-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
Автор: | Иеромонах Соловецкого монастыря |
Дата: | 24.07.2015. |
Если оставаться и слушать подобные разговоры, то возникает следующая проблема. Вы можете заразиться услышанным. Человек использует вас, чтобы выговориться, а вы потом будете мучиться, пытаться очистить свой ум от всего услышанного.
Вы говорите, что некоторые ваши коллеги осуждают начальство, часто свои осуждения высказывают вам и вы не знаете, как вам быть. Если вы будете любить других людей и будете поступать по правде, то проблем с людьми вообще у вас не будет. Если вы будете вести себя заносчиво, то проблемы у вас появятся.
Например, вы захотите уйти, чтобы не слушать осуждающих разговоров. Другие люди увидят в этом презрение к себе или увидят желание угодить начальству. Если же вы будете вести себя ровно и доброжелательно со всеми, то люди так не подумают. Они будут понимать, что вы доброжелательны ко всем, но просто не любите слушать то, как осуждают других. Они поймут, что у вас просто такие жизненные принципы и за ваши принципы вас будут уважать. Когда начинаются подобные разговоры, уходите так, чтобы это было заметно. Тогда люди запомнят это и перестанут при вас вести все эти разговоры. Опять же напомню, что если вы будете доброжелательно ко всем относиться, то они лично на вас не обидятся. Даже если и обидятся, то обида не продлится долго.
На этот счет есть одно интересное мнение. Оно содержится в книге преподобного Аввы Дорофея «Душеполезные поучения». В конце книги приводятся вопросы преподобного Дорофея и ответы, которые на эти вопросы давали его наставники. Среди ответов есть такое мнение, что если человек делал что-то по Богу, то если его поступок и вызовет какое-то искушение, то искушение это не продлится долго. А по поводу того, что люди запомнят причину вашего ухода приведу вам такой пример. Как-то я был в гостях у одного человека, мы с ним часто беседовали и этот человек знал, что я готов поддержать любую тему, если она не явно греховная. Но в тот день речь пошла об одной пожилой женщине. Как и у всех пожилых людей, у нее были какие-то немощи, что-то она не так делала, не так говорила. В ее поступках не было какого-то криминала, просто она делала какие-то вещи по-своему. И вот мне во всех подробностях стали рассказывать о ее поступке, а я, по правде признаюсь, любил эту пожилую женщину, потому что она была для меня образцом доброты. Она всю свою жизнь посвятила служению людям, да и немощи ее были извинительными. Они не были преступными, они выражались в том, что эта пожилая женщина была очень доверчива, то есть она доверяла незнакомцам, что в наше время чревато последствиями. И когда собеседник мне начал рассказывать о ее поведении, я через какое-то время взорвался.
Конечно, плохо гневаться, но я тогда прогневался и с раздражением сказал: «Зачем ты мне все это рассказываешь?» И этот случай мой собеседник запомнил и в моем присутствии он уже старался такие темы не поднимать. У меня есть еще один знакомый, который думал, что я выберу путь светской карьеры и он со мной не соглашался, когда я ушел в монастырь и стал монахом. Он хотел вернуть меня к светской жизни, он думал, что лучший путь для этого являлся в том, чтобы опорочить в моих глазах тех людей, которые являлись моими духовными наставниками. Когда этот человек начинал подобный разговор, то я просто уходил, но делал это без злобы. Этот человек знал, что я к нему очень хорошо отношусь и что я готов говорить практически на любую тему, если она не порочна. Я как-то объяснил ему, что я его очень уважаю, но слушать подобные разговоры не собираюсь. Я попросил меня понять, я сказал, что если в моем присутствии начнут осуждать самого этого человека, должен ли я слушать, как его поливают грязью? «Нет, - ответил мне мой собеседник. Поэтому и про моего духовного наставника я не собираюсь слушать эти вещи». Я в принципе не люблю такие разговоры и этот человек не обиделся, потому что он понял, что я ухожу не потому, что его презираю, а потому, что я в принципе не люблю слушать рассказы о ком бы ни было. И со временем он прекратил свои попытки очернить кого-либо в моих глазах.
Если же оставаться и слушать подобные разговоры, то возникает следующая проблема. Вы можете заразиться услышанным. Справедливо сказано или не справедливо – это вопрос второстепенный, даже если сказано было несправедливо, но после разговоров вы можете считать это справедливым. Здесь можно вспомнить недобросовестность журналистов. Они начинают поливать кого-то грязью, потом конечно они извиняются, но извинения помещаются в газете с небольшим тиражом, а передача, в которой кто-то поливался грязью, показывали по нескольким каналам в самое «кассовое» время. Если журналисты говорили явную неправду, то при таком положении дела явная неправда оказывает эффект. Человек использует вас, чтобы выговориться, а вы потом будете мучиться, пытаться очистить свой ум от всего услышанного. Если ваш собеседник воспринимает ваши слова, то скажите ему спокойно: «Давай не будем». А если он вас не хочет слушать, а хочет использовать только ваши уши, чтобы вылить туда грязь, то просто уходите. Если в повседневной жизни вы ведете себя по правде, то у него не возникнет ощущения, что вы своим поступком презираете его лично.