-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
Автор: | Иеромонах Соловецкого монастыря |
Дата: | 25.04.2016. |
Когда мы помогаем некоторым людям, только потому, что нам их жалко, мы подвергаем себя опасности. В этом кроется некая гордость. Если говоря с человеком, ты ставишь себя в положение учителя, то беседа не складывается. Если же ты показываешь, что не только хочешь научить человека, но и сам готов научиться у него, то беседа проходит плодотворно. Образ правильной жизни мы иногда хотим показать на своем примере. «Увидят люди, какой я хороший, и захотят меняться». Господь за такой подход к жизни может попустить испытания. Ты силен, ты сформировался как личность? Посмотрим.
Бывает так, что кто-то пытается возвышать опустившегося человека своим личным примером. Такой образ действия таит в себе некоторую опасность. Он может привести к гордости. Святитель Игнатий Брянчанинов в первом томе «Аскетических опытов» в главе «Фарисей», описывает, как Фарисей молился о том, чтобы его увидели другие люди. Он думал через это, дать назидание другим, но сам забывал о своём внутреннем ощущении. «Фарисей, в самообольщении своем, приносит за свое душевное состояние хвалу Богу. Он скрывает свое превозношение, и оно скрывается от него под личиной благодарения Богу. При поверхностном взгляде на Закон ему казалось, что он — исполнитель Закона, благо-угодный Богу. Он забыл, что заповедь Господня, по выражению псалмопевца, широка есть зело, что пред Богом самое небо нечисто (Иов.15:15)».
Эти попытки организовать спасение человека на своём личном «Я» могут привести к отчаянью. Что будет, если, спасая человека несколько лет, в итоге ты потерпишь полный провал? Ты отдавал человеку всё, а он обворовывает тебя и уходит. Здесь может наступить отчаянье: «Я столько лет бился за этого человека, а он вот так со мной поступил». Человек, таким образом спасающий других, может вообще разочароваться в добре. Отчаяться он может и потому, что рано или поздно осознает недостаток собственных усилий. Он будет пытаться успокоить человека, а человек не будет успокаиваться. Он будет пытаться заинтересовать человека, а человек так ничем и не заинтересуется. «Ничего у меня не получается» — восклицает желающий спасти другого.
Но всё меняется, если человек возлагает свою скорбь на Бога. Женщина, ведущая катехизаторские годовые курсы, по окончанию которых, человек принимает крещение, рассказывала, что некоторые уходили, не закончив их. Оставалось только перекрестить спину уходящего, сказав: «Господи, путями какими Ты сам знаешь, спаси этого человека».
Что, например, остаётся делать священнику, боровшегося долгое время за душу наркомана, когда тот «срывается». Ему остаётся поступить точно также. Перекрестить уходящую спину, сказав те же слова. Если в течение тех лет, когда он бился за душу наркомана, у него что-то не получалось, то он возлагал всё на Бога: «Я вижу, что моих сил не достаточно, я многое не умею, но я надеюсь на Божию помощь»
По словам преподобного Исаака:
«Пусть ум твой будет невысокомерен, и не полагайся на силу твою, чтобы не попущено было впасть тебе в естественную немощь; и тогда по собственному своему падению дознаешь немощь свою». (Слово 57)
О жалости
Когда мы помогаем некоторым людям, только потому, что нам их жалко, мы подвергаем себя опасности. В этом кроется некая гордость. Вот перед нами сидит грязный спившийся человек. Нам его жалко, и мы ему помогаем. Создаётся такое впечатление, что в данной ситуации мы воспринимаем себя как чистых и возвышенных. В качестве примера для подражания мы даём человеку свой образ. Образ чистого, порядочного, опрятного человека. Скрываем от него свои недостатки, чтобы не разочаровать его в добре. Этим-то, вроде, и, не желая этого явно, мы хотим возвыситься над человеком. А нужно наоборот, быть ему равным.
Один миссионер говорил, что, если говоря с человеком, ты ставишь себя в положение учителя, то беседа не складывается. Если же ты показываешь, что не только хочешь научить человека, но и сам готов научиться у него, то беседа проходит плодотворно. Если человек видит, что ты не гнушаешься им, то он ведет себя совсем уже по-другому. Он готов открыться. Могущественность такого подхода видна на примере преподобного Амвросия Оптинского. В его жизнеописании сказано, что людей возвышало то, что преподобный общался с ними, как с равными. «Любовь отца Амвросия шла неразрывно с его верою. Он твердо, непоколебимо верил в человека, в его божественную душу. Он знал, что в самом сильном искажении человеческом, там, где-то далеко, лежит искра божественного дара, и эту искру чтил отец Амвросий. Как бы ни был грязен тот, кто говорил с ним, уже тем была велика его беседа, что она давала грешнику сознание, что святой старец смотрит на него как на равного, что, поэтому, он не окончательно погиб и может возродиться. Он самым падшим людям подавал надежду, бодрость и веру, что они могут стать на новый путь»[1].
Образ правильной жизни мы иногда хотим показать на своем примере: «Увидят люди, какой я хороший, и захотят меняться». Господь за такой подход к жизни может попустить испытания. Ты силен, ты сформировался как личность? Время покажет.
Здесь надо пониматься, что Господь не наказывает человека. Он не унижает человеческую свободу. Господь просто забирает от самоуверенного человека, то, что принадлежит Ему, то есть Богу. Господь забирает благодать, и человек остается один на один со своими очень ограниченными силами. Он видит, кто он есть на самом деле, и, кто он есть без помощи Божией.
На этот счет уместно привести размышления профессора Осипова А. И. об Адаме. Адам имел многое, но он не имел опыта жизни без Бога. Профессор проводит аналогию между отсечением Адама от Божественной жизни и отсечением водолаза от источника кислорода.
Будучи соединен с Богом узами сыновней любви, Адам поддерживал в себе способность к бессмертию. Но вот Ева, жена его, предложила ему нарушить Божественную заповедь. Адам послушал Еву и через нарушение заповеди отпал от Божественной жизни. Адам разорвал свою связь с Богом.
Чтобы понять трагизм положения первого человека, можно сопоставить его положение с положением водолаза. Водолаз, спускаясь на глубину, получает через шланг воздух. Воздух качается к его легким с лодки. И вдруг он говорит: мне не нужна ничья поддержка. И сказав эти слова, он перерезает шланг, по которому подается кислород к нему. Что происходит с водолазом? Он умирает. Умер и Адам.
Тема грехопадения первых людей значима как для понимания смысла пришествия Господа нашего Иисуса Христа на землю, так и для понимания смысла православной догматики. Данной темы профессор Осипов касается в следующих своих лекциях: «Крест и свобода», «Догмат о спасении» (в курсе лекций по основному богословию за 2000 год есть две лекции с таким названием), «Церковь и общество» (URL: Курс лекций, прочитанный А.И. Осиповым на 4 курсе МДС в 2000 году //
http://www.aosipov.ru/audio/audio_osnovnoe_bogoslovie_2000.html )