Вера. Царство Божие – как достичь?
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  06.08.2015.



В православном учении будущая жизнь является продолжением настоящей жизни. Невозможно стать настолько добрым, чтобы, победив в себе злобу, зависть и ненависть, пребывать в полном покое. Но стремиться к внутреннему миру, к исполнению Божиих заповедей – это дело посильное для каждого.

     Вам следует знать, какой видит будущую жизнь православное учение. Жизнь будущего века не являяется путевкой в 5-звездочный отель, – как это ни странно, но именно так и представляют ее некоторые люди. В их понимании дело обстоит следующим образом: человек живет на земле, чем-то занимается, потом умирает и попадает в рай, где у него все хорошо. В католицизме, если помните, раньше было принято продавать индульгенции – свидетельства о прощении грехов. А протестанты считают, что они уже изначально спасены через свою веру. Патриарх Сергий Страгородский в своей магистерской диссертации «Православное учение о спасении», исследуя учения католицизма и протестантизма, показывает, что они не требуют от человека совершения добрых дел. В то время как в православном учении будущая жизнь является продолжением настоящей жизни. В будущей, загробной жизни и душа человека, и свойства человеческой личности получают развитие, - говорит патриарх Сергий в той же работе, в главе третьей – «Возмездие». При этом он ссылается на многочисленных духовных авторов и тексты Священного Писания.

     Так, например, святой Ириней Лионский писал, что Бог Сам не наказывает грешников, наказанием для них станет та стихия, которую они добровольно себе избрали. Как понять эти слова? Если человек во время своей земной жизни стал садистом, если он сотрясался от ненависти, то эти свойства его личности получат развитие и в будущей жизни. Вы, наверное, испытывали хоть раз  чувство сильной ненависти, когда во всем теле начинается дрожь.  Это состояние крайне неприятно и от него хочется побыстрее избавиться. Но сразу это сделать не получается. Человек хочет заснуть, но лишь только он задремлет, как тут же просыпается, потому что в кровь поступает порция адреналина. Представьте, что в этом состоянии человек будет жить вечность. И напротив, тот, который в земной жизни научился жить с Богом, любить истину и добро, он и в будущем веке получит возможность Блаженства.

     Блаженство и понимается Православием не как внешняя награда, а как следствие того, что человек приобрел себе добродетели. Конечно, сразу достичь такого состояния невозможно. Невозможно стать настолько добрым, чтобы, победив в себе злобу, зависть и ненависть, пребывать в полном покое. Но стремиться к внутреннему миру, к исполнению Божиих заповедей – это дело посильное для каждого.

     Сказанное можно сократить до одного предложения: Цель нашей жизни на земле состоит в том, чтобы очистить свое сердце и примириться с Богом.

     Старец Паисий Афонский говорил, что человека, который хотя бы несколько старается быть благочестивым, Господь ведет в рай «в галошах». По всей видимости, имелось в виду то, что Господь благоустроит путь такого человека, Господь же всемогущ! И, видя, что человек хочет исправит свою жизнь, Он может начать содействовать этому желанию человека и начнут меняться обстоятельства жизни.