Одиночество. Девушке об одиночестве
Назад к списку вопросов
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  24.07.2015.



Для каждого открыт путь выхода из собственной самозамкнутости через любовь к ближнему и наше счастье  скрывается в тех людях, которые нас окружают. Если в человеке есть эта сопричастность вечному, истинному, то он может найти счастье и в семье, но даже если человек и не создаст семьи, он все равно может быть счастливым.

     Действительно, многие люди чувствуют себя одинокими. Возможно, это происходит потому, что они перестали понимать где нужно искать счастье. Где же его искать? Отвечая на этот вопрос, стоит привести один пример: у святого праведного Алексея Мечева — московского протоиерея, жившего на рубеже XIXXX вв. умерла жена. И, хотя он уже был опытным священником, он очень сильно страдал, переживая эту потерю. Некоторые люди устроили встречу отца Алексея со святым праведным отцом Иоанном Кронштадским. ««Вы пришли разделить со мной мое горе?» - спросил о. Алексей. — «Не горе твое пришел я разделить, а радость,— ответил о. Иоанн,— тебя посещает Господь; оставь свою келью и выйди к людям. Только отныне и начнешь ты жить. Ты жалуешься на свои скорби и думаешь — нет на свете горя больше твоего, так оно тяжело тебе. А ты будь с народом, войди в чужое горе, возьми его на себя (Брать на себя чужое горе – дело непростое. Такое было под силу лишь духовным старцем. Но если кто-нибудь уж очень сильно хочет взять на себя чужое горе, то на этот подвиг ему нужно взять благословение священника. Для того, чтобы таким образом помогать людям, человек должен искать опору в благодати Божией, а не в себе. - Прим. ред.) и тогда увидишь, что твое несчастье мало, незначительно в сравнении с общим горем, и легче тебе станет»» (Жизнеописание московского старца отца Алексея Мечева: к 100-летию со дня рождения автора / Сост. монахиня Иулиания (Соколова). – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Русский Хронограф, 1999. С. 52).  

     Наставление о. Иоанна можно прокомментировать так: взять на себя горе другого человека — означает, взять на себя тяжелую ношу и для кого-то она может оказаться непосильной. Святые, как люди, обладающие гигантской духовной силой могли нести эту ношу всю жизнь, но нам на такие подвиги лучше не решаться. В исключительных случаях, если кому очень хочется это сделать, этот человек должен посоветоваться со священником и получить на это его благословение. А из наставления кронштадского пастыря можно взять то, что посильно и применимо для всех нас: для каждого открыт путь выхода из собственной самозамкнутости через любовь к ближнему и наше счастье  скрывается в тех людях, которые нас окружают.  Множество интересных мыслей на этот счет можно найти в книге нейрофизиолога Ухтомского: Ухтомский А.А. Доминанта. Спб-Питер. 2002

     Из окружающей жизни мы можем привести примеры, показывающие, что человеку тяжело чему-либо научиться, когда он остается наедине с самим собой: Например, канатоходцу тяжело пройти над пропастью без длинного шеста, когда он держит шест в руках, ему легче удерживать равновесие. В боксе человек учится правильно наносить удары с помощью лома. Он берет в руки тяжелый лом и с ним отрабатывает удар. Лом словно придает форму его ударам, помогает создать правильную траекторию удара.

     Окружающие нас люди помогают нам найти самих себя. В общении с другими мы учимся познавать себя и меру своих возможностей. Архим. Тихон Агриков говорит о том, что мы познаем и меру своего терпения. Мы учимся жить. Когда мы можем сказать, что живем? Тогда, когда ощущаем чувство полноты жизни. Чтобы испытать это чувство, недостаточно лишь завести семью и родить детей, хотя многие к этому только и стремятся. Однако создание семьи еще не делает человека счастливым.

     Протоиерей Валериан Кречетов говорил, что слово «счастье» означает сопричастность. Если в человеке есть эта сопричастность вечному, истинному, то он может найти счастье и в семье, но даже если человек и не создаст семьи, он все равно может быть счастливым. Если же этой сопричастности нет, то человек,  живя и во дворце, будет несчастным. Если нет сопричастности вечному, то человеку не принесет счастье и семья.

     Когда человек создает семью, его любовь изливается лишь на нескольких человек. Если же он живет один, но заботится о ближнем, его любовь может изливаться на десятки, а возможно и сотни людей.  Мы не хотим сказать, что нужно  намеренно отказываться от семьи, хотя кто-то так и поступает, например, монахи, чтобы все свои силы отдать одному Богу. Но если человек живет в миру один и Бог не дает ему создать семью, то, значит, в этом есть некий смысл. Человек может молиться, просить у Бога, но при этом не получать того, что он хочет.

     Людям важно понимать, что если они не могут создать семью, их жизнь на этом не заканчивается. Это очень пессимистичный взгляд на ситуацию. Что в таком случае делать человеку, если умерла его жена? Если он изливает свою любовь на окружающих, его жизнь  не останавливается. Если ты читала “Преступление и наказание”, то помнишь как Раскольников отдает последние деньги супруге раздавленного лошадью Мармеладова. До того мгновения он был угрюмым и подавленным. Но после, отдав свои последние деньги, он вдруг почувствовал как струя жизни вошла в его истерзанную душу. Тогда же он и подумал, что еще поборется за свою жизнь.