Наркомания. Что делать, если сын – наркоман? Письмо матери сына – наркомана
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  15.08.2014.



Что делать, если сын наркоман? Письмо матери сына – наркомана от иеромонаха Соловецкого монастыря.

Можно также прочитать:

1. Любовь - сила возрождающая. О пастырских методах воздействия на грешника. Выдержка из лекций архим. Тихона Агрикова по нравственному богословию.

2. Наркомания. Исповедь наркомана. О том, как была побеждена наркомания.

 

     Вы говорите, что Ваш сын – наркоман. Другие люди советуют Вам выгнать Вашего сына из дома. Что на это  сказать?

     Для христианина путеводной звездой является Евангелие. Следуя в своей жизни Евангелию, христианин отличается этим от последователей других религий.

     По словам свт. Игнатия (Брянчанинова) “светильником на жизненном пути нашем да будет слово Божие” (Полное собрание творений святителя Игнатия Брянчанинова. Т. 1: / [сост. и общ.ред. А. Н. Стрижев]/ /М.: Паломник, 2007. С.87).

     Почему для нас так важно в этом вопросе сверится с Евангелием?

     Потому, что вне Евангелия невозможно найти ответ на мучающий Вас вопрос. Евангелие должно стать путеводной звездой в ваших отношениях с сыном, Евангелие, а не то, что Вам говорят другие люди. Апостол Иаков говорил, что есть мудрость, сходящая с небес. Эта мудрость скромна и послушлива. А есть мудрость другая - бесовская.

     ”Но, если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину: это не есть мудрость нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская” (Иак. 3,14-15).

     Господь сказал, что Он пришел не судить этот мир. Он пришел спасти этот мир. Он показал нам пример любви к людям, которые считались отверженными. Только любовью можно спасти человека. Люди, которые пытаются давать Вам всякие советы, возможно, не понимают психологию наркомана. Думается, что наркоман воспринимает мир иначе, не так, как воспринимают его обыкновенные люди.

     Есть люди, которые способны воспринимать обращенные к ним слова. Они могут что-то делать в силу привычки. Они знают, что поступают не правильно, но они хотят исправиться. Кто-то может взять на себя смелость делать таким людям внушения и повторять им одно и то же изо дня в день. Кто-нибудь, может быть, и изменится.

     Наркоман же, думается, лишен такой возможности восприятия. Мы воспринимаем его как здорового человека. Пытаемся логически ему доказать, что он вредит своему здоровью, что нужно молиться, что нужно думать о будущем. Но он воспринимать все это не хочет. А самое страшное - и не может. Только любовь, только контакт сердца с сердцем могут пробудить эту душу.

     По словам архим. Тихона (Агрикова):

     «Больным физически нужен особо нежный уход и болеющим грехом одинаково необходимо крайне внимательное, милостивое и любвеобильное попечение. Результат такого пастырского воздействия коротко описан Евангелистом так:

     «И он (Матфей) встал и последовал за Ним» (Мф. 9,9). Раскрытие апостольской души в момент призвания произошло так. Отверженный фарисеями Матфей от сновавшей около него толпы слышит о явлении сильного словом и делом Пророка. Для мытаря в Нем было особенно замечательно то, что Он призывал к Себе всех забытых и отверженных грешников. Между ним (Матфеем) и Пророком очевидно не было пропасти. Все это слышал мытарь, и в его душе зародилась искра горячей симпатии к неведомому Человеку. Видел он, как вереница страдальцев, тянувшихся к Пророку, получала исцеления от Него.

     И потянулась исстрадавшаяся душа мытаря к Иисусовой любви, как чахлое растение тянется к светлым лучам весеннего солнца. Матфей не осмеливался, не мог надеяться  на личное знакомство с Господом и тем более на избрание в число учеников. Но когда последнее случилось, и Господь - истинный Ловец людей - остановил на Матфее исполненный любви взгляд со словами «следуй за Мной», то в такое время не было нужды размышлять.

     Тогда прошлое, казалось, все исчезло при виде настоящего солнечного блеска. Матфей не сказал ни слова Господу от изумления при явлении Его неожиданной любви и благости. Он только встал и последовал за Спасителем» (Тихон (Агриков), архим. Курс лекций по пастырскому богословию для студентов духовной академии. III-й Курс. Загорск, 1967. Текст лекций можно найти на сайте lib.rus.ec).

     Ваш сын будет иметь дело не с логическими доводами фраз из ваших уст, а с выражением ваших глаз в это время.

     Если он почувствует любовь и участие, исходящие от Вас, то он прислушается. Если же нет, то отвергнет ваши слова, как отвергал их много раз. Он привык к такому отношению окружающих. Все эти разговоры о здоровье, о смысле жизни ему уже опротивели. Пробудить его сердце сможет только любовь и благодать Божия.

     Действие наркотиков в чем-то напоминают действие благодати, только со знаком ”минус”.

