Отношения. Девушке, думающей о самоубийстве после разрыва отношений со своим молодым человеком
Назад к списку вопросов
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  15.08.2014.



Ты говоришь, что твои отношения с молодым человеком зашли будто бы в тупик. Это настолько тревожит тебя, что ты даже думаешь о самоубийстве. Ты пытаешься призвать его к ответственности, выяснить, наконец, к чему идут ваши отношения, вы общаетесь уже 7 лет …

Можно также прочитать:

Любовь - сила возрождающая. О пастырских методах воздействия на грешника. Выдержка из лекций архим. Тихона (Агрикова) по нравственному богословию.

     Ты говоришь, что чувствуешь, что в отношениях с этим юношей ты постоянно возвращаешься к одной и той же проблеме. Ты пытаешься эту проблему проанализировать, чтобы ее решить. Ты пытаешься говорить о ней с твоим молодым человеком, призвать его к ответственности, но он пугается твоих разговоров. И вот он написал, что никаких чувств он к тебе не испытывает, хотя и готов продолжать встречаться с тобой.

     Этот юноша был очень правдив с тобой. Думается, что здесь дело состоит не в том, что он не испытывает чувство любви именно к тебе, а в том, что он не способен испытывать чувство любви вообще.

     Внутреннее опустошение - это беда современного поколения. Человек очень жаждет того, чтобы в нём появилось что-то светлое, подлинно-высокое. Он жаждет, чтобы в нём появилось сильное чувство, называемое любовью. Но оно не появляется, потому что молодое поколение, к которому этот человек принадлежит, почти перестало понимать слово «жертва». Многие люди смотрят на любовь только как на то, что даёт им возможность наслаждаться жизнью.

    Зная об этом, тебе не нужно паниковать. Продолжайте встречаться, общайтесь. Но не призывай его  ни к какой ответственности. К ответственности ты его можешь призвать только тогда, когда зайдёт речь об интимных отношениях. Тогда ты можешь сказать ему, что ты христианка, что ты считаешь, что такие отношения с ним у тебя могут быть только после вступления в брак. В эти моменты ты можешь говорить об ответственности, а в остальное время просто свети.

     Свети, как светит солнышко. Оно светит и на злых,  и на благих. Везде, где ты бываешь: в институте, на работе, дома; на всех с кем ты общаешься: на этого юношу, на свою маму – просто свети. В этом мире так не хватает доброты. Представь: пасмурная осень, и вдруг озябшие люди видят, что наступил солнечный день.  Они говорят друг другу: «Как хорошо! Мы вышли на улицу, и вдруг засветило солнце!» Будь таким солнцем, радующим людей.

     Пока твоё поведение больше напоминает работу какого-нибудь диспетчера в аэропорту. Ему нужно составить расписание. Все самолёты должны вовремя сесть и вовремя взлететь. В аэропорту большого города все должно работать чётко как часы. И ты хочешь, чтобы в отношениях с твоим молодым человеком, все было четко определено. Ты заранее определила, как твой молодой человек должен себя вести. По твоей мысли Ваши отношения должны представлять какую-то схему. Над ее конструированием ты и работаешь. «Он сказал мне это …я должна среагировать так… наши отношения зашли в такую сторону…я должна что-то понять». Ты только заводишь себя в тупик такими мыслями. Ты делаешь вот что: во-первых, всю логическую цепочку ты начинаешь с неправильной мысли. Потом начинаешь что-то строить и строить в уме…и сама себя запутываешь. Наконец, от соприкосновения с жизнью твои построения рассыпаются, и ты страдаешь ещё больше.

     Твоя «диспетчерская работа» напоминает одно место из «Рождественского письма» Ивана Ильина. В этом письме Ильин цитирует письмо своей матери, которое он перечитывал в тяжелые для него минуты. В этом письме были слова о том, что «нельзя постоянно рассчитывать и выспрашивать: а что мне принесет моя любовь? а ждет ли меня взаимность? а может быть, я люблю больше, а меня любят меньше? да и стоит ли мне отдаваться этой любви?..» Об этом взвешивании и примеривании сказано, что «все это неверно и ненужно; все это означает, что любви еще нету (не родилась) или уже нету (умерла)».

