.

     Также может произойти и с тобой. Представь, если Господь призовет тебя и скажет идти в чужую страну подобно Аврааму. Пойдешь ли ты?  Что будет, если ты откажешься? Не нужно тебе ждать никаких гласов и желать услышать ответ на свою молитву.  В ответ на твою молитву Господь может прикоснуться к твоему сердцу. Твой дух может проснуться. Когда дух проснется, ты вдруг поймешь, как тебе поступить правильно. В твоем уме может родиться какое-либо решение, которое окажется правильным. Ты можешь додуматься до того, до чего ранее додуматься не мог. Но желать, чтобы какой-то голос обратился  к тебе не надо. Если дьявол увидит в тебе такую склонность, он может этим воспользоваться и прийти к тебе под видом ангела или самого Бога. Такое случалось часто. Дьявол приходил в виде ангела или представлялся самим Богом,  требовал себе поклонения и делал так, чтобы привести людей к погибели. Помни, что к общению с Богом способны лишь святые люди, которые совершенно очистились от страстей. Об этом ты можешь узнать, прочитав кое-что из творений святителя Игнатия Брянчанинова. Например, “Аскетические опыты. Том 1” (“О молитве Иисусовой. Отдел II. О прелести”),  “Слово о смерти” (гл. “ О чувственном и духовном видении духов”), “Приношение современному монашеству” (гл. “Об отшельнической жизни”). Ты увидишь, что святые не принимали никаких голосов, обращенных к ним, опасаясь коварства дьявольского.  Ты увидишь, как дьявол губил тех, кто доверял этим голосам. Глас Христов - Евангелие, говорит святитель Игнатий Брянчанинов. Нам не нужно искать никакого другого гласа. В Евангелие открыта воля Божия человеку. Если раньше Господь говорил Моисею напрямую, сейчас в этом нет никакой нужды. Воля Божия изложена в Евангелии.

     Ты говоришь, что тебя смущает мысль, что ходишь в храм давно, но исцеления не получаешь. Может быть, Господь не исцеляет тебя лишь потому, что заботится о тебе. Ты говоришь, что на твои молитвы нет ответа, что Господь тебя не слышит. А что, если твоя болезнь и есть ответ на твои молитвы.  Молился об очищении, Господь дает тебе возможность тебе очиститься. Что, если болезнь твоя дана тебе для очищения от твоих прежних грехов?

     Представь, что было бы с тобой, если бы у тебя не было этой болезни? А было бы много денег, железное здоровье и твои страсти. Ты мог бы погибнуть навеки. Желая твоего спасения, может, Бог и послал тебе эту болезнь, чтобы спасти твою душу. “Страдающий плотию  перестает грешить”, - говорит святой апостол Петр (1 Пет. 4,1).  Если бы не было болезней, то мы были бы очень гордыми.

     У Ивана Ильина есть замечательные слова о человеческом страдании. Он попытался представить, что стало бы с людьми, если бы прекратились страдания. Не испытывая никаких страданий, люди бы деградировали. Если желаешь, прочитай его эссе «О страдании». Оно находится в книге «Поющее сердце. Книга тихих созерцаний». Страдание заставляет человека искать утраченную гармонию жизни.

     И тебя страдание толкает вперед, к  духовному совершенствованию. Да, ты испытываешь немощь и бессилие. Но, если посмотреть на твою проблему с другой стороны, то можно сказать, что твоя немощь и твое бессилие помогают тебе приблизиться к Богу. Ты молишься Ему, просить Его о своих нуждах. И, молясь Богу, ты в ответ на свою молитву получаешь благодать.

     Ты спрашиваешь, где же ответ на твои молитвы? То чувство дивного умиротворения, которое проникает в твое сердце и разливается по всему телу и есть ответ-прикосновение Божьей благодати. Это не похоже на напыщенную радость, на ядовитое чувство самоудовлетворения. Чувство умиротворения делает человека спокойным в самых тяжелых обстоятельствах. Он может болеть, вокруг него может быть колючая проволока, но если внутри человека мир, то все ему будет легко переносить. Тебе не нужно испытывать, почему Бог тебя не исцеляет. Тебе просто нужно это принять. Бог заботится о тебе, поэтому и дает болезнь. Прими ее как с рук Божиих и в этом найди покой.

     Протоиерей Владимир Воробьев  говорит, что Бог может исцелить любую болезнь, но иногда Он этого не делает, потому что хочет, чтобы человек смирялся. Сам Владимир Воробьев говорит, что страдает гипертонией. Вот и приходится пить таблетки и смиряться.

     Ты говоришь, что таблетки это средство для неверующих, а познавшим Бога это не нужно. Да, так говорят некоторые. Но так говорят только люди совершенные, которые отвергли все земное. Некоторые заколачивали окна в своей келье, говоря, что им теперь не нужен свет чувственный. Кто-то из подвижников прекращал всякое общение и людьми и уходил в затвор, кто-то давал насекомым терзать свое тело. Но так поступали люди, которые исполнили все. Ничего для них не оставалось не исполненным. Поэтому они шли на такие тяжелые подвиги.  Мы же так поступать не можем. Святитель Феофан Затворник говорил, что можно, конечно, отказаться от лечения. Но здесь есть опасность для человека впасть в гордость.

     Человек может сказать себе, что пусть лечатся другие, недуховные люди, а мы, духовные, обойдемся без лечения. То есть человек может возомнить о себе слишком высоко. Тебе нужно пить таблетки и смиряться. Советуйся по поводу лечения со своим духовным отцом. Но лечись обязательно. Дьявол некоторых святых принуждал совершать безрассудные поступки. Одни бросались в колодец, видимо, думая, что Господь сохранит их. Другие и вовсе отказывались от приема пищи. Господь хранит тех, кто сам хранит себя. Тех же, кто хочет гореть в огне, Он оставляет гореть в огне.

     Мудрости Промысла Божия, ведущего человека к спасению, мы не в состоянии постичь. Она открывается только совершенным. Если ты с доверием примешь то, что Господь определил тебе, то в этом найдешь радость и успокоение. Может быть, испытаешь чувство блаженства, которое люди называют счастьем.

     Чтобы тебе не запутаться в духовной жизни, чтоб тебе не роптать понапрасну на то, что Бог определил тебе, начинай разбираться в духовной жизни. Читай хорошие книги. Книги, которые писали те люди, которые исполнили Евангелие и оставили нам свой опыт. Есть замечательные книги духовные наставления старца Паисия. Это, белого цвета книги под названием  “Слова”. Их пять томов. Прочти их все. В них старец объясняет, как относиться к болезни, как относиться к молитве. Эти книги будут тебе очень  интересны и принесут пользу.

P.S.: В книге «”Победить свое прошлое”: Исповедь - начало новой жизни» (URL: http://solovki-monastyr.ru/abba-page/confession/1395/) в 3 части есть раздел, в котором разбирается проблема болезней и страдания. Некоторые мысли, встречающиеся в данном ответе, перекликаются с мыслями, изложенными в книге. В книге проблема болезней и страдания разобрана более подробно, чем в ответе.