Осуждение. Женщине, не знающей , слушать ли ей, как осуждают другие
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  24.07.2015.



Если оставаться и слушать подобные разговоры, то возникает следующая проблема. Вы можете заразиться услышанным. Человек использует вас, чтобы выговориться, а вы потом будете мучиться, пытаться очистить свой ум от всего  услышанного.

     Вы говорите, что некоторые ваши коллеги осуждают начальство, часто свои осуждения высказывают вам и вы не знаете, как вам быть. Если вы будете любить других людей и будете поступать по правде, то проблем с людьми вообще у вас не будет. Если вы будете вести себя заносчиво, то проблемы у вас появятся.

     Например, вы захотите уйти, чтобы не слушать осуждающих разговоров. Другие люди увидят  в этом презрение к себе или увидят желание угодить  начальству. Если же вы будете вести себя ровно и доброжелательно со всеми, то люди так не подумают. Они будут понимать, что вы доброжелательны ко всем, но просто не любите слушать то, как осуждают других. Они поймут, что у вас просто такие жизненные принципы и за ваши принципы вас будут уважать. Когда начинаются подобные разговоры, уходите так, чтобы это было заметно. Тогда люди запомнят это и перестанут при вас вести все эти разговоры. Опять же напомню, что если вы будете доброжелательно ко всем относиться, то они лично на вас не обидятся. Даже если и обидятся, то обида не продлится долго.                            

     На этот счет есть одно интересное мнение. Оно содержится в книге преподобного Аввы Дорофея «Душеполезные поучения».  В конце книги приводятся вопросы преподобного Дорофея и ответы, которые на эти вопросы давали его наставники. Среди ответов есть такое мнение, что если человек делал что-то по Богу, то если его поступок и вызовет какое-то искушение, то искушение это не продлится долго. А по поводу того, что люди запомнят причину вашего ухода приведу вам такой пример. Как-то я был в гостях у одного человека, мы с ним  часто беседовали и этот человек знал, что я готов поддержать любую тему, если она не явно греховная. Но в тот день речь пошла об  одной пожилой женщине. Как и у всех пожилых людей, у нее были какие-то немощи, что-то она не так делала, не так говорила. В ее поступках не было какого-то криминала, просто она делала какие-то вещи по-своему. И вот мне во всех подробностях стали рассказывать о ее поступке, а я, по правде признаюсь, любил эту пожилую женщину, потому что она была для меня образцом доброты. Она всю свою жизнь посвятила служению людям, да и немощи ее были извинительными. Они не были преступными, они выражались в том, что эта пожилая женщина была очень доверчива, то есть она доверяла незнакомцам, что в наше время чревато последствиями. И когда собеседник мне начал рассказывать о ее поведении, я через какое-то время взорвался.

     Конечно, плохо гневаться, но я тогда прогневался и с раздражением сказал: «Зачем ты мне все это рассказываешь?» И этот случай мой  собеседник запомнил и в моем присутствии он уже старался такие темы не поднимать. У меня есть еще один знакомый, который думал, что я выберу путь светской карьеры и он со мной не соглашался, когда я ушел в монастырь и стал монахом. Он хотел вернуть меня к светской жизни, он думал, что лучший путь для этого являлся в том, чтобы опорочить в моих глазах тех людей, которые являлись моими духовными наставниками. Когда этот человек  начинал подобный разговор, то я просто уходил, но делал это без злобы. Этот человек знал, что я к нему  очень хорошо отношусь и что я готов говорить практически на любую тему, если она не порочна. Я как-то объяснил ему, что я его очень уважаю, но слушать подобные разговоры не собираюсь. Я попросил меня понять, я сказал, что если в моем присутствии начнут осуждать самого этого человека, должен ли я слушать, как его поливают грязью?  «Нет, - ответил мне мой собеседник. Поэтому и про моего духовного наставника я  не собираюсь слушать эти вещи». Я в принципе не люблю такие разговоры и этот человек не обиделся, потому что он понял, что я ухожу не потому, что его презираю, а потому, что я в принципе не люблю слушать рассказы о ком бы ни было. И со временем он прекратил свои попытки очернить кого-либо в моих глазах.

     Если же оставаться и слушать подобные разговоры, то возникает следующая проблема. Вы можете заразиться услышанным. Справедливо сказано или не справедливо – это вопрос второстепенный, даже если сказано было несправедливо, но после разговоров вы можете считать это справедливым. Здесь можно вспомнить недобросовестность журналистов. Они начинают поливать кого-то грязью, потом конечно они извиняются, но извинения помещаются в газете с небольшим тиражом, а передача, в которой кто-то поливался грязью, показывали по нескольким каналам в самое «кассовое» время. Если журналисты говорили явную неправду, то при таком положении дела явная неправда оказывает эффект. Человек использует вас, чтобы выговориться, а вы потом будете мучиться, пытаться очистить свой ум от всего  услышанного. Если ваш собеседник воспринимает ваши слова, то скажите ему спокойно: «Давай не будем». А если он вас не хочет слушать, а хочет использовать только ваши уши, чтобы вылить туда грязь, то просто уходите. Если в повседневной жизни вы ведете себя по правде, то у него не возникнет ощущения, что вы своим поступком презираете его лично.