Отцы и дети. Женщине, страдающей от конфликтов с матерью
Назад к списку вопросов
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  24.07.2015.



Страдание зовет человека к гармонии. Когда Господь попускает искушение, это не значит, что Он хочет нас уничтожить. Эти попущения помогают человеку увидеть страсть гордости в своем сердце. Мы эту страсть гордости способны увидеть только через других людей. Если мы имеем ненависть в сердце к человеку, то мы имеем власть и простить его. А если не имеем, то надо молиться. Наша ошибка в том, что мы пытаемся своим умом, потугой разума преодолеть себя.

     Заповеди, известные Вам: “Чти отца и мать твоего” неотменимы, потому что мы, христиане, верим в слова Спасителя: «Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Мф. 5:18).

     Я привык опираться на слова святых отцов, потому что, когда говоришь только от себя, то все слова  словно повисают  в воздухе.

     Когда приходит какое-либо сильное искушение, нужно помнить, что ничего не бывает просто так. Когда Господь попускает искушение, это не значит, что Он хочет нас уничтожить. Хотя такое бывает с людьми, которые согрешают против совести. Они сознательно идут против истины, заранее зная уже, что плохо и так делать нельзя. Примером этому может служить объедение. Человек понимает, что объедаться плохо и вредно, но все равно продолжает. Такому Господь может послать искушение сверх силы, что человек и не рад будет. Но это не ваш случай. Поэтому, если искушение приходит, значит, в этом есть некий смысл, потому что, если бы его не было, то оставалось бы только сойти с ума.  У Ивана Ильина есть небольшое произведение под названием “Страдание”. В нем он пишет, что когда приходит страдание, это совсем не значит, что ты проклят Богом, а совсем наоборот. Нужно и в страдании увидеть сокровенный смысл.

     Страдание зовет человека к гармонии. Возникновение вашего конфликта с мамой не могло произойти без причины. Следовательно, в первую очередь нужно заглянуть внутрь себя, своего сердца. И именно в этом и есть отличительная черта христианства. Все вокруг пытаются изменить социальные отношения для достижения всеобщего счастья. Но христианство утверждает, что не это главное. Христос не оставил нам идеального совершенного социального устройства. Ведь имеется  в виду, что, если человек будет жить по христианским заповедям, то все остальное образуется само собой. Христианство призывает изменить свое сердце в первую очередь. Святой Исаак Сирин в 79 слове «О гордости» пишет об искушениях, которые попускаются гордому человеку.

     «Искушения, бывающие по Божию попущению на людей бесстыдных, которые в мыслях своих превозносятся пред благостью Божиею и оскорбляют гордостью своею Божию благость, суть следующие: явные демонские искушения, превышающие пределы душевных сил; отъятие силы мудрости, какую имеют люди; жгучее ощущение в себе блудной мысли, попускаемой на них для смирения их превозношения; скорая раздражительность; желание поставить все по своей воле, препираться на словах, порицать; презрение сердца[презирающее все, пренебрегающее всем сердце]; совершенное заблуждение ума; хулы на имя Божие; юродивые, достойные смеха, лучше же сказать - слез, мысли; и то, что пренебрегают ими люди, в ничто обращается честь их, и тайно и явно, разными способами, наносится им срам и поругание от бесов; желание быть в общении и обращении с миром, непрестанно говорить и безрассудно пустословить, всегда отыскивать себе новости, а также и лжепророчества; обещать многое сверх сил своих. И это суть искушения душевные.

     К числу искушений телесных принадлежат: болезненные, присно пребывающие, запутанные, неудоборазрешимые приключения, всегдашние встречи с людьми худыми и безбожными; или человек впадает в руки насильников, или сердце его вдруг, и всегда без причины, приводится в движение страхом [В греческом тексте сказано: «страхом Божиим». Но у преп. Паисия последнего слова нет, и мы тоже опустили, как не соответствующее смыслу места.]; или часто терпит он страшные, сокрушительные для тела падения со скал, с высоких мест и с чего-либо подобного; или, наконец, чувствует оскудение в том, что помогает сердцу Божественною силою и упованием веры; короче сказать, все невозможное и превышающее силы постигает их самих и близких им. Все это, нами изложенное и перечисленное, принадлежит к числу искушений гордости.