     По словам схиархим. Авраама:

     «Когда благодать присутствует в душе, в уме человека, ему кажется, что он нечто для себя открыл и теперь может и другим объяснить, все для него становится ясным, четким, определенным. Но благодать оставляет, и вновь возникает недоумение, опять все путается, прежние убедительные доводы теперь кажутся совершенно неубедительными, легковесными, и человек пытается найти новые. Но он их не найдет до тех пор, пока снова не начнет действовать в его душе благодать, и тогда, может быть, те первоначальные доводы вновь покажутся убедительными или же (от действия благодати, а отнюдь не от собственных умственных усилий) появятся в его уме иные рассуждения, новые доказательства» (Авраам (Рейдман), игум. Благая часть. Беседы с монашествующими. Часть 2. - Екатеринбург: Издательство Ново-тихвинского монастыря, 2003. С.151).

     Когда благодать касается человеческого сердца, то внутренние противоречия, пожирающие человека, перестают его беспокоить.

     Не все начинают принимать наркотики только из любви к наслаждению. Кто-то начинает их принимать после того, как как столкнулся со страшной душевной мукой.

     Сильна ли эта мука? По словам прп. Иустина (Поповича) «<…> человеческая мысль о смысле мира, об оправдании человека, если не завершается мыслью о Богочеловеке, Который есть единственный смысл мира и единственное оправдание человека, должна завершиться отчаянием, помешательством, самоубийством (Иустин (Попович), прп. Философские пропасти. - 2-е изд., испр. - Издательский совет Русской Православной Церкви, М., 2005.  С.165.).

     Благодать бы примирила эти противоречия, которые возникли в душе человека. А человек так и не узнал, что такое благодать и о том, что она вообще есть. Примирением своих внутренних противоречий, лекарством, которое исцелило бы их, стали наркотики. Это словно укол «Промедола» в простреленную ногу. Боль не исцеляется, а просто отсекается от сознания. Человек на время перестает ее чувствовать. Так и человек, он просто забывает о том, что его тяготило. Он забывает о своем внутреннем ничтожестве. Когда он остается один, он видит всю свою внутреннюю пустоту и неустроенность. Это его пугает. Он уже боится остаться наедине с собой и стремится к тому, чтобы забыть о своей убогости. А если бы человек жил духовной жизнью, то он бы знал, что нужно делать после того, как страшная картина открывается внутреннему взору. На пути духовной жизни он испытал бы не разочарование и отчаяние, а радость и умиротворение. Но этого знания ему никто не дал.

     Поэтому то, что ваш сын таков, есть и Ваша вина. Вспомните, ведь наверняка Вы говорили ему о карьере, об образовании. А сын, возможно, приходил и задавал вопросы, которые казались Вам странными. Наверняка, Вы просили его жениться, говорили ему, что, если бы у него появились бы дети, и он бы не маялся от безделья, то и всякая “дурь” не лезла бы ему в голову. Но вопросы сына могли родиться и не от “дури”. Это могли быть вопросы души, ощутившей свою пустоту, души, которая жаждала примирения, искала благодати Божией. Этого-то знания Вы и не дали сыну.

     Теперь же нужно войти теми же дверями, какими Вы вышли. Вспомните то, что Вас беспокоило больше всего в годы, когда Ваш сын еще был маленьким. По-человечески Вас можно понять. Чего обычно хочет мама? Чтобы дети были сыты и здоровы? Чтобы в холодильнике всегда было что-нибудь? Но ведь это еще не все. Этого мало, это не может дать человеку счастья, чувства полноты жизни. Если желаете, подумайте над тем, что нужно Вам изменить в своей жизни, чтобы благодать наполнила Ваше сердце или хотя бы просто прикоснулась к нему?

     На этих путях Вы сможете найти решения тех вопросов, которые возникают у Вас в отношении Вашего сына.

     Вот как об этом мыслил старец Порфирий Кавсокаливит:

     «Часто отец Порфирий говорил: “Есть один путь, устраняющий все проблемы во взаимоотношениях детей и родителей. Это путь святости. Становитесь святыми, и у вас не будет никаких сложностей с вашими детьми“.

     — Вы не спросили Старца, как мы можем стать святыми?

     — Конечно, спросила. И он ответил: “Это очень просто. Вы станете святыми, когда придет Божественная благодать». А когда я спросила его, как мне стяжать эту Божественную благодать, он ответил: “Смирением и молитвой. Но наша молитва должна иметь силу, она должна быть живой. Если мы молимся с верой и постоянством, то наша молитва не может не прине­сти своих плодов“» (Порфирий Кавсокаливит, старец. Цветослов советов. Святая Гора Афон.  2008. С.351).

     Если не будет молитвы, то все мы придем в тупик. Придете в тупик и Вы, придем и мы. Если желаете, читайте 40 дней акафист в честь иконы Божией Матери “Избавление от бед страждущих“. Может, не случайно с Вашим сыном произошло то, что произошло. Если бы этого не было, то, возможно Вы бы и в храм не ходили, Вы относились бы к религии холодно. Ходите в храм, причащайтесь, соблюдайте посты. В среду и пятницу воздерживайтесь от употребления мяса.

     Возвращаясь к тому вопросу, с которого мы начали, можно сказать, что, если Вы выгоните сейчас вашего сына из дома, то довольно скоро Вам, возможно, придется его хоронить. А если попытаетесь изменить свою жизнь, то, может быть, Господь умилосердится над Вами и призрит на Ваш труд и молитвы.