Стресс. Женщине, сгорающей от транквилизаторов и антидепрессантов
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  21.12.2015.



     Вследствие потери сна, постоянного стресса Вы уже полтора года принимаете транквилизаторы и антидепрессанты. Начали их принимать потому,  что лишились сна, потому, что очень много переживаете. Вам приходится учиться и работать с людьми, которые работают в очень  быстром темпе. Вы хорошо изучили американские системы менеджмента  и самоорганизации. Но, несмотря на эти навыки, вы так и не можете успокоиться. Пребывание в постоянном стрессе привело вас к таблеткам, и вот теперь таблетки разрушают вас. Вы стали эмоционально неуравновешенной, вполне возможно, что вы встали на путь, ведущий к личной катастрофе.

Вначале хотелось бы немного сказать о той системе GTD, о которой вы говорили.GTD – это аббревиатура системы самоорганизации,  о которой писал американец Дэвид Ален. Аббревиатура взята из названия его книги Getting Things Done.

     Эта система главным своим принципом предполагает полную разгрузку ума. То есть вся информация должна быть записана в необходимые списки. Все должно быть учтено и продумано. Хитроумное ведение списков по утверждению Дэвида Алена позволяет человеку полностью все разгрузить в свой ум и ни о чем не думать.

     Но система  GTD – это палка о двух концах. Если у человека есть мировоззренческая ось, если человек живет в системе правильных координат, то система GTD его может поставить на подобающее место.

      Книжку Дэвида Алена в этом смысле можно поставить рядом с руководством для машиниста паровоза. В каждой области есть свои профессиональные навыки. Они есть и в менеджменте. Везде есть свои секреты.

Есть свои секреты и в такой области человеческих знаний, как самоорганизация. Но беда произойдет, когда система GTD поменяет свой ранг и станет жизненной философией. Если это произойдет, то наступит катастрофа.

     Дэвид Ален писал в своей книге, что он не  изобрел самолично всех тех приемов, о которых он писал. Он просто собрал все то, что он встретил на жизненном пути. И он честно признался, что многими приемами, о которых он много говорит, читатели  уже пользовались.

     Если внимательно посмотреть на уставы церкви, то в них можно видеть принципы, о которых говорит Дэвид Ален. На западе его система была признана ультрасовременной, а в церкви она существовала уже давно.

     Взять, например, идею контрольных списков. Дэвид Ален считал, что человек постоянно должен изучать контрольные списки, чтобы не сбиться с жизненного пути. Контрольные списки включают в себя ту информацию, которую  человеку нельзя забыть. Есть списки, которые читаются раз в неделю, раз в месяц, раз в год. Но эти списки уже давно включены в структуру богослужения. Понедельник посвящен Бесплотным Силам, вторник Иоанну Предтечи. (Контрольные списки годового круга) Взять, например, Великий Пост. Его можно рассмотреть как контрольный список, который мы читаем раз в год.

     У Дэвида Алена есть еще один момент, на котором он постоянно акцентирует внимание. Это достижение состояния высшей продуктивности, так называемой «зоны». Разгружая оперативную память от информации, человек по мысли Дэвида Алена должен войти в это состояние.

     Но если мы посмотрим на устав монашества, то увидим, что они предполагают достижение этого состояния высшей продуктивности. Только эти уставы изобретены были более тысячи лет назад.

     Три монашеских обета – нестяжание, послушание и безбрачие нацелены на то, чтобы дать уму человека полную свободу.

     Нестяжание освобождает человека от лишних вещей, освобождает ум от памяти о них.

     Безбрачие дает ему возможность использовать весь свой досуг на служение Богу.

      А послушание избавляет его от постоянного столкновения помыслов – правильно  или неправильно я поступил, да или нет, нужно или не нужно. Человек советуется со своим духовным отцом и делает так, как сказал духовный отец. Если дело после этого не получится, то человек не отчаивается, потому что он знает, что сделал дело по благословению своего духовного отца. Если дело получится, то он не тщеславится, потому что скажет себе, что ты не сам придумал, а сделал по благословению духовного отца.

