Психология. Психологу
Назад к списку вопросов
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  05.08.2015.



Если вы вынуждены по долгу службы выслушивать людей, то выслушивая, ни в коем случае не берите на себя миссию учить их жизни. Лучше действовать не от себя, а от святых отцов.

     Вы спрашиваете, как вам вести себя с приходящими людьми?

     Первое, что можно посоветовать, это сугубо молиться. Когда вы слушаете человека, твердите про себя Иисусову молитву. Страсти заразительны. Вы наверняка это замечали, если бывали на каких-то собраниях. Люди выступают, говорят о своих переживаниях, и все эти эмоции незаметно передаются присутствующим, поэтому если вам приходится слушать человека, который говорит о своих навязчивых состояниях, то нужно обязательно молиться.

 

     Опытные духовники принимают людей не по своему желанию. Их на это дело уполномочивает церковная власть. Плюс ко всему за духовников молятся. Например, В Свято-Троицкой Сергеевой Лавре арх. Герман совершает чин изгнания духов, но за него молится целый Собор. Так как за тебя не молятся, то лучше тебе быть поосторожней. Кто-то может подумать, что такая осторожность излишняя, но такая осторожность никогда не будет излишней. Один хирург как-то сказал, что самые недолговечные люди – это хирурги. Они быстро сгорают. Он кстати и сам сгорел, ушел из хирургии, он был военным врачом и не мог спокойно реагировать на то, как умирали его пациенты. Он вел пациента, заботился о нем, переживал, и тот в итоге все равно умирал. Он говорил, что вторые по недолговечности люди – это психологи. Только они умирают «мозгом»?

     Приезжая в Соловецкий монастырь Патриарх Кирилл рассказывал, что к нему иногда в кабинет заходили люди с бледными щеками, начинали с ним говорить, он чувствовал себя плохо, а у людей щеки розовели и вот они уходили, а Патриарх сидел обессиленным. Объяснение этому явлению дать сложно, но можно сказать однозначно, что оно имеет место в нашей жизни.

      Почему-то оно связанно с теми людьми, которые часто задают нелогичные вопросы. Они что-то спрашивают, слышат ответ и тут же задают следующий вопрос, который никак не вяжется с ответом. Если вы встретитесь с такими людьми, то будьте крайне осторожны и ни в коем случае не выходите из своей раковины. Смысл состоит не в том, чтобы вам провести различие, а в том, чтобы вам не поддаться какой-либо эмоции раздражения или гнева. Если вы начнете человеку с раздражением говорить, что он вас не слушает, хотя вы ему много раз об этом говорили, то это и будет означать, что вы выходите из своей раковины. Каким-то непостижимым образом в этот момент вы начинаете терять свои силы.

     Один священник рассказывал, что в его жизни был опыт бесед с подобными людьми. Один раз он несколько дней не мог прийти в себя. В другой раз, вернувшись домой, после такой беседы он рухнул обессиленный на кровать. На следующий день ему было очень тяжело. Если люди пытаются сбить вас нелогичными вопросами, то можно пользоваться целомудренной шутливостью.

      «Целомудренная шутливость» - эти слова прозвучали в жизнеописании преп. Гавриила Зырянова. Видимо здесь речь идет не о той ироничной, злобной шутки, которая имеет место в нашей жизни, а о чем-то светлом и мягком, потому что от этой «целомудренной шутливости» у людей расходились насупленные брови. В качестве примера можно привести следующий диалог. Один пожилой человек стал делать упреки молодому человеку. Причем упреки были необоснованными, потому что работа пожилого  не имела никакого отношения к работе молодого, но юноша проявил мудрость. Он не стал говорить, что вы лезете не в свое дело и прочее. Когда он услышал, что ему надо что-то менять в своих порядках, то он ответил очень лаконично: «Выясните, пожалуйста, все, а потом скажите мне, как нужно поступать». Но сказал он это очень мягко, и пожилой человек ничего не смог ответить.

