Семья. Женщине, смутившейся по поводу прочитанных слов о том, что жена должна терпеть, если муж ее бьет
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  06.08.2015.



Только любовью можно пробудить сердце грешника. Обличая человека, мы лишь ожесточаем его. Любя же и прощая его, мы можем вызвать в нем ответную реакцию. В нем может проснуться то доброе, что осталось и живет в нем. Женщина должна захотеть сохранить свою семью. Если она захочет этого, то многое станет ей понятно.

     Ты говоришь, что читая книгу бесед старца Паисия “Семейная жизнь” ты смутилась при словах,  что жена должна терпеть, когда муж ее бьет. Тебе твое возмущение показалось вполне законным. Как это так? Как это можно принять? По поводу твоего смущения надо сказать, что с каждым человеком на эту тему нужно говорить отдельно.

     И пользуясь случаем, хотелось бы дать тебе один совет. Если желаешь, то вникай только в те вопросы, которые касаются лично тебя. Почему? Потому что в жизни так много вопросов, которые требуют нашего внимания, и если мы будем разбираться в каждом из них, то рискуем потерять время, данное нам для того, чтобы заняться действительно “нашим” делом.

     Иван Ильин, русский мыслитель 20-го века говорил, что жизнь представляет из себя поток разнообразных содержаний. Если человек отдастся всем этим содержаниям, то он рискует быть распыленным. Человек должен отказываться от многого ради сравнительно немногого. И это немногое он должен беречь и развивать. Как все это отнести к тебе? Ты еще пока не вышла замуж. Муж тебя не бьет. Та мысленная энергия, которую ты затратила на разрешение вопросов, которые тебя не касаются, может просто пропасть. Ты считаешь, что она не потрачена в пустую, потому что ответ, найденный тобою, может пригодиться твоим подругам. Но ведь ты не знаешь подробностей семейной жизни твоих подруг. Не знаешь причин, по которым мужья твоих подруг могут их избивать.

     Каковы же могут быть те причины? Во-первых, причины могут быть в самих женщинах. Женщины иногда могут просто давить на мужчин в тех случаях, когда этого делать  совершенно не нужно. Приведу тебе несколько примеров. Первый пример взят из фильма, который почему-то пришел мне на ум в связи с твоим вопросом. В этом старом советском фильме рассказывается об одном хирурге, который не хотел брать подарков от своих пациентов. То, что они ему приносили, он тут же кому-нибудь отдавал. А жена стала его принуждать к тому, чтобы он брал эти подарки. Мужчина этого сделать не мог. Такая позиция жены стала  причиной конфликта, повлекшего за собой разрыв их семейных отношений. Ты совершенно справедливо можешь сказать, что на кинофильмы ссылаться нельзя. Тогда сошлюсь не только на него и приведу пример людей, подобных этому хирургу в нашей жизни и в наше время.

     И в наше время есть люди, которые могли бы, продав свою совесть, получить большую сумму денег. Один работник  силовых структур рассказывал, что в его жизни было и такое. Могу ошибиться в терминологии и не совсем точно передать его слова, но он рассказывал, что  ему, например, звонили и сообщали о том, что около подъезда будет стоять машина чуть ли не с чемоданом денег внутри, и эта машина может принадлежать ему, если он, например, просто завтра не придет в суд. Ему не нужно было ничего подписывать, не нужно было давать никаких лжесвидетельств. Ему нужно было просто заболеть. Но этот человек шел в суд. Шел, а после этого получал пули. Жены подобных людей не могут понять того как мужчина, имеющий возможность быть богатым, отказывается от этого богатства, чтобы сохранить свою совесть. Они начинают давить на своего мужа. И давить в этом вопросе они начинают принципиально. Но человек, имеющий внутри себя стержень, не может взять и переступить через эту запретную черту. Если он переступит эту черту, то потеряет себя и перестанет быть самим собой.

     Вторая причина, по которой могут происходить тяжелые семейные конфликты, это непонимание женой проблем мужа. Каких проблем? Тут в качестве примера тебе  приведу рассказ одного военного хирурга, которому пришлось уйти из военной хирургии.  Тяжело представить то, что чувствует  хирург, который борется за жизнь пациента, но  все-таки теряет его.  Этот хирург рассказывал, что очень тяжело переживал, когда его пациенты умирали. Этот человек не ходил в храм, не знал, что в таинстве исповеди он может сбросить тяжелый камень со своей души. Не знал он и то, что в таинстве Причащения его духовные силы могут обновиться. Утешения он искал в рыбалке. Чтобы отвлечься от тяжелых дум, он уходил рыбачить на всю ночь. Сама рыба ему была не нужна, хотя  у него были очень хорошие снасти и удочка.  Ему нужно было, работая с профессиональными снастями и разбираясь в тонкостях ловли, переключить свой ум и отвлечься от своих дум. Как-то этот хирург сам оказался в больнице в качестве пациента. Его лечащий врач также увлекался рыбалкой, и они часто обсуждали темы рыбалки и отношения жен к ней. Они пытались понять, почему женщины  не понимают той причины, по которой муж ловит рыбу целыми ночами. Как понять жене, что муж после работы уходит ловить рыбу? Ведь это происходит не раз и не два. Конечно, она переживает, но понять переживаний, которые мучают душу ее супруга, она не может. Жена начинает нервничать и высказывать свое недовольство своему мужу. А что, если сцена выражения своего недовольства мужу станет последней каплей для его надломившейся психики?