     Но если посмотреть на сам ритм монастырской жизни, то можно увидеть, что сам ритм монастырской жизни ведет человека к очищению ума. За связь с миром и за жизнеобеспечение монастыря отвечают несколько человек. На них и падает весь груз заботы о братии. Остальная же братия избавлена от борьбы за существование.

     Конечно, это делается не для того, чтобы превратить монахов в класс вольготно живущих людей, а для того, чтобы освободить их ум от постоянных забот, которые беспокоят сознание человека.

      Монастырская жизнь идет четко по расписанию. И если человек привыкает к ее ритму, то он перестает отвлекаться умом на такие вопросы, когда будет обед, когда ему идти на службу, когда постирать свои вещи, когда выйти на прогулку. Все внешние дела идут своим установленным  чередом. И поэтому все свои мысли человек может сосредоточить на своем внутреннем мире.

     Но коренное отличие духовной жизни от GTD состоит в том, что  человек  верующий опирается в своей жизни на Бога, а не на систему пусть и хитроумных приемов. Если человек не опирается на Бога, то плюсы GTD  могут обернуться в минусы.

     Конечно,  вполне можно понять Дэвида Алена  о том,  что человек успокаивается, если все в своей жизни определит и разложит по полочкам. Когда записи о всех своих делах разнесет во все нужные списки, лежащие в  нужных папках, стоящие на нужных полках.

     Но иногда жизнь обрушивается на нас таким интенсивным потоком, что мы не имеем возможности даже записать в нужной папке входящую информацию. У нас нет ни одной свободной минуты, а информация все падает и падает на нас. И мы начинаем уже переживать, что мы не можем поступить в соответствии с требованиями системы. И вот, отходя ко сну, мы, лежа на кровати,  вспоминаем, что-то нужно записать, и это, и пятое, и десятое…

     Вот, например, история одного монаха. Ему нужно было записать несколько статей. Они довольно объемные и что писать  он действительно себе представлял. Он описывал, что желание выплеснуть все на бумагу «давило» на него изнутри. Дэвид Ален правильно говорит, чтобы освободиться от давления нужно все записать. Но монаху из нашего примера,  чтобы записать хотя бы подобные планы, нужны были недели, а времени не было. К тому же невозможность вынести на бумагу все, что давило изнутри, усугублялось строгой регламентацией монастырской жизни.

     В монастыре все определено и известно. Известно, что время для работы есть только утром  до 12.50. Потом будет обед. Потом время для прогулки, необходимость которой обусловлена состоянием здоровья. Потом совершается монашеское правило, потом следом идет ужин. Возвращаясь в келью, остается  время на чай. И вот уже  пора собираться на службу. После службы особо  долго не посидишь, потому что рано утром вставать.

     Работа в вечернее время сопровождается пониманием того, что стрелка часов стремительно приближается к 12-ти, а вернуться к этому делу возможно только на следующий день.

     Монах писал все быстрее и быстрее, и в 12.50 ему приходилось класть ручку. Он сокрушался от мысли, что не успел записать все, что хотел и сесть за стол сможет только завтра.

     Однажды наш герой пережил настоящий кризис. Ему нужно было готовить цикл лекций, который он собирался  прочитать в одном реабилитационном центре. Он думал провести в этом центре несколько бесед. Время шло как есть, но он  не успел составить  подробный план даже для первой беседы. Четкая регламентация монастырской жизни давала ему возможность заранее сказать, сколько времени  у него осталось на подготовку.

     Сопоставляя объем того, что необходимо сделать с объемом времени, которое отведено на это дело, он впадал в отчаяние, потому что понимал, что готовиться   не успеет. Он непрестанно и напряженно думал, что никакая GTD здесь  не могла   уже помочь.

     Однажды,  на него так навалились переживания, что он не успевает, что он будто физически почувствовал, что на него положили какой-то груз. Ложась спать, тоже переживал и непрестанно думал о том, как он  будет проводить беседы через месяц.