     Хотя, по большому счету, помыслы принимать может только монашествующий и в сане, таково мнение архимандрита Иоанна Крестьянкина. Но если вы вынуждены по долгу службы выслушивать людей, то выслушивая, ни в коем случае не берите на себя миссию учить их жизни. Ведь одно дело, когда просто человек говорит о своей печали по поводу того, что у него разбился кувшин, и другое дело, если его жесточайшая депрессия связана с демоническим воздействием. В этом случае бес, который мучил человека, может начать мстить вам. Если священник помогает человеку освободиться от демонического воздействия, то демоны могут начать мстить священнику, но священника защищает благодать, полученная в таинстве священства, священник часто служит Литургию, причащается. Все это поддерживает его. Но вам лучше не решаться решать кардинально жизненные вопросы.

     Вам лучше действовать не от себя, а от святых отцов. Если почитаете творения святителей Феофана Затворника, Игнатия Брянчанинова, вы найдете там богатейший материал, который поможет вам в вашей работе. Кстати профессор Осипов рассказывал, что однажды после лекции его попросили остаться психологи, слушавшие его лекцию. Они были потрясены, познакомившись с Игнатием Брянчаниновым, который демонстрировал непостижимую мудрость в знании души человеческой.

     Вам хорошо бы запастись различными поучениями, которые точно отвечали на поставленные вопросы.  О достоинствах, которыми должны обладать эти учения можно сказать следующее: они должны быть доступны, они должны обосновывать свою позицию. Например, некоторые писатели пишут в директивной форме: «ты должен», «ты обязан», а у современного человека возникает вопрос «Почему я должен, с какой стати я обязан?» Многие люди, на самом деле, готовы к послушанию, просто им надо доходчиво объяснить, почему именно они призываются поступить так, а не иначе.

     Из таких поучений можно указать на следующие. Вопрос одиночества интересно разобран епископом Пантилеймоном в его статье «Одиночество», эта статья есть в интернете. По поводу различных семейный конфликтов женщинам можно предложить почитать главу «Доброе слово» из книги отец Арсений. В образе Наташи, главной героини этого рассказа,  изображен образ женщины, которая нашла путь преодоления конфликтов. Если женщины переживают о том, что они некрасивые и их никто не любит им можно посоветовать почитать статью Ивана Ильина «Некрасивая женщина», в которой говориться о духовной красоте. У того же писателя есть замечательное «Рождественское письмо», которое можно дать почитать тем, которые чувствуют себя одинокими и брошенными. Смысл «Рождественского письма» состоит в том, что нужно любить других не ожидая ответной любви. В этом и состоит счастье. Женщинам, у которых неверующий супруг, можно посоветовать почитать небольшой рассказ под названием «Немая проповедь», в котором рассказывается о том, как женщина своей кротостью и любовью обратила к вере своего мужа. Замечательные слова есть у святой императрицы Александры Федоровны. Ее дневники помогают понять женщине то, какой должна быть хранительница семейного очага. Тем, кто не понимает, зачем нужно вступать в брак можно давать доклад протоиерея Владимира Воробьева «Православное учение о браке».  Это статья показывает, какой великий смысл заложен в брачном союзе двух людей.  Тем людям, которые хотят давить на своих детей или родственников, спасая их, можно посоветовать прочитать выдержки из лекций арх. Тихона (Агрикова) по пасторскому богословию «Сущность пасторского душепопечения». В своих лекциях о. Тихон наглядно показывает, что только любовь способна преобразить человека.  В этой главе есть такие пункты:

     О пасторском осуждении; Пасторское воздействие на грешника и свобода воли; Пасторская любовь – сила возрождающая; Пасторская методика в борьбе за нового человека.

     Эти слова будут полезны не только священникам, но и всякому человеку, который хочет достучаться до сердца другого человека.

     Хороших поучений на различные темы можно найти массу, вся проблема состоит в том, что их очень тяжело выделить из необъятного моря информации, в котором плавает современный человек. В Соловецком монастыре ведется работа по созданию базы из таких поучений. Возможно, что с Божьей помощью, она появится на Соловецком сайте. На сайте Соловецкого монастыря уже начали появляться ответы, посвященные какой-либо конкретной жизненной ситуации. Ответы были составлены так, чтобы их можно было использовать как типовые.

     На сайте Соловецкого монастыря в соответствующем разделе можно ознакомиться с некоторыми ответами.