-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
Автор: | Иеромонах Соловецкого монастыря |
Дата: | 06.08.2015. |
«Покоющееся тело дает мысли свободу кружиться». Во время нахождения тела в покое возбуждаются страсти.
Нужно запретить себе праздное времяпровождение. Нужно либо ходить, либо читать, либо молиться, либо спать. Но ни в коем случае не сидеть бесцельно. Нежелательно даже пустое смотрение телевизора. Если человеку нужно что-то посмотреть по делу, например, ему порекомендовали посмотреть какой-то фильм, то он выделяет время и смотрит именно нужный ему фильм. Если же совсем нечем заняться, то можно следовать совету преподобного Кукши Одесского, который советовал тем, кто не может найти себе занятие пришивать заплатку, отпарывать ее и снова пришивать.
Опираясь на мнение, которое высказывали еще древние Отцы, преподобный Иоанн Кассиан так говорил о необходимости занимать себя делом: «работающаго монаха искушает один бес, а на празднаго нападает безчисленное множество бесов» (См. “Борьба с духом уныния”, параграф 16 из наставлений преподобного Иоанна Кассиана Римлянина во втором томе книги «Добротолюбие»).
Интересные мысли на этот счет есть также у преподобного Нила Синайского. Он говорил, что когда тело трудится, занимаясь каким-либо делом, то удерживает при себе мысль, «а покоющееся тело дает мысли свободу кружиться». Во время нахождения тела в покое возбуждаются страсти. И они при каждом похотливом воспоминании овладевают мыслью как пленницей. Поэтому тот, кто отказывается от рукоделия, думая через праздность «доставить душе свободу от забот», тот запутывает ее в лабиринте неисходных помыслов (См. «Аскетическия наставления преподобнаго Нила Синайскаго», параграф 167 во втором томе книги «Добротолюбие»). Другими словами, человек, пребывающий в праздности, начинает допускать слишком много ненужных помыслов. И в этих помыслах он запутывается.
Хорошо, впрочем, если человек не только трудится, но и духовно старается преуспевать. В борьбе с унынием особое внимание можно обратить на чтение слова Божьего. Если нет времени читать Евангелие, то можно слушать 2-3 главы. Хотя бы и во время вечернего чая – «кто не хочет, найдет причину, а кто хочет, найдет возможность».