     Начало же их появляется в человеке, когда начинает кто в собственных глазах своих казаться мудрым. И он проходит все сии бедствия по мере усвоения им себе таковых помыслов гордости. Итак, по роду искушений своих заключай о путях тонкости ума твоего. Если же увидишь, что некоторые из сих искушений смешаны с искушениями, сказанными прежде, то знай, что, сколько имеешь ты оных, столько же проникает в тебя гордыня» (“Православие и современность. Электронная библиотека.” (www.lib.eparhia-saratov.ru).

     Обрати внимание. Речь идет не об активном человеке, который много путешествует и потому падает со скал. Это происходит с ним, потому что в его сердце есть гордость.

     Эти попущения не означают то, что Господь хочет уничтожить человека. Эти попущения помогаю человеку увидеть страсть гордости в своем сердце. Если человек увидит ее, то, может быть, он начнет с ней бороться.

     Искушения с мамой, возможно, происходят потому, что в сердце твоем есть страсть гордости. Мама в каком-то смысле помогает тебе увидеть твою страсть.

     Мы эту страсть гордости способны увидеть только через других людей. Древний святой Авва Дорофей  говорил, что люди, окружающие нас, помогают увидеть нам свое сердце. До тех пор, пока нас не задели словом или делом, мы можем иметь о себе очень высокое мнение. Когда же люди нас задевают, мы начинаем гневаться. Господь все это попускает из любви к нам, давая нам возможность очиститься. Если мы прогневались, вспыхнули яростью, но после этого мы и ужаснулись. Мы же думали, что мы такие кроткие и смиренные и вдруг видим, что внутри нас живут страшные драконы. Тут мы и задумываемся. Во-первых, начинаем молиться и просить помощи у Господа.

     «Случается также, что иной, как кажется ему, пребывает в мире и безмолвии: но когда брат скажет ему оскорбительное слово, то он смущается, и потому полагает себя вправе скорбеть на него, говоря: если бы он не пришёл и не смутил бы меня своими словами, то я не согрешил бы. Вот смешное суждение! Вот обольщение диавольское! Разве тот, кто сказал ему слово, вложил в него страсть? Он только показал ему ту, которая уже была в нём, для того чтобы он, если хочет, покаялся в ней. Такой подобен гнилому хлебу, который снаружи хорош, а внутри заплесневел, и когда кто-либо разломит его, то обнаруживается его гнилость. Так и этот - пребывал, как ему казалось, в мире, но страсть была внутри его, а он не знал о сем; брат сказал ему одно слово и обнаружил гнилость, сокровенную внутри его. Итак, если он хочет получить помилование, то пусть покается, очистится, преуспеет; и пусть видит, что он ещё должен благодарить брата, как доставившего ему таковую пользу» (поучение 7).

     «<…> если кто не подвергнется искушениям и не испытает скорби от страстей, тот и не подвизается о том, как бы от них очиститься. О сем говорит и Псалмопевец: внегда прозябоша грешницы яко трава, и проникоша вси делающии беззаконие, яко да потребятся в век века (Пс. 91, 8). Грешники, прозябающие яко трава, суть страстные помышления, ибо трава слаба и не имеет силы. Итак, когда прозябают в душе страстные помышления, тогда проникают, т. е. познаются вси делающие беззаконие, т. е. страсти, яко да потребятся в век века; ибо когда страсти сделаются явными для подвизающихся, тогда они истребляются ими. Вникните в последовательность речи: сперва, прозябают страстные помышления, потом, возникают страсти, и тогда уже истребляются» (поучение 13).

     В вашем случае Вам нужно для начала заглянуть в свое сердце.  Сесть вечером, почитать какую-нибудь духовную книгу, помолиться и прислушаться к тому, о чем Вы думаете. Святые отцы называют это испытанием совести. Конечно, у других, может быть, и нет таких искушений, но они, может, и не пытаются идти к Богу. Ведь таким образом Бог промышляет только о своих детях. Людей, которые отреклись от Бога, просят Его не вмешиваться в их жизнь, и которые сами все про себя знают, Господь не трогает и не ведет по жизни. Ведь они сами этого не хотят. Некто из старцев говорил, что есть дети свои. Их наказывают. Есть дети не свои. Их и не наказывают, но и не заботятся о них.