     Он чувствовал, что находится на пределе своих возможностей. И уже изнемогая от тяжести переживаний, монах вдруг как-то по-новому взглянул на фразу святителя Игнатия Брянчанинова. Он советовал на все помыслы отвечать кратко – «я предал себя Богу. То  есть, у меня нет нужды что-то высчитывать и  выгадывать. Я знаю, что Господь печется обо мне». Он  слышал уже этот совет, но не принимал его как-то сердцем. Тут же, находясь в таком тяжелом  положении, он принял этот совет сердцем. И успокоился.

     Так и вы, предайте свою жизнь Богу. Если вы живете по совести, стараетесь исполнять заповеди Божии, прощать врагов и любить их, то Господь вас никогда  не оставит. И на это знание вы сможете опереться, а на логику вы опереться не сможете. Вот вы, человек с безупречным логическим мышлением -  а не можете спать по ночам. Логика конечно во многом помогает человеку, но иногда играет с человеком злую шутку.

     Когда в жизни человека все  рушится, все перемешивается, то человеку с безупречным логическим мышлением очень легко прийти в отчаяние. Анализируя ситуацию, он видит, что никакого выхода из ситуации не предвидится. Он начинает просчитывать все варианты и видит, что во  всех вариантах он сталкивается с катастрофой. Не удивительно, если такой человек лишается сна. Доверие к Богу иногда –же помогает человеку быть спокойным в обстановке неопределенности. По мысли Дэвида Алена человек  должен все определить, чтобы быть спокойным, определить круг своих обязанностей, чтобы быть спокойным.

Бывают ситуации, когда человек не знает круга своих обязанностей. Пребывание в  такой обстановке неопределенности может быть довольно мучительным. Иллюстрацией к этой мысли послужит рассказ монаха, уже упоминавшегося ранее.

     «Я одно время работал на кухне. Работа была там не простая, но она усугублялась тем, что часто люди приходили кушать не вовремя. Кто-то улетал на самолете, кто-то задержался на послушаниях. И для опоздавших, приходилось заново накрывать стол. Мне хотелось тоже определить круг своих обязанностей. Мне хотелось, чтобы кто-то мне дал благословение не кормить людей. И я думал, что буду ссылаться на это благословение  и буду отказывать людям и все у  меня будет хорошо: буду во время уходить с послушания.

     И в другие времена мне хотелось заниматься каким-то своим делом, своим послушанием, а ко мне обращались люди со своими проблемами. Мне хотелось иметь какое-либо благословение, чтобы суметь отвергать все, что приходит в мою жизнь. Я думал, что, следуя этому благословению,  оставить себе только свое послушание, а от всего  остального буду отказываться. Но такого благословения мною получено не было. Долгое время пришлось прожить в состоянии неопределенности.»

     Эту неопределенность по-новому осмыслить монах смог, когда прочитал книгу архиепископа Вениамина Пушкаря «Библейская история».

     В этой книге архиепископ  Вениамин доступным, простым языком рассказывает, пересказывает библейскую историю. И на один момент хотелось бы обратить внимание  - вначале у иудеев была теократия, то есть Бог управления. Потом во время пророка Самуила они стали просить себе царя. Хотя  пророк Самуил  и пытался их отговорить от такого начинания, но они  не послушали пророка Самуила. Господь сказал, чтобы пророк дал им царя. Господь сказал,  что эти люди отвергли не Самуила, а Его Самого, то есть Бога. Сейчас многие люди говорят, что монархия – это такая форма управления, которая наиболее совместима с религиозным мировоззрением. Но как оказалось, сама монархия появилась как менее совершенная  форма.

