-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
Автор: | Иеромонах Соловецкого монастыря |
Дата: | 24.07.2015. |
Православие не есть бабушки в платочках. В творениях православных святых можно найти ту глубину жизни, которую мы не можем нигде более найти. Свечи и прочее это все имеет второстепенное значение. На все извечные вопросы бытия святыми отцами даны ответы поразительной глубины и мудрости. Светская культура не способна дать это человеку.
Ты говоришь, что тебе приходится общаться со студентами. Они молодые, а тебе уже много лет. Ты говоришь, что тебе хочется рассказать им о Боге, о христианстве.
Тут можно обратить лишь внимание на то, что православие не есть бабушки в платочках. Святой IV века Святитель Василий Великий был одним из самых образованных людей планеты. Когда он закончил свое образование, то ушел в пустыню к отшельникам. А когда он вернулся от них, то захотел отблагодарить своего учителя и привести его ко Христу в благодарность за данные ему знания. Своего учителя он нашел у городских ворот, где он, известный философ, спорил с другими философами. В то время слово “философ” не имело того может быть пренебрежительного оттенка, который оно имеет сегодня. Тогда быть ритером означало иметь престижную высокооплачиваемую профессию. Из жизнеописания блаженного Августина мы узнаем, что ритер был наставником учеников в школе. И в этой школе собирали детей первых людей города, а должность учителя была очень почетной.
И вот Святитель Василий Великий подошел к философам и достаточно быстро разрешил их недоумение, по поводу которого они вели беседу. Они были изумлены такому ответу, но Святитель тут же предложил им другой вопрос, который опять поверг их в недоумение. И тогда учитель сказал, что это либо бог, либо Василий.
Преподобный Иоанн Дамаскин был первым министром калифа, когда объявил о своем желании принять монашество. Калиф естественно не хотел его отпускать и просил остаться. \А надо сказать, что еще во времена отца Иоанна Дамаскина сарацины не разрешали принимать крещение. \
Преподобный Святитель Савва Сербский был сыном великого жупана Сербии. В последствии великие жупаны стали называться королями. Сын великого жупана Ратько, после того как стал архиепископом Саввой, сам короновал своего брата Стефана. Перед Ратько встали конечные вопросы бытия, и в поисках ответов он уехал на Афон. Его отец великий жупан Симеон посылает за ним воеводу с войском в Грецию, но Ратько все-таки принимает монашество и получает имя Савва. А в последствии и сам отец Саввы Симеон последовал примеру сына и тоже принял монашество. Так эти чудные иноки вместе подвизались в одном из монастырей Афона. Позже архиепископ Савва стал просветителем целого народа, и память о нем до сих пор бережно хранится сербами. Такие вот светильники были в православии.
Тебе будет хорошо почитать книгу архимандрита Рафаила “Церковь и интеллигенция”. В ней рассказывается о том, какие искушения испытывает интеллигент, придя в церковь. Также можешь прочитать, и как архимандрит отвечает на те обвинения, которые интеллигенция выдвигает церкви. Возможно, это тебе поможет в общении с молодежью. Советую, тебе обращать внимание при разговоре с молодыми людьми не на обрядовую сторону, а на внутреннюю красоту православия. В творениях православных святых можно найти ту глубину жизни, которую мы не можем нигде более найти. Свечи и прочее это все имеет второстепенное значение.
Классическая литература всегда пыталась найти ответы на извечные вопросы человеческого бытия. Что нужно: жить для себя или для других? Но рассуждения классиков меркнут перед словами великих святых отцов. И на все эти извечные вопросы бытия святыми отцами даны ответы поразительной глубины и мудрости. Светская культура не способна дать это человеку.
Например, книга Германа Гессе “Игра в бисер” может кого-то манить своей мнимой элитарностью, но после прочтения человек может испытать некое разочарование. В ней пишется как в итальянском городке Вальдцель для самых даровитых юношей было организовано что-то вроде монастыря. Они настолько преуспевали в познании, что знаниями просто играли. Они играли в игру под названием “Игра в бисер”. Книги, которые они могли читать носили странные названия, например “Шаг к квадратуре круга” и прочее подобное. В итоге все это оказалось лишь пустотой, завернутой в красивую обертку. Дух человека никак не просыпался. И если даже это самое элитарное заведение с самыми талантливыми учениками, изучающими самые элитные знания так и не смогло пробудить человеческого духа, то как тогда быть бедному человеку, живущему в обычной квартирке в обычном мегаполисе?
Когда ты проводишь лекции, старайся исходить из следующего. Подготовленный человек может воспринять 10 разрозненных фактов, а неподготовленный лишь 3-4. Для подготовленного одиннадцатый факт уже не будет восприниматься, а обычный человек не воспримет уже пятый факт.
В Англии был однажды проведен эксперимент. Людей собрали в лектории и начали читать им нуднейшую лекцию. Люди ничего не подозревали о проведении эксперимента. Вдруг минут через 20 после начала лекции в аудиторию вбегает рыжий клоун, а за ним бежит негр с пистолетом в руке. Негр стреляет в клоуна и уносит его. После всего этого присутствующим предложили описать происшедшее. Примерно процентов 80 так и не смогли описать то, что же на самом деле там произошло. Процентов 20 упомянули о рыжем клоуне и негре. Но не было ни одного описания, отражающего суть события. Кто в кого стрелял, и кто кого унес? И вот в такое состояние слушатели пришли уже через 20 минут после начала лекции. Чтобы этого не произошло, нужно стараться вести лекцию так, чтобы последняя мысль какой-то темы стала первой мыслью следующей темы. Приводи побольше живых примеров, потому что пример способен вытянуть из памяти забытое.
Если нужно рассказать о самолете, то можно конечно говорить о том, что он состоит из крыла, фюзеляжа, хвоста и т.д. Но можно сказать, что самолет это модель птицы. Когда она летит, то опускает перья. Принципы аэродинамики, которые наблюдают у птиц, вложены в принципы самолетостроения. Я не знаком с самолетостроением, но слышал о важности приведения живых примеров. Протоирей Валериан Кречетов как-то рассказал, что однажды к нему подошел архимандрит Тихон \Агриков\ и рассказал об очень интересной проповеди одного батюшки. Видимо она была очень и очень интересной, но вот о чем архимандрит не мог вспомнить. А потом добавил: “Все забудется, а примерчик останется. Примерчик нужен”.
Если желаешь, то почитай статью, адресованную пастырям. В ней рассказано о силе слова, о том, что казалось бы простое и безыскусное слово может проникнуть в душу человека и преобразить ее.