Осуждение. Девушке, осудившей бывшего жениха, а также своего духовного отца и разорвавшей с ним отношения. Об утаивании грехов
Назад к списку вопросов
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  15.08.2014.



Ты писала, что после некоторых событий  обиделась на своего духовного отца и твои отношения с ним прекратились. Сейчас же на сердце давит тяжесть, и ты не знаешь, что теперь делать. Кроме того, ты не можешь ходить в храм, где служит этот священник.

Писала также, что, боясь показаться плохой, утаивала на исповеди некоторые грехи и исповедовала их в другом храме.

Ты писала о том, что полюбила одного юношу. Тебе показалось, что его родители женили его на деньгах. Наблюдая за веб-страницей его невесты, тебе показалось, что его невеста глупа и далеко не целомудренна. Ты обиделась и на родителей юноши и на других людей.

 

Осуждение священника. Попросить прощение

     Примириться со священником ты можешь и по телефону, для этого ведь не нужно говорить много слов. Даже, если объяснить все и не получится, то ты, по милости Божией, все равно успокоишься, потому что искренно желала примирения.  Искренно попроси прощения. Остальное будет на его совести. Святые отцы пишут, что Господь извещает человека, у которого хотят просить прощения. Если тот, кто хочет  просить прощения искренно смирился, вторая сторона чувствует искренность и располагается простить. Ты пишешь, что ты обиделась на слова своего духовного отца. Ты благодарила   его за молитвы,  а он буркнул в ответ  что-то   вроде: «С чего ты взяла, что я молился, может я и вообще не молился». Может быть,  этот священник в данной ситуации был в чем-то и прав. Если священник действительно искренно служит Богу, то ему тяжело переносить похвалу. Подвижники благочестия скрывали свой подвиг  молитвы.  Игумения Таисия в своей книге  «Келейные записки» (гл. 13) рассказывает, как ей довелось быть свидетельницей высокой молитвы одной старицы. Как-то она пошла в келью монахини Феоктисты. Таисия дала знать о своем приходе, но старица не ответила. Она молилась, и по ее молитве было видно, «что она находилась вне всего окружающего ее, вне всего земного». Более часа  Таисия ждала, пока монахиня Феоктиста не стала подыматься с колен. Таисия сделала вид, будто только сейчас вошла и дала знать старице о своем приходе. Старица же поспешно ушла «за переборку, бывшую недалеко от переднего угла, где она стояла, затем вышла оттуда, протирая глаза, как-бы после сна». Может быть, священник захотел подобно этой старице скрыть свой подвиг молитвы. Научись снисходить к немощам других. Мы все люди. Простишь ты - и тебя простят.

Утаивание грехов

     В будущем никогда не скрывай своих грехов на исповеди. Архимандрит Лазарь (Абашидзе) пишет, что «любой священник после искренней исповеди еще более располагается к исповедующемуся, гораздо ближе и заботливей начинает относиться к нему»[1]. К тому же,  если ты будешь  что-то скрывать, то священник всегда будет это чувствовать. Искренности не будет. Если человек рассказывает о своих грехах, которые показывают его с  какой-то плохой стороны, то настоящий пастырь такую черту исповедника может только приветствовать. Если человек показывает свою душевную рану врачу, то значит, он ищет исцеления.  Если ты  будешь говорить одну часть своих грехов духовному отцу, а другую часть другому священнику, то духовный отец не сможет дать тебе правильный совет, потому что он не будет знать всех обстоятельств твоей жизни. Человек, скрывающий свои грехи, может оказаться в бедственном состоянии и после смерти. Об этом, например, сказано в повествовании о том, как блаженная Фердора шла по мытарствам. Ангелы помимо прочего сказали ей: «… не все подвергаются таким истязаниям, каким подвергалась ты, но только подобные тебе грешники, которые несовершенную исповедь грехов своих совершали пред духовным отцом, стыдясь беззаконных дел своих и утаивая многие из них. Если же кто искренно и по правде, не утаивая ничего, исповедует все дела свои и с сердечным сокрушением кается во всех соделанных им прегрешениях, то грехи такого человека, по милосердию Божию, невидимо изглаждаются»[2].

Осуждение других

     На будущее советую тебе молиться и  читать про себя Иисусову молитву, вместо того, чтобы подозревать кого-либо в чем-либо. Молитва отгоняет подозрительность. Слово Иисусовой молитвы «мя» (меня) заменяй на слово «нас», разумея под этим и себя, и того,  о ком  плохо думаешь. Помыслами увлекаться не надо, они запутывают и чрезвычайно легко обманывают человека, обладающего страстью гордости. Возможно, и твоя история обошлась не без этого. Ты пишешь, что глупым ты увидела и своего бывшего возлюбленного, и его невесту. Других глупыми может увидеть только тот, кто сам себя считает умным. Советую тебе прочитать главу из книги “Отец Арсений”  под названием “Матерь Божия”. Отец Арсений рассказывает о том, что он увидел  как бы изнутри весь лагерь особого назначения со всеми живущими в нем заключенными и охраной, увидел  душу каждого человека. «Господи! Господи! Я жил среди этих людей и не замечал, и не видел их. Сколько прекрасного несут они в себе, сколько здесь настоящих подвижников веры, нашедших себя среди окружающего мрака духовного и невыносимых человеческих страданий, и не только нашедших себя для себя, но отдающих жизнь свою и любовь окружающим людям, помогающих всем словом своим и делом. Господи! Где же я был, ослепленный своею гордостью, и малое делание мое принявший за большое!»

     Прилагай усилия к тому, чтобы  не видеть никого плохим. Юноша, о котором ты писала, его супруга, которую ты считаешь нецеломудренной, могут измениться в лучшую сторону. Приходит страдание, и человек меняет свою жизнь. В качестве примера укажу тебе на Александру Сужуд. Она писала о себе, что ее жизнь проходила в постоянной суете. И вот она заболела раком. И это страдание преобразило ее. Ее пример будет ценен для тебя. Она научилась видеть в каждом человеке что-то хорошее. Научись и ты. «Я научилась видеть в каждом человеке что-то хорошее, - пишет Александра. Как же мне теперь жалко людей, которые замечают в других только плохое. Какой же жалкий и страшный мир их окружает, ведь там, вокруг, в основном – негодяи и глупцы. И как же легко жить в мире в окружении хороших людей, а то, что каждый может оступиться, - так святыми не рождаются, святыми ставятся»[3].

 [1] Лазарь (Абашидзе), архим. Грех и покаяние последних времен. Глава 1.

[2]По житиям Димитрия Ростовского. 26 марта (8 апреля). Житие преподобного отца нашего Василия Нового.

[3] Сужуд А.А. Перед открытой дверью// Неизлечимая болезнь: конец или начало. Сборник. М.: - Издательский совет Русской Православной Церкви, 2008. С.63-64.