     Применительно к поднятой нами здесь теме, эту информацию можно использовать так: Каждый человек живет, руководствуясь своей совестью. Его совесть является его регламентом. Конечно, понятно, что нам хочется уйти пораньше, но ради этого желания мы не должны поступаться голосу собственной совести. Понятно, что нам хотелось бы, чтобы кто-то дал такое распоряжение не  кормить всех опаздывающих, не обращать внимание на все проблемы, возникающие в твоей жизни. Здесь такая внешняя регламентация выступает в роли царя, который говорит кому-то идти – и тот идет, не- взирая  ни на то, что у него какие-то  другие дела.

     Теократия для нас означает, что нужно услышать голос своей совести и поступить согласно своим убеждениям, поступить согласно воли Божией. И такой настрой дать человеку, твердую опору посреди хаоса, когда вокруг все рушится.

     Вера даст вам возможность быть спокойной даже тогда, когда вы бываете в состоянии невесомости. Хотя многое и не предопределено, но вы спокойны, потому что опираетесь на Бога. Вы знаете, что  вы постараетесь поступить согласно своей совести и заповедям Божиим.

     Ваша проблема, возможно, решится, если вы со вниманием прочитаете книгу старца Фаддея Витовницкого «Мир и радость о Духе Святом». Старец жил не  в простое время. Свое служение церкви  и людям он нес в то время, когда Сербия была оккупирована фашистами. Старца могли расстрелять. Его назначали на ответственные должности, и он очень сильно переживал. Настолько сильно, что он начал курить.

     Со временем он избавился от этой привычки. У него были нервные срывы, и однажды он понял, что что-то нужно менять  в своей жизни, потому что он понял, что если так будет продолжаться, то недолго ему  и умереть. Его сердце билось ночью  как у зайца. И однажды ему было откровение – голос сказал ему: «не бери слишком много на себя, храни  свой мир и живи с Богом. Пусть идет, как идет». Старец положил руку на грудь. Сердце не билось так сильно, как раньше.                     

     Возможно вы будете благодарить потом Бога за те трудности, которые пережили. Сейчас вы мучительно ищете опору в своей жизни, опереться на какие-то технические приемы у вас не получается, а доверять Богу вы еще не научились. Возможно ваши поиски, мучения закончатся глубокой верой. Вы доверите Богу и успокоитесь.

     Препообный Силуан писал: Ты говоришь, у меня  много горя. Но я скажу – и лучше Сам Господь говорит: «смирись и увидишь, что твои беды превратятся в покой, так что ты и сам удивишься, и скажешь: Почему я раньше так мучился и скорбел? Но теперь ты радуешься потому, что смирился и пришла благодать Божия. Теперь ты, хотя бы один сидел в бедности, радостнее оставить себя, потому что на душе у тебя мир, о котором Господь сказал: «Мир Мой даю вам». Так всякой смиренной душе Господь дает мир.

     Но как же   вам научиться полагаться на Бога?

     Нужно помнить о Нем и, кстати, в статье Павла Великанова «Кризис пастырского служения» сказано,  что «выгорание всегда сопряжено с ослаблением харизма как затухание изначального импульса, как испарение Бога среди суеты повседневной занятости священника».

     Хотя речь идет о священнике, но смысл сказанного вы можете применить к себе. Эти слова  о вас – вы говорили, что ввиду учебы вы практически совсем перестали молиться и перестали поститься. Вы говорите, что вы живете в таких условиях, что  едите, что получите, вы все время в разъездах. Но почему же не взять с собой что-нибудь постное? Приготовьтесь с вечера, если вы знаете, что утром вам надо выходить их дома. А если  вы оставили молитвы, то как же  вы будете думать о Боге? Молитву нельзя оставлять, нужно хотя бы кратко, но молиться. И если вы не успеваете читать утреннюю и вечернюю молитвы, то читайте хотя бы на память кратко правило преподобного Серафима Саровского.

     Утром можете, если вы опаздываете на работу, в то время, когда чистите зубы и  одеваетесь, читайте на память 3 раза Отче наш, 3 раза Богородица Дево, 1 раз Символ веры. Вечером, если вы не можете читать вечерние молитвы, то ложась  в кровать читайте на память трижды Отче наш, трижды Богородица Дево, радуйся, один раз Символ веры. Можете прочитать еще на память 90 псалом  и молитву «Да воскреснет Бог».