     Во-вторых, наше отношение к ближнему. Один мужчина спросил у святого Иоанна Пророка про то, что в детстве он имел очень близкого друга, но потом он женился, и жизненные пути с его товарищем разошлись. Он стал переживать, не изменил ли тот друг  к нему свое отношение. Иоанн Пророк попросил его заглянуть в свое сердце, и если тот найдет там расположение к своему другу, то и в сердце друга будет расположение. Об этом “феномене” говорят многие старцы. Например, старец Порфирий Кавсокаливит говорит, что наши злые мысли не могут скрыться в нас, “молва роптаний не крыется”, то есть то, что мы осуждаем или обличаем кого-то, все это воздействует на другого человека.

     По словам старца Порфирия Кавсокаливита: «Шепот нашей души таинственно доходит до другого человека и влияет на него, даже если мы не произносим ни одного слова. И, не разговаривая, мы можем передать добро и зло, каким бы ни было расстояние, разделяющее нас с ближним. То, что не произносится, зачастую сильнее слов» (Порфирий Кавсокаливит, старец. Цветослов советов / пер. с новогреч. иеромон. Агафангела (Легача). - Святая Гора Афон: Пустынь новая Фиваида Афонского Русского Пантелеимонова монастыря, 2008. С.317).

     Из всего этого можно сделать совершенно удивительный вывод. Если мы внутри осуждаем человека, то, не смотря ни на какие подарки, любезности и учтивость, хороших отношений с этим человеком  не будет. Будет только стена. И об этом в древних патериках сохранилось много повестей.

     Два человека не могли никак помириться. Но один, сидя дома решает, что виноват в ссоре все же он. Он хочет пойти и попросить прощения. Так вот в этот самый момент сердце у человека менялось и другой, эту внутреннюю перемену сердца чувствовал. Загляните в свое сердце и посмотрите, что Вы чувствуете к своей маме. Возможно, станет много чего понятно. Бывает, что мы недоумеваем, почему наши ближние вдруг изменили свое отношение к нам. Люди, живущие уединенно, способны следить за своим внутренним миром.  А тем, кто в трудах и заботах нужно пытаться уделять хотя бы несколько минут вдень на обозрение прошедшего дня, своих мыслей и очистить себя покаянием.

     Если мы имеем ненависть в сердце к человеку, то мы имеем власть и простить его. А если не имеем, то надо молиться. \ За своего обидчика надо даже крестик целовать и надо молиться такими словами: «Господи, Крестом Твоим удали от меня страсть неприязни, помоги мне полюбить своего обидчика. Спаси меня его святыми молитвами». А сердце сердцу весть подает, и он почувствует это. Цель - вытеснить из сердца злую силу. Старец схиигумен Савва (Остапенко) из Псково-Печерского монастыря. И молиться до тех пор, пока не успокоишься.

     Чтобы переломить ситуацию не нужно никаких слов.  Не нужно ничего доказывать, объяснять. Нужно просто принять человека таким, какой он есть. Нужно нечто противопоставить негативным мыслям и попыткам найти концы происходящего. Потому что, как ни старайся, все равно эта мысленная война будет проиграна, а человек расстроится, смутится и разгневается в конце концов. Святые отцы советуют в эту мысленную брань не вникать. Авва Дорофей сказал: “Не думай помыслами человеческими, преодолей помыслы бесовские”. Дьявольский ум превосходит своим коварством любой человеческий ум. Есть совершенно интересный трактат об Иисусовой молитве архиепископа Антония (Голынский – Михайловского). Он писал, что святые победили грех, потому что не вступали своими силами в борьбу с грехом. Наша ошибка в том, что мы пытаемся своим умом, потугой разума преодолеть себя. А тут нужно просто молиться, и все проходит. (об этом же можно прочитать в книге святителя Игнатия (Брянчанинова) «Приношение современному монашеству» в главах «Первый образ борьбы с падшими ангелами» и «Второй образ борьбы с падшими ангелами»).

     Вам нужно разобраться и я пытаюсь дать Вам направление. Может быть, было что-то в вашем прошлом, что нужно как-то искупить. Если Вы встали на путь христианства, то нужно учиться любви. Но как? Любви можно научиться лишь через какое-то страдание. Рекомендую Вам почитать книгу “Отец Арсений”. Это рассказ духовных чад отца Арсения о его жизни и испытаниях в лагере смерти, где он пробыл 17 лет. Это были сталинские времена.