     Мама пишет: «отпусти свою любовь на свободу, пусть лучи ее светят и греют во все стороны. Тогда ты скоро почувствуешь, что к тебе отовсюду текут струи ответной любви. Почему? Потому что твоя непосредственная, непреднамеренная доброта, твоя непрерывная и бескорыстная любовь будет незаметно вызывать в людях доброту и любовь»[1].

     Так живи и ты.

     Тебя, как тебе думается, предали. Не думай об этом. Свети. И свети бескорыстно, ничего не ожидая взамен. Только так можно пробудить ответную любовь в другом человеке. Возможно, тебе придется потерпеть. Твой друг, возможно, вступит в очень тяжелую для него полосу  жизни. Я не говорю, что он плохой. Говорю это для того, что ты должна такое положение дел понять, а если можешь, даже и принять.

     Зачем, - спросишь, - тебе это понимать, а тем более, принимать? Расскажу тебе одну историю.

 

     Один юноша жил очень распущенно. В его жизни было все: алкоголь, наркотики, шумные компании. Ему посчастливилось повстречать на жизненном пути одну девушку, у которой были очень интеллигентные родители. Она была членом большой дружной семьи. Этот юноша, попав в её семью, чувствовал, что он попал в новый для себя мир. Этот юноша говорил, что Мария и её семья были каким-то островком  стабильности в его жизни. Если Мария и выпивала спиртное, то только совсем чуть-чуть и то, как правило, в торжественной обстановке. Эта девушка не ругалась матом. Она отличалась от тех людей, с кем он общался. Всё это как-то возвышало и юношу, когда он находился рядом с ней. Как же могло произойти то, что такая девушка как Мария захотела общаться с таким юношей? Он не всегда был таким. До определенного периода своей жизни он был чист. Потом он начал развращаться. Мария, видимо, застала в нем осколки прежней чистоты.

     Он был натурой впечатлительной. У него было чрезвычайно много друзей. Ему хотелось, чтобы общение с другими в его жизни лилось через край. А она была очень скромна. Она не любила шумные компании. Иногда ему с ней по его словам было скучно. Это было одной из причин  конфликтов, происходящих между ними. Когда они приезжали в гости, то он, общаясь с друзьями, оставлял ее одну и забывал про неё. Она страдала, но прощала. Её любовь была жертвенна и бескорыстна. Именно чистота её любви не давала этому юноше разорвать с ней отношения, хотя он многократно и хотел это сделать. Он порывался уйти, но из её глаз начинали литься слёзы, словно у беззащитного ребёнка. Тогда он понимал, что он не может уйти.

     В их отношениях были и взлёты и падения: когда-то в нём просыпался огонь ответной любви, а когда-то он снова пропадал на целые недели, заводил романы где-то на стороне. В это время по отношению к ней он был холоден, безразличен и груб. Своим поведением он доводил ее до слез. В это время он редко приезжал к ней и редко ей звонил. Он не понимал, что причинял ей боль.

     Особенно тяжело Марии пришлось, когда он начал принимать наркотики. Она могла бы найти себе более спокойного молодого человека. Она была красива, у нее были состоятельные родители. Несмотря на то, что она страдала, она всё же не говорила ему, чтобы он оставил ее. Если бы в этот период их отношения прервались, то можно было бы предположить, что прервалась бы и жизнь этого юноши. Он говорил, что если бы этой девушки не было, то, возможно, он не дожил бы до того возраста, когда он стал сознавать, что супруги должны хранить верность друг другу. Если б не было её, то он, возможно, заразился  бы какими-нибудь тяжелыми болезнями или умер бы где-нибудь от передозировки наркотиков.

     Время от времени Мария брала его в загородный дом, куда она с родителями ездила на выходные. Там, почти каждую неделю в течение выходных дней, он отрывался от своих привычных занятий.

     Она была редким человеком для нашего времени. Если бы в ней  был хоть грамм пошлости, то он давно бы ушел от нее. Но он чувствовал себя в чём-то обязанным перед ней. Возможно, ему не нравилось это чувство обязанности,  но, тем не менее, он, благодаря Марии, дожил до зрелых лет. По его словам Мария не давала ему «уйти в открытый океан».