     Многие женщины допускают трагическую ошибку в своем поведении по отношению к тому, что муж не спешит домой. Если он не спешит вечером после работы домой, значит возможно  не находит дома  успокоения. Многие жены сами и своим поведением как бы выгоняют  мужей из дома. 

     Например, тем, что отказывают в супружеском ложе.  Протоирей Евгений Попов в своей книге “ Нравственное богословие” отводит для обсуждения этой темы целую главу.  Он пишет, что некоторые жены считают, что они делают как бы одолжение своему супругу, выполняя свой супружеский долг. Если они ведут себя так или отказывают в супружеском ложе, то тем самым они предлагают своему супругу начать искать тот дом, где он найдет тепло и уют. Хорошо, если супруг христианин, и  он по-христиански постарается преодолеть такое разделение с женой. Но что делать, если он нестоек в своих моральных убеждениях? Что произойдет, когда он найдет  дом, в котором его любят и понимают? Жена, чувствуя, что  у мужа появилась другая женщина, вместо того, чтобы проанализировать свое поведение, начинает ругать мужа.

     Как же проанализировать свое поведение женщине? В первую очередь она должна пересмотреть свою жизнь. Спросить себя: “Может быть я делаю что-то не так?” Одной женщине, муж которой стал приходить поздно домой, старец Фадей \ Витовницкий\  советовал вернуть мужа следующим образом.  Он говорил, что чем больше жена будет пилить мужа, тем дольше муж будет задерживаться.  Ей нужно поступать иначе. Чем дольше муж задерживается, тем с большей нежностью и любовью она должна к нему относиться. Женщина послушалась совета старца и  тем самым вернула мужа в семью. Жена, начиная пилить своего мужа, который стал охладевать к ней, создает ему  тяжелое искушение. С одной стороны, он имеет дом, где его любят и понимают, а с другой стороны, дом, родной дом, где его только пилят и ругают.  Жена ставит мужа перед очень сложным выбором. Какой же вывод можно сделать, приведя все эти три причины?  Императрица Александра Федоровна роль супруги понимала так. Если женщина не является помощницей и вдохновительницей мужа, не является хранительницей очага, то ей трудно будет избежать конфликтных ситуаций с своим мужем. Конфликтную ситуацию нельзя решить “ силовым” способом. Так пытаются решать проблемы некоторые женщины, тем самым как бы отстаивая женские права.

     Но будет ли успешным такое отстаивание? В Библии сказано, что Господь  после сотворения Адама и Евы сказал Еве, что к мужу будет обращение ее, что муж будет главой дома. Такой порядок вещей как бы заложен в мироздании. Человек может противиться такому порядку вещей, но изменить его не может. Здесь можно вспомнить слова протоиерея Валериана Кречетова о том, что человек, не знающий духовных законов и не исполняющий их, страдает подобно человеку, не знающему правил гигиены и потому не соблюдающий их. Иными словами нужно не отменять правила гигиены, а преобразиться духовно.

     Если муж гневается, то не нужно ему что-то доказывать. После того, как он успокоится, пусть жена, скажет то, что нужно с любовью.  Женщина должна захотеть сохранить свою семью. Если она захочет этого, то многое станет ей понятно. В частности, ей станет понятно и то, почему она должна потерпеть немощи своего  мужа. Если она потерпит немощи ее мужа и изменится, то муж сможет оценить ее жертву и полюбит ее.

     В пример приведу рассказ священномученика Кронида  о его отце. Лошадь оного псаломщика зашла на полосу овса, принадлежавшую священнику. Этот священник, не смотря на всю его доброту, не был чужд  вспыльчивости.  Он поймал лошадь и повел к себе на двор через калитку, вверху которой торчал гвоздь. Этим гвоздем лошадь прорезала себе всю спину от гривы до хвоста. Потом он лошадь выпустил. Псаломщику советовали пожаловаться на священника благочинному.  Но он только сказал: “ Отец благочинный не вернет здоровья моей лошадке, а мне надо с батюшкой жить в мире”. И он не стал жаловаться. Священник, не дождавшись жалобы, позвал к себе псаломщика и, опустившись перед ним на колени, просил прощения и умолял взять деньги на покупку нового коня. После этого случая священник был очень добр к псаломщику и считал его своим отцом. Эта любовь продолжалась и после того, когда священника перевели в Москву. Когда он узнавал, что тот отец священномученика Кронида приезжал в Москву, то высылал за ним пролетку, приглашая его в гости. “ И до смерти продолжал относиться к нему с особенной любовью. \ Троицкие листки с луга духовного\

     К словам священномученика Кронида хочется добавить то, что терпение в обсуждаемой ситуации является единственным выходом. Только любовью можно пробудить сердце грешника. Так говорят пастыри. Обличая человека, мы лишь ожесточаем его. Любя же и прощая его, мы можем вызвать в нем ответную реакцию. В нем может проснуться то доброе, что осталось и живет в нем.  Если у тебя будет свободное время, то почитай на эту тему главу “ Сущность пастырского богослужения” архимандрита Тихона \Агрикова\ из  его лекций  по пастырскому богослужению для третьего  курса.

     Подводя итог всему вышесказанному, можно сказать, что жена через терпение может вернуть к себе любовь мужа и еще сможет испытать счастье в семейной жизни. Если же она откажется от терпения и начнет отстаивать свои права, то может потерять мужа. Да ты и сама говорила, что по  твоим  наблюдениям женщины, отстаивающие свои права одиноки.