     Попавшие в лагерь, в какой попал отец Арсений, долго обычно не жили. В большинстве своем люди больше года не выдерживали и умирали. Царило полное отчаяние. Все понимали, что умрут. От безысходности развивалось страшное отчаяние, терялось все человеческое. И вот на самом дне этого ада отец Арсений научился любить. До этого лагеря он думал о себе уже высоко, но увидел там, что людей, которых он считал грешниками, он недостоин. Этот лагерь многое ему дал. Это был бесценный опыт. Если Вы научитесь общаться с вашей мамой, то Вы научитесь общаться с миллиардом человек. Так мыслил отец Софроний (Сахаров). Он говорил, что во всех людях есть нечто общее. Если мы научимся общаться с одним человеком, то можно считать, что мы научились общаться с миллиардом человек.

     Вы будете учиться общению с ней новыми и новыми попытками и придете к тому, о чем говорил Спаситель и святые. И только начав так поступать, увидите, что отношения налаживаются. Это пригодится и в отношениях с детьми позже, когда они станут взрослыми. Вам этот опыт очень и очень пригодиться, особенно тогда, когда дети начнут (может, и не начнут) бунтовать и протестовать.

     Помните о снисхождении. Часто с больными людьми мы общаемся как со здоровыми.

     Есть люди, которые не ведут духовный образ жизни. С ними не всегда получается поговорить на духовные темы. А утешить иногда их нужно, особенно тогда, когда они унывают. Какую тему выбрать? Ту, которая им ближе. Они, может быть, готовы часами говорить о собаках, лошадях и прочем. Тогда может появиться улыбка. Вспомнится былое и наметится некий оптимизм.

     Нужна мудрость и осторожный подход. Если в человеке наблюдается некая неадекватность, то это нужно учитывать и не пытаться говорить с ним как со здоровым. Например, дети, выросшие в семьях без отцов, капризны и избалованы женским вниманием. А дети-сироты из детских домов напористы и агрессивны, так как они рассчитывают только на себя.

     Если человек рос с отцом, то рука отца  пресекала шалости. Ребенка иногда наказывали, ему объясняли, что того-то делать нельзя. Ребенок стал чувствовать границы, за которые переходить нельзя. Дети, росшие без папы, дети – сироты этих границ могут не чувствовать.

     И если что-то в этом роде Вы видите в своей маме, просто поймите и примите.  Приимите ее такой, какая она есть.

     Вам нужно каждый день читать Псалтирь. Когда мы молимся, связь с Богом оживает. Бог – Промыслитель, и ни один волос не может упасть с головы человека без Его воли. А если мы забываем об этом, то начинаются всякие страхи. Старец Порфирий говорит, что когда из души уходит Христос, его место занимает страх, тоска, чувство незащищенности. Если вдуматься в то, что нам дал Христос, то остается только благоговеть. Христос дает решение всех вопросов: “Прощайте, благословляйте, молитесь за творящих напасть.” Если Вы будете  жить вот так, по заповедям Евангельским, то ваша любовь не сможет не найти отклика. Агрессия рождает агрессию. Если ваша мама и не познала любви в жизни, то возможно перед судом своей совести она и не делает чего-то плохого. У нее могут быть извиняющие обстоятельства, которых нет у Вас.

Если Вы будете поступать не по Евангелию, то, что бы Вы ни сделали, всегда Вам будет тяжело иметь мир в душе, если не невозможно. И пусть Вам будет казаться, что Вы справедливы, если Вы поступает не по Евангелию, порадоваться искренне Вам вряд ли удастся. Только истинная мысль может принести человеку радость и успокоение, а ложная приносит смущение и человек теряет сон и покой.

     По словам святого праведного отца Иоанна Кронштадтского: «Всякая ложная мысль в самой себе носит доказательство своей ложности. Это доказательство - смертельность ее для сердца; мудрование плотское смерть есть. Равно всякая истинная мысль заключает в себе самой доказательство своей истины. Это доказательство – животворность ее для сердца; мудрование духовное – живот и мир (Рим. 8, 6), - говорит Апостол» (Иоанн Кроншадтский, св. прав. Моя жизнь во Христе. - Репр. изд. 1893 г. - СПб.: Изд-во Л.С. Яковлевой, 1994. С.104).

     Принимайте все, что бы ваша мама ни говорила. Избегайте полемики. Воспринимайте все ею сказанное миролюбиво, беззлобно, с улыбкой. Отдайте все свое внимание на то, чтобы у Вас не родилось к человеку неприязни. Был такой святой Гавриил Зырянов. О нем говорили, что хоть он и был уже зрелым старцем, но сохранил до этих лет целомудренную шутливость, с помощью которой разрешал тяжелые ситуации, и у людей расходились насупленные брови.