     Мария – это не модель поведения. Она –реально живший человек. Один Бог знает, что в ее поведении было правильным, а что правильным не было. По человеческому суждению ее требовательность можно было бы назвать не правильной, так как она было причиной конфликтов. Но на эту тему не дерзну говорить. Возможно, здесь действовал промысл Божий.

     Временами юноша выходил из себя от требовательности Марии. Она была требовательна и в каком-то роде даже строга: она требовала внимания к себе. Для этого юноши стало своего рода обязанностью несколько дней в неделю проводить исключительно с ней. Ему хотя бы по долгу необходимости приходилось звонить ей. А когда он приезжал к ней домой, он несколько утихомиривался, и так, хотя бы во время их встреч, он приходил в себя. Из-за ее требовательности ему приходилось даже отказываться от встреч со своими друзьями. Конечно, он сильно противился такому положению дел. Но годы спустя он сказал, что такая её требовательность и спасла его. Мария просто не оставила ему времени на его пагубные увлечения.

     Возможно, промысел Божий послал эту девушку ему навстречу. Зачем мы так много говорим о ней? Истина не доказывается, истина показывается. Этот юноша хотел любить Марию. Но он еще не умел любить сильно и бескорыстно. Он искал в этой жизни не того, что нужно искать. Только через несколько лет он наконец-то понял, кем была для него Мария. Временами он ненавидел ее, но, повзрослев, он стал благоговеть перед ней. Она все-таки победила.

 

     Если в жизни твоего молодого человека ты увидишь подобные черты, то не приходи от этого в панику и не отчаивайся. В терпении, подражай Марие. Прощай, как она.

     У твоего молодого человека, возможно, будет тяжелый жизненный путь. Возможно, он попал в тупик. Из этого тупика может выйти только тот, кто найдет истинные ценности в этой жизни. Ты говоришь, что его предки были глубоко верующими, что среди них было много священников. Но, к сожалению, часто бывает так, что окружение, состоящее из множества верующих людей, не является гарантией того, что человек проживет эту жизнь без падений. Протоиерей Владимир Воробьев говорил, что с детьми из верующих семей священнику тяжелее общаться, чем с грешниками. Если чувство покаяния касается сердца грешника, то он приходит в храм и со слезами исповедуется. Он готов принять то, что ему говорят. Для него начинается новая жизнь во Христе. С детьми из верующих семей все сложнее: они начинают относиться к религии с неким снобизмом. Они всё испытали, им всё понятно. Ничего их не трогает.

     Возможно, твоему молодому человеку еще предстоит найти смысл своей жизни и ценности, ради которых он сможет отдать свою жизнь. Никто за него этот путь не проделает. Он должен пройти его сам. Лично. Возможно, пройти его придется посреди огня страданий. Пройдут годы, пока в нём не сформируется характер. В течение этих лет он будет как бы маяться подобно тому юноше, о котором только что ты читала. В течение этих лет ты не должна досаждать ему своими упреками. Все эти годы ты должна быть для него солнцем, этим островком стабильности, который не даст ему унестись в открытый океан. Ты должна быть для него его Марией.

 

     Пусть он знает, что если он позвонит тебе, то он найдет понимание, сочувствие и сопереживание. Люди устали от упреков, от выяснения отношений. Всем хочется ощутить хоть немного тепла. Если ты его любишь, то не старайся упреками вызвать ответную любовь. Сердце можно разбудить только через любовь.

     Если твой молодой человек позвонит тебе, если он почувствует необходимость встретиться с тобой, то не ругай его за то, что он долго не звонил. Он может жить своей жизнью, но однажды его сердце может заговорить. Посреди холода и мрака действительности он вдруг вспомнит, что в твоем лице он всегда находил сочувствие и понимание. Даже, если он будет резок и агрессивен, не смотри на это. Ему хочется тепла. Просто дай ему его.

 

Если ты не знаешь, как себя вести в такие минуты, то прочитай главу «Помню» из книги «Отец Арсений».

