Йога. Женщине, преподающей йогу и спрашивающей, ее ли это путь
Назад к списку вопросов
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  22.05.2017.



Вы пишете, что занимаетесь йогой и даже ее преподаете. Вы спрашиваете, Ваш ли это путь? Причем Ваш вопрос не предполагает наличия каких-то сомнений относительно самой йоги. Вы спрашиваете о другом: заниматься ли Вам именно преподаванием йоги или чем-то другим? Но и в первом и во втором случае по Вашему письму можно понять, что йогу Вы из своей жизни исключать не собираетесь.

 

     Если Вы являетесь православной христианкой, то, конечно, выбор Вам сделать нужно. Йога, как и индуизм, не совместимы с православным мировоззрением. И это нужно четко понимать. Вы пишете, что йога помогает Вам в чем-то разобраться.

     Различные языческие системы включают в себя какие-то вкрапления общечеловеческой этики. Но наличие этих вкраплений еще не свидетельствует о том, что система йоги основана на истине. Йог, показывая на гладкий стол, может сказать, что стол гладкий. Но эта реплика еще не свидетельствует о том, что ее автора нужно избирать в учителя жизни.

     Конечно, Вы отдали йоге многие годы Вашей жизни, и данный ответ Вам будет принять не легко. Но когда человек следует за истиной, он должен уметь жертвовать излюбленными концепциями ради истины.

     Возможно, Вы столкнитесь с сомнениями: «Как же так! Я столько лет отдала этому занятию! Что же мне теперь делать?» Господь силен указать Ваш жизненный путь. Если Вы верите в Бога, верите во Христа, молитесь, чтобы Он указал Вам спасительный путь, почаще повторяйте слова из 142 псалма: «Скажи мне, Господи, путь воньже пойду, яко к Тебе взях душу мою». Если желаете, можете прочитать один из ответов, который находится на сайте Соловецкого монастыря в разделе «Пастырская страничка». В подразделе «Ответы пастыря» находится ответ, помещенный на сайт 26 февраля 2017 года – «Жизненный путь. О выборе дальнейшего пути (молодому семинаристу)». Не все в этом ответе касается напрямую Вас, но общий смысл ответа Вы поймете.

     На каком-то этапе жизни перед человеком ставится вопрос: «Что для него дороже –истина или собственные интересы?» Хотя священник Сергий Кобзарь и не занимался йогой, но его пример в этом отношении очень показателен. Он многие годы шел в русле протестантизма, с которым были также связаны его знакомые, заработок, процесс обучения и многое другое. Но постепенно у него стали возникать вопросы к протестантизму, он стал все чаще и чаще обращаться к Православию. Со временем он убедился, что в Православии содержится истина. И он встал перед дилеммой: остаться ли ему в протестантизме со всем приобретенным в течении многих лет комфортом и удобствами или сделать шаг навстречу истине, отказавшись от устойчивого заработка и от уже наработанных связей. Он шаг сделал. В своей книге «Почему я не могу оставаться баптистом и вообще протестантом» он писал, что некоторые из его знакомых, пришедших к аналогичным вопросам и сомнениям, так и не смогли сделать этот шаг.

     Он, действительно, подчас бывает очень трудным и нужна большая вера, чтобы его совершить. Подобный шаг сделал однажды святитель Игнатий (Брянчанинов), когда почувствовал в себе тягу к монашеству. Он был прекрасно образован, был любимцем императора, мог сделать на светском поприще блестящую карьеру. Плюс ко всему у него были некоторые проблемы со здоровьем, ввиду которых суровая монашеская жизнь представлялась ему делом крайне затруднительным.

     В своем сочинении «Плач мой» святитель писал, что перед принятием монашества тело вопило: «Куда ведешь меня? Я так слабо и болезненно». Разум подтверждал доводы плоти. Но наряду с доводами плоти и разума святитель слышал внутренний голос или, по его признанию, «голос совести, или, может быть, Ангела хранителя, сказывавшего <…> волю Божию». Голос решительно говорил, что совершить задуманное – «долг, долг непременный». И так был силен этот голос, что доводы разума и убеждения плоти казались перед ним ничтожными. «Вступил я в монастырь, – пишет святитель, – как кидается изумленный, закрыв глаза и отложив размышление, в огонь или пучину; как кидается воин, увлекаемый сердцем, в сечу кровавую, на явную смерть».

