Мир душевный. Как сохранить душевный мир в современных условиях
Назад к списку вопросов
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  24.07.2015.



Кто испытывает свою совесть, постепенно начинает избавляться от внутреннего зла. Один говорит: «Что я тут буду в каждую ситуацию вникать? У меня на это времени не хватит». «Да, - можно ответить такому человеку, - если ты хочешь иметь душевный мир, тебе нужно вникать в каждую ситуацию».

     Ты говоришь, что прожив месяц в монастыре, побаиваешься ехать домой. В монастыре ты приобрела внутреннюю тишину, умиротворилась. И сейчас понимаешь, что тебе придется окунуться в омут различных забот. Ты боишься растерять приобретенную внутреннюю тишину. Чтобы ее сохранять, нужно каждый вечер уделять какое-то время на испытание своей совести. Пять-десять, максимум пятнадцать минут нужно вспоминать, как прошел день.  Если в чем-то согрешила, можно свои грехи записать. Святитель Феофан Затворник советовал не записывать свои добрые дела, а останавливаться на исследовании своих проступков. Так потихонечку ты начнешь умиротворяться.

     Например, с кем-то днем поругалась, а вечером вспоминаешь, по какой причине произошел конфликт. Перебираешь различные варианты. Вспоминаешь, что утром с нетерпением съела торт. Может быть тебе даже сегодня и не придет в голову, что твой конфликт связан с этим тортом. Но потом, через какое-то время ты прочтешь у кого-то из святых отцов, н-р у св. Игнатия Брянчанинова, что отвержение воздержания может служить причиной порабощения страстям.У тебя отложится это наставление. Еще через какое-то время ты снова с кем-то поругаешься, и когда будешь вспоминать, ты уже задумаешься: «Может я поругалась, потому что и в этот раз я с нетерпением ела различные вкусные вещи? Вот в прошлый раз, когда я съела торт, вышел конфликт, а вроде как св. Игнатий Брянчанинов говорит на эту тему так-то и так-то. И здесь ты получишь возможность сделать вывод, что твой душевный мир нарушается от того, что ты ешь по страсти.

     Пр. авва Дорофей говорил, что тот, кто испытывает свою совесть, постепенно начинает избавляться от внутреннего зла. Кто делал десять проступков, станет делать девять. Постепенно ты начнешь избавляться от всего, что смущает твой дух и лишает тебя мира. Если ты постоянно попадаешь  в какую-то ситуацию, лишающую тебя мира, и не знаешь, как ее разрешить, не спеши ее разрешать, не разрубай эту жизненную ситуацию необдуманным решением. Некоторые люди поступают так, а потом страдают. Их можно понять, у них нет времени распутывать сложные жизненные ситуации. Они хотят завершить ее за одну минуту. Но все это потом лишает человека мира. Один говорит: «Что я тут буду в каждую ситуацию вникать? У меня на это времени не хватит». «Да, - можно ответить такому человеку, - если ты хочешь иметь душевный мир, тебе нужно вникать в каждую ситуацию».

     Например, один человек рассказывал, как он однажды покупал себе телефон в одном из салонов. Во время его покупки в салон зашел человек и попросил оформить ему роуминг. Девушка-консультант сказала, что она не может сделать этого без его паспорта. Мужчина выразил надежду, что они договорятся и без паспорта. На это девушка - консультант довольно решительно ответила, что без паспорта ситуацию разрешить нельзя. По виду мужчины было видно, что он обиделся. Он некоторое время стоял в недоумении. Потом спросил фамилию девушки и ушел. Рассказывающий эту историю, почему – то решил обратиться к ней и  посоветовать ей в подобных случаях отшучиваться. Понятно, что без паспорта она не могла оформить роуминг. Но все то же самое можно было сделать и не в конфликтном ключе. Рассказчик сказал девушке: «А ты бы показала на меня и сказала, а вдруг вы захотите подключить в роуминг не свой телефон, а телефон нашего покупателя?» Мужчина бы улыбнулся и спокойно пошел бы домой. На это девушка с раздражением ответила, что есть определенные стандарты, и она не считает нужным отшучиваться тут перед каждым. По мирским меркам вроде бы она и права. Но когда рассказывающий эту историю проходил мимо этого салона, то он увидел, что выражение лица этой  девушки было  подавленного и унывающего человека. Такое состояние неизбежное следствие того, что человек разрубает ситуации.

     Чтобы не брать на себя душевную тяжесть, старайся о таких тупиковых ситуациях спрашивать  у духовно опытных людей. Если ты не можешь посоветоваться с ними в ближайшее время, то выписывай вопросы. Может быть, через год или в другое время у тебя получится посетить в одном из монастырей опытного священника. До тех пор, пока ты не получила ответ не решай ситуацию окончательно. Делай, что должна делать и что считаешь нужным, только не забывай каяться. Один священник давал на этот счет такой совет. Он говорил, что есть ситуации, которые возможно уже никогда не повторятся. Если мы уже как-то эту ситуацию разрешили необязательно выяснять, правы мы были или нет. Нужно просто покаяться на исповеди в том, что вы, возможно, что-то сделали не так.

     Мы часто попадаем в ситуации, которые Иван Ильин назвал «Трагическими проблемами религиозного опыта». Например, человеку, облеченному властью нужно наказывать других. Через это он и сам теряет душевное равновесие. Это трагическая проблема его религиозного опыта. Здесь остается только каяться. Если человек каяться не захочет, а захочет оправдать свои какие-то возможные ошибки, то он не получит покоя.

     Одну из подобных проблем описал авва Дорофей, он говорил, что к нему приходит братия спрашивать о своих помыслах. Преподобный авва Дорофей отвечал им, т.к. он был мудр. Но после того, как братия уходили, на преподобного нападал помысел тщеславия. Поэтому он спросил у своего наставника, не лучше ли ему молчать, чтобы потом не обуреваться тщеславием.   На это наставник ответил, что если авва будет обращать внимание на тщеславие, то братия ни когда не получат пользу от него. Поэтому авва должен говорить братьям что-то для их душевной пользы, а когда они уйдут должен сказать: «Господи, прости меня, что я говорил с тщеславием». Так поступай и ты. И будешь спокойна. Если что-то сделаешь, что тебя возмутит, то в исповеди найдешь покой и умиротворение.