-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
Автор: | Иеромонах Соловецкого монастыря |
Дата: | 03.12.2015. |
Иногда трудности вплетаются в жизнь человека настолько глубоко, что возникает недоумение, можно ли хоть в какой-то мере человека от них избавить и каким-то образом ему помочь? Порой сложные обстоятельства, с которыми связана жизнь человека, столь запутаны и многогранны, что ничего определённого о выходе из них сказать нельзя, а сказать всё-таки что-то надо, ведь человек надеется через совет получить хоть малую зацепку, надежду на выход. Чем же ободрить и поддержать человека, который находится в трудных жизненных ситуациях?
Нечто конкретное сказать всё-таки можно. Если человек живет по совести, то он всегда должен надеяться на Божественное заступление. Вспомним слова старца Паисия Святогорца, который говорил: «Послушание за послушание».
То есть, если человек слушает Господа, Господь слушает человека. «Глас Христов – учение его; глас Христов – Евангелие»[1]. Если человек старается исполнять заповеди Божии, старается прощать врагов, откладывает свои дела, чтобы помочь ближнему, то внутри у него начинает действовать как бы некая подсказка. В сердце человека рождается понимание того, как ему поступить в той или иной ситуации.
Без этого внутреннего понимания, как поступить, сложно человеку плыть по волнам житейского моря. И не всегда возможно ему со стороны дать короткий и простой ответ на вопрос: что делать, где найти выход ?
С чем связано такое затруднение? Нынешние трудности, опутавшие человека, возможно, зрели не один год и обусловлены предшествующей жизнью. Поэтому, чтобы преодолеть, казалось бы, неразрешимые обстоятельства, человеку следует пересмотреть мотивы своих поступков. Поступки прошлого и настоящего пусть пройдут перед судом его совести. И если она признает какие-то мотивы неблаговидными, пусть попытается человек что-то в себе изменить и пересмотрит свою своё отношение к людям, к жизни.
Если такого пересмотра и переоценки не произойдет и мотивы останутся прежними, то придется снова и снова наступать на одни и те же грабли. Чтобы навсегда уйти от какой-то проблемы, следует понять, какое внутреннее состояние предшествовало её возникновению. Может непримиримая вражда? Или желание вступить в незаконную связь? Или жажда власти?
Если человек не осознаёт внутренних причин возникновения проблемы, то она, скорее всего, повторится. Здесь уместна аналогия появления камней в нашем организме. Камни можно удалить механическим путём, но если причина камнеобразования не будет устранена, то они появятся снова.
Женщине, у которой не складывается жизнь, можно посоветовать послушать цикл бесед «Женщина и мужчина. Одиночество и счастье»[2]. В этих беседах даются некоторые ориентиры для анализа, переосмысления и изменения своей жизни. Эти ориентиры актуальны и для мужчин.
А бывает и так, что человеку просто нужно отдохнуть. Когда, например, кто-то хронически не высыпается, то мысли в его голове начинают путаться. Он пытается привести их в порядок, но безуспешно. В такой ситуации, возможно, следует просто пересмотреть в первую очередь режим дня. Если человек начнёт высыпаться, то и мысли обретут стройность и ясность.
Конечно, этот совет годится не для всех, хотя зачастую можно говорить о том, что появление внутреннего хаоса зависит именно от образа жизни, который ведет человек, но каждый отдельный случай следует рассматривать особо.
Всегда уместным будет упоминание о Промысле Божием. Если человек начнёт слушать Бога, то он может надеяться, что Бог распутает запутавшиеся нити жизни.
Задумываться об этом удобно во время чтения. Преподобный Исаак Сирин наставляет: «Часто, и не зная сытости, читай в книгах учителей о Промысле Божием, ведь такие книги укрепляют ум. С их помощью усматривается порядок в тварном мире».[3]
В книге «Отец Арсений» есть две замечательные повести о том, как Промысл Божий спасает людей в трудных обстоятельствах. Эти повести укрепляют надежду. Читая их, можно увидеть, как воплощаются в жизнь слова: «Послушание за послушание».