     Вы говорите, что пробовали так молиться, но вам не заснуть. Чтобы хорошо спать нужно иметь чистую совесть. Перед тем, как ложиться спать, 10- макс. 15 мин. вспоминайте, как  прошел день, в чем согрешили, покайтесь, кратко запишите свои грехи, Когда придет время исповеди, у вас уже к исповеди все будет практически готово. Если вы покаянием очистите свою душу от всего, что сделали за день, то вы умиротворитесь.                                                                                              

    Если случится кому-нибудь из богобоязненных людей отойти ко сну не раскаявшись в тех грехах, которые сделали днем и мучили душу, то мучение это будет сопровождать целую ночь до того, пока он сердечно не покается в грехе и не омоет сердце слезами. Мучение греха будет пробуждать от сладкого сна, потому что душа будет в тесноте, связанная пленицами греха»                                                                            

     Вы говорите, что у вас не получается помнить о Боге в течение всего дня. Видимо, вы неправильно живете. Человек  не может жить шизофреническим расколом сознания, то есть мы должны быть христианами не только несколько часов в неделю, а всегда. Человек должен быть цельным. А вы, видимо, на работе одни, а в храме другие. Вы же всегда должны быть христианкой и должны быть сами собой. Старайтесь, где возможно, думать о Боге и  если вы слушаете собеседника, то можете про себя молиться не спеша Иисусовой молитвой. Если вы слушаете какой-то доклад, в который надо вникать,  и слушаете чтение какой-либо книги, то можете молиться для себя следующим образом: тихонечко не спеша вдыхая воздух, говорите: «Господи», тихонечко не спеша выдыхая, говорите – «помилуй».

     Если вы ложитесь спать и совесть вас в чем-то сильно обличает, вы никак не можете заснуть, то вы можете сделать 50 поясных поклонов со словами «Боже, милостив буди мне  грешному и прости мя, блудную, за имя Твое святое». Если вас совесть не жжет, а вам просто никак  не заснуть, то все равно можно поделать поклоны. Количество можно не фиксировать. Поклоны делать до тех пор, пока не утомитесь. Если тело несколько устанет, то вы возможно с легкостью заснете.

     Вам нужно научиться мысленно возлагать все на Бога подобно тому, как учил старец Фаддей Сербский. Ему, кстати, тоже прописывали таблетки, но они ему не помогали. Можно предположить, что те таблетки и стоит принимать, но в течение какого-то определенного периода.

     Например, у человека умер кто-то из близких, или он испытал страшное потрясение и в течение недели, он не  может прийти в себя. В некоторых больницах, например, перед операцией делают укол препарата, вызывающий небольшую эйфорию. Под действием этого препарата пациент без страха заходит в операционную. Его не пугает вид разложенных скальпелей, он весело ложится на операционный стол. Также и после операции делают один укол промидола, сильного обезболивающего средства, вызывающего состояние эйфории. Но этот укол делается лишь один раз и только после операции. Нельзя человеку всю жизнь жить на уколах. И если  вы живете постоянно на антидепрессантах, то непонятно, чем это отличается от наркомании, в частности от курения гашиша.

     Таблетки разрушают вас  и это видно невооруженным глазом. На данный момент ваш путь – это путь  в никуда. Вам следует посоветоваться с  верующим психотерапевтом, например для того, чтобы потихоньку уходить от приема таблеток. Возможно, сразу это у вас не получится делать. При резком отказе от привычных вам  препаратов, вы можете испытать некоторые неприятные для вас ощущения. Опытный психотерапевт подскажет вам путь, как наиболее безболезненно снизить со временем и вообще прекратить прием антидепрессантов. Если вы постоянно с помощью химических препаратов будете пытаться выровнять свое эмоциональное состояние, то вы никогда не научитесь жить.