     Пример святителя Игнатия дается как комментарий к той мысли, что человеку иногда трудно решиться на значимый шаг даже тогда, когда он понимает справедливость данного шага. Разум и плоть приводят доводы: «А как ты будешь без этого? А как ты будешь без того?» Но желая сохранить в чистоте свою совесть и чувствуя в своем сердце стремление к истине, человек с верой, что Господь ему поможет, решается на этот шаг. Кому-то это может показаться безрассудным. И святителя Игнатия Брянчанинова некоторые из его окружения не поняли. Однако теперь мы знаем его как одного из величайших наставников не только монахов, но и вообще всех христиан.

     Подобный шаг сделали когда-то новомученики и исповедники российские. В годы гонений на Церковь они сделали свой выбор, чтобы сохранить свою связь со Христом как с открывшейся им истиной. Они сделали свой выбор и пошли в лагеря, тюрьмы и ссылки лишь бы не отречься от Христа и не потерять с Ним связи.

     В наше время вопрос перед многими людьми не стоит так остро. Не все христиане живут в Сирии, где за исповедание Христа воинствующие экстремисты угрожают смертью. Перед многими людьми не стоит вопрос о тюрьмах, ссылках и концентрационных лагерях. Однако исповедание Христа и в наше время связывается с внутренним подвигом. Как в данном случае соотносятся понятия «исповедание» и «подвиг»?

     Подвиг, по мысли протоиерея Владимира Воробьева, понятие подвига может быть связано для человека со всем тем, что для него является трудным, непосильным. «Когда человек не может чего-то сделать, но с верой в то, что Бог ему поможет, устремляется навстречу этой трудности – вот это и есть подвиг. Как только таким подвигом веры, преодоления самого себя, своих страстей начинает жить человек, для него открывается духовная жизнь» (см. работу протоиерея Владимира Воробьева «Покаяние, исповедь, духовное руководство»).

     Слово «исповедничество» указывает на то, что мало «верить в душе». Нужно и жизнь свою выстраивать по вере, то есть определенным образом и соответственным выбором. Бывает, что человек открыл свой бизнес, сделал состояние на мошеннических операциях. Но потом, придя ко Христу, понял, что его хищнический бизнес не сопоставим с его верой во Христа. И такому человеку нужно сделать выбор: остаться ли со Христом или остаться со своим бизнесом. Подобное можно сказать и о сфере эзотерики.

     Многие люди, занимаясь эзотерикой, сделали себе определенное имя в эзотерических кругах, приобрели, как им кажется, ощущение значимости в собственных глазах. Им кажется, что они получили обладание неким тайным знанием. И вот, обращаясь ко Христу, они понимают, что это знание не совместимо с верой во Христа, более того – это знание отвергается христианством.

     И такие люди встают перед дилеммой: остаться ли им с ощущением собственной значимости, оккультными воззрениями и психофизическими практиками, либо им остаться со Христом. Кто-то выбирает Христа, а кто-то решает остаться с ощущением собственной значимости.

     И Вам предстоит решить для себя подобный вопрос. Конечно, когда самолюбие и любовь сталкиваются в сердце человека, в сердце происходит серьезная борьба. И что здесь победит? Самолюбие? Тяга к себе? Или любовь к истине, любовь ко Христу, к людям?

     Вам будет трудно совершить выбор, но если Вы будете исповедоваться, причащаться, участвовать в Таинствах, то Благодать Божия укрепит Вас и поддержит. Сам человек без Божественной Благодати не может изменить себя. Без действия благодати в нем не может совершиться преображение.

     Если Вы выберете Христа, то Ваш вход в Церковь должен быть правильным, он должен состояться на основании канонов, установленных святыми отцами. Если Вы были крещены до своих занятий йогой, то Вам нужно пройти либо Чин отречения, либо, если Ваше погружение в психопрактики было глубоким, нужно пройти Чин присоединения. Более подробно об этом можно прочитать в книге «Победить свое прошлое: Исповедь – начало новой жизни» (сайт Соловецкого монастыря: раздел «Пастырская страничка», подраздел «Исповедь»). В этой книге есть главы «Несколько слов бывшим оккультистам, а также тем, кто обращался к ним за помощью», «Несколько слов тем, кто приходит к Православию от различных мировоззренческих систем или иных религий».

     