В обеих история смысл приблизительно одинаков. Героинь в годы борьбы с Церковью отправили в ссылку. Фактически их отправили умирать. Но Господь путями, Ему лишь известными, спас этих людей. Спасти Он может каждого, если только кто-то сам не захочет отпасть от Него.
Героине рассказа «Село Кряжи» один мужчина сказал: «Ссыльная ты, участь твоя погибельная, защиты ни от кого нет, тебя сюда и прислали, чтобы со свету сжить». Но она выжила.
А одна из героинь рассказа «Корсунь-Ерши» оставила такие записи: «Голодная, холодная жесткая жизнь в Ершах-Корсуни в первый год придавила нас в начале, всё было против нас: люди, природа, окружение и даже Соня, наша любимая Соня в самый трудный период жизни нашей своим уходом нанесла нам, казалось, непоправимый удар, который почти доконал нас. Уход Сони на какое-то короткое время подорвал во мне веру в великое Провидение Божие. Всё решительно было против нас. Мы умирали, нам никто не мог помочь. Но вдруг неожиданно пришла помощь от человека, которого мы считали наибольшим своим врагом, и тогда в ослепительно ярком свете открылась нам Великая Милость Господа, открылось то, что не знает человек и слова «Неведомы пути Твои, Господи» стали особенно понятны»[4].
Наконец, необходимо сказать о том, о чем нужно говорить в первую очередь – о молитве. «Во всякой скорби и обстоянии» можно читать акафист Божией Матери в честь иконы Ее «Всех скорбящих Радость». А после – можно опуститься на колени и помолиться своими словами. Даже – со слезами.
Кто-то во время сильных скорбей и при утрате душевного мира читает «Чин 12 избранных псалмов». Кто-то, попав в трудное положение, – акафист святителю Николаю. И святитель помогает. Есть книга, в которой собраны свидетельства наших современником, которым помог святитель, – «Современные чудеса святителя Николая». Читающий эту книгу выполняет совет преподобного Исаака Сирина, что был приведен выше.
Святитель Николай действительно является скорым помощником. На этот счет хотелось бы привести одно свидетельство. Оно взято не из книги, но вполне может войти в нее. Муж с женой отправились однажды куда-то на машине. Дело было зимой. Когда машина разворачивалась, то въехала в сугроб и встала намертво. Этот случай произошел в то время, когда ни сотовая связь, ни служба помощи на дорогах (эвакуация и пр.) еще не были развиты. Итак, машина стоит намертво в сугробе. Вокруг – никого. Что делать? Стали читать акафист святителю Николаю. Через некоторое время подъехал автомобиль, из которого вышел «дедушка». К застрявшей машине он прицепил трос и выдернул ее из сугроба. После того, как помощь была оказана, «дедушка» уехал. Когда супруги сели в автомобиль и посмотрели на икону святителя Николая (многие автомобилисты держат в салонах своих автомобилей икону этого угодника Божия), то в образе святителя они узнали «дедушку».
Люди, которые призывают в помощь святых угодников Божиих – святителя Николая Мирликийского Чудотворца и святителя Спиридона Тримифунтского свидетельствуют: помощь приходит. Иногда – настолько быстро и в таком качестве, что остается только удивляться.
В связи с поднятой темой примечателен пример священника Георгия Косова из села Спас-Чекряк Орловской области. «Приход был крайне бедный, село захудалое, матушка сирота, помощи никакой ждать было неоткуда» [речь идет о времени гонений на Церковь в послереволюционные годы].
«И стал отец Георгий каждый день служить в пустом убогом храме,— рассказывал об отце Георгии архимандрит Иоанн (Крестьянкин),— день молится, месяц молится, год молится и не знает, что по сельским дорогам уже указатели стояли “К Егору”».
И ехали к нему на лошадках, и шли пешком со всей Орловщины богомольцы, и везли, и несли все для жизни, а сам отец Георгий стал молитвенником, прозорливцем, целителем, отчитывал бесноватых, новый каменный храм построил»[5].