     В этой главе повествуется, как один заключенный лагеря особого назначения захотел покончить с собой. Он не видел никакой надежды в своей жизни: в лагере, куда он попал, были только страдания и унижения. Из этого лагеря почти никто не выходил живым. Заключенный решил, что он не может больше жить в таком кошмаре. Отчаяние все сильнее охватывало его, жить не хватало сил. Он решил умереть. «Бороться за жизнь можно тогда, когда есть надежда. В «особом» нет этой надежды <…>». И вот заключенный, крадет веревку идет по коридору мимо отца Арсения. Он хочет быстро пройти и кончить. Вдруг отец Арсений берет его за руку и говорит: «Садитесь! Вы не один здесь, нас таких много, но с нами Бог!» Он говорит тихо, спокойно, проникновенно и доброжелательно. Он понимает – заключенному трудно. Он болен, истощен, оскорбления, унижения, голод страшны, но отец Арсений убеждает, что все это можно победить и надо обязательно победить: и если заключенный захочет, то победа останется за ним. Заключенный озлобленно отвечает, оскорбляет, а отец Арсений, сжимая ему руку, продолжает говорить. И вот наступает минута, когда заключенный начинает понимать, что ему уже подали руку помощи. Он понял, что он уже не одинок. Он начинает чувствовать, что отец Арсений берет на себя его безысходное горе и тяжесть лагерной жизни, он понесет это с ним. Заключенный не идет больше к балке с веревкой и навсегда остается с отцом Арсением.

     Конечно, мы не можем брать на себя безысходное горе и тяжесть жизни другого человека. Это могут делать только духовно сильные личности. Нам лучше и не пытаться брать чужую тяжесть на себя. Уж, по крайней мере, если мы все-таки очень хотим это сделать, то мы должны взять на это благословение священника. Но просто сопереживать другим  без упреков, без долгих назиданий  мы можем.

P.S.:

Напоследок хочу тебе сказать ещё кое-что.

     Тебе нужно причащаться. Без благодати из твоего состояния тебе не выйти. Тебе хорошо бы причащаться два раза в неделю. Если ты учишься, если у тебя сессия, то можешь причащаться один раз. Ввиду твоей большой загруженности, ты можешь несколько сокращать молитвенное правило, которое нужно прочитать перед тем, как приступать к Таинству Причащения.

     Перед Причащением нужно читать три канона с акафистом и правило ко святому Причащению. Ты же читай один Покаянный канон и правило ко святому Причащению. При недостатке времени правило читай по дороге домой и на работу. Москва предоставляет огромные возможности для чтения. В московских пробках можно прочитать, наверное, целые тома книг.

     Если ты будешь причащаться, то ты не только освободишься от навязчивых мыслей о самоубийстве. Ты почерпнешь в Таинстве Причащения силы любить и прощать.

     По этому поводу приведу тебе совершенно удивительные слова   священномученика Илариона: «Христос дал заповедь: любите друг друга, но одной этой заповеди совершенно недостаточно. Эта заповедь, как всякая другая заповедь, сама собой ничего создать не может, если нет у человека сил для ее осуществления. И если бы христианство ограничивалось только одним учением о любви, оно было бы бесполезно, потому что в человеческой природе, искаженной грехом, нет сил для проведения в жизнь этого учения. О любви говорил и Ветхий Завет, и даже язычники, но этого мало. Разум признает, что заповедь о любви хороша, но человек постоянно будет встречать в самом себе иной закон, противовоюющий закону ума и пленяющий его закону греховному (Рим 7, 22-23). Чтобы быть хорошим человеком, для этого вовсе не достаточно лишь знать, что хорошо и что плохо. Ведь разве мы сомневаемся в том, что грешить дурно? Почему же мы грешим, зная хорошо, что это дурно? Потому, что одно дело знать, а другое дело жить. <…> Но в том-то сила и значение дела Христова, что оно не ограничивается одним только учением. Человеку даны новые силы, а потому для него и возможным становится новое церковное единение. <…> Таинство причащения – вот где единение со Христом и, следовательно, - источник духовной жизни. Таинство причащения соединяет людей с Богом и тем самым объединяет и друг с другом»[2].

 

     Второе, о чем хотел сказать тебе, - это то, что тебе нужно молиться. Если ты чувствуешь, что твои мысли начинают запутываться, и ты начинаешь сходить с ума, то не нужно пытаться распутать эти мысли. Начинай молиться. Помыслы самоубийства и отчаяния можно преодолеть только с помощью молитвы. Не пытайся преодолеть их с помощью логики.

