-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
Автор: | Иеромонах Соловецкого монастыря |
Дата: | 01.10.2015. |
Что есть любовь? Эмоция, привязанность, соединившая мужчину и женщину, может быстро угаснуть в быту ежедневности. Мелкие дрязги, отсутствие внимания друг к другу могут быстро свести на нет чувство, недавно казавшееся нерушимым. Эгоизм охлаждает чувство любви. Люди иногда воспринимают любовь как некий эмоциональный заряд, при наличии которого их жизнь не кажется скучной. Когда заходит речь о таком отношении к любви, то на ум приходит образ лошадки в цирке. Ей дают кусочек сахара за то, что она смело прыгнула через горящий обруч. Многим людям кажется, что любовь будет зреть в их душах сама по себе. Они жадно «цепляются» за человека, от соприкосновения с которым вспыхивает в их сердце эмоция. Здесь эмоция вкушается, словно гурманом – дорогое вино. Но при таком подходе к делу владелец вспыхнувшего сердца рискует так и остаться в кругу собственного эгоцентризма. Парадоксально, но факт. Ему часто не интересен объект его любви: кто он? о чем болит его душа? устал ли он? Бывает и так, что человек лишь ищет наслаждения от общения с объектом своей любви. Но ищет ли он при том самого другого человека?
Нейрофизиолог, академик А.А. Ухтомский (учёный мировой величины, в своё время закончивший Московскую духовную академию) видел в любви не пассивное состояние. Он видел в ней рост от силы в силу. При таком подходе к делу речь идет о культуре преодоления себя ради другого. Человек рождает в себе новое лицо [старается стать лучше, старается измениться] ради того, кого любит[1].
Любви надо учиться. Подобно тому, как развивают природные дарования (например, голос) так нужно укреплять и развивать дар любви.
Вот простой пример. Один человек захотел бросить свою жену. И вдруг случилось так, что он заболел. И супруга стала ухаживать за ним. А потом заболела она. И муж стал ухаживать за ней. Цепь поступков, связанных с заботой друг о друге, сблизила супругов. Между ними протянулись невидимые нити. Супруга стала дорога для мужчины, и он понял, что не сможет без неё жить. И живут они вместе до сих пор. Духовная активность, проявленная мужчиной, привела к тому, что его понятия относительно супруги стали обогащаться. И образ супруги стал дополняться, уточнятся. Муж стал воспринимать её цельнее, глубже.
О любви разговор можно вести долго. Но, чтобы предмет обсуждения стал понятен, необходимы жизненные примеры. Ими богата книга «Отец Арсений». Эти примеры можно подкрепить наставлениями преподобного Паисия Святогорца, представленными в книге «Семейная жизнь». Осмыслить как единое целое примеры и наставления поможет статья, созданная на основе доклада протоиерея Владимира Воробьёва «Православное учение о браке». В этой статье православное учение о браке рассматривается не только с богословских, но и с жизненных позиций. Ведь христианство – это новая жизнь во Христе.
Такого взгляда на христианство придерживался священномученик Иларион (Троицкий). Для профессора духовной академии, будущего святителя Илариона христианство было именно новой жизнью, а не сводом отвлечённых богословских дисциплин (а он имел докторскую степень богословия)[2].
Такого рода мысли он излагает, например, в одном из разделов своей магистерской диссертации «Очерки из истории догмата о Церкви». В разделе «Новозаветное учение о Церкви»[3] он пишет: «Христос пришел на землю, чтобы спасти мир, а потому и христианство не есть только учение, которое принимается умом и содержится каждым порознь. Нет, христианство есть жизнь, в которой отдельные личности настолько объединятся между собою, что их единение можно уподобить существенному единству Лиц Святой Троицы. <…> Но для того, чтобы люди могли вступить в такой союз любви, чтобы они соединились в Церковь, для этого нужно было пересоздание самой природы человеческой, зараженной грехом, который всегда противится всякому единению людей. В беседе с Никодимом Господь Иисус Христос и говорит о новом рождении человека. Таким образом, прежде всего по учению Самого Иисуса Христа, Его Церковь есть сверхъестественное благодатное соединение возрожденных Богочеловеком людей в союз любви. <…> новый источник и новая благодатная основа единения создают общество, в котором члены связаны гораздо более тесно, нежели в каком-либо естественном обществе».
В другой своей работе – «Христианства нет без Церкви» – священномученик Иларион справедливо замечает: «Если бы христианство ограничивалось только одним учением о любви, оно было бы бесполезно, потому что в человеческой природе, искаженной грехом, нет сил для проведения в жизнь этого учения. <…> Но в том-то сила и значение дела Христова, что оно не ограничивается одним только учением. Человеку даны новые силы, а потому для него и возможным становится новое церковное единение»[4].