     Не нужно «полагать, - говорил преподобный авва Дорофей, - что можно человеческими помыслами преодолеть помыслы бесовские»[3]. Помыслы неизбежно запутают тебя, если ты не будешь молиться. «Сатана много сильнее и хитрее неопытного ума и перехватывает всякое человеческое намерение к добру»[4], - писал архиепископ Антоний Волынский – Михайловский.

     Если ты будешь молиться, то тебе станет гораздо легче. Старайся читать двенадцать избранных псалмов каждый день. Пусть хотя бы и по дороге.

     Послушай, что святые говорят о Псалтири: «Если ты впал в искушение, то почерпнешь в псалмах обильное утешение; если ты согрешишь, найдешь здесь тысячи готовых лекарств, впадешь ли в бедность или в какое несчастье, - (псалмы) укажут тебе многие пристани»[5](святитель Иоанн Златоуст). Книга псалмов «врачует и застарелые раны души, и недавно уязвленному подает скорое исцеление»[6] (святитель Василий Великий).

 

     И третье. Твое спасение состоит в том, что ты будешь открываться своему духовному отцу. Если ты будешь советоваться с ним, то постепенно с Божией помощью, ты можешь освободиться от мыслей, которые тебя мучают.

     У архиепископа Антония есть слова, которые очень подходят к твоему случаю: «Бывают помыслы безотвязные, томящие человека против его желания, день, два и более. Таковые необходимо исповедать своему старцу или старице <…>. Сказанное тебе старцем исполняй в точности, и помысел, обнаруженный и объявленный при свидетеле-старце или пред Богом, удалится. Лишь бы старец был в истине, был бы выше искушений ученика своего, не обуревался бы помыслом в той же форме и образе»[7]. Некоторые говорят, что нынче нет старцев. Эта тема для отдельного разговора. Здесь лишь вкратце укажу на то, что трактат архиепископа Антония был написан в конце 50-х годов 20 века. Архиепископ Антоний обращается к тем людям, которые жили в эти годы, а не к тем людям, которые жили во времена расцвета монашества.

     Советуясь, ты постепенно ты будешь приобретать какой-то опыт. Ты будешь учиться познавать саму себя. По словам старца Иоанникия Глинского (в схиме Илиодора) добродетель рассуждения приобретается «не иначе, как постоянным обращением с человеком, имеющим этот дар»[8].

     Рассказывай о своих тяжелых мыслях твоему духовному отцу, но никак не твоему молодому человеку. Если ты будешь говорить ему все, что возникает в твое голове, то ты его запутаешь, напугаешь и смутишь.

     Не пытайся выяснять ничего прямо сию минуту, немедленно. Дай осадку опуститься на дно.

      Мы хотим очистить воду от грязи. Пытаемся разогнать грязь и водим руками в мутной воде. Но от наших действий вода чище не становится. Пусть пройдет время. Осадок опустится на дно, вода очистится. Все станет понятным. Тогда и поговоришь с тем, с кем желаешь поговорить.


[1] См. «Рождественское письмо» из книги Ивана Ильина «Поющее сердце».

[2] Иларион (Троицкий), свмч. Христианства нет без Церкви// Тв.: в 3 т. Т.2. М.: Изд. Сретенского монастыря, 2004. С.204-205.

[3] См. «Послание преподобного аввы Дорофея к брату, угнетаемому искушением» в книге прп. аввы Дорофея «Душеполезные поучения».

[4] Антоний Волынский – Михайловский, архиеп. Молитва Иисусова// О молитве Иисусовой и Божественной благодати. URL: http://psylib.org.ua/books/antgo01.

[5] святитель Иоанн Златоуст// Цит. по: Православный молитвослов и Псалтирь. – М.: Изд. Московской Патриархии, 1988.

[6] Там же.

[7] Антоний Волынский – Михайловский, архиеп. Молитва словесная// О молитве Иисусовой и Божественной благодати. URL: http://psylib.org.ua/books/antgo01.

[8] (Великие русские старцы : Жития, чудеса, духов. наставления / [Под общ. ред. игумена Аристарха (Лоханова) М.: Трифонов Печенг. Монастырь; “Новая книга”; “Ковчег”, 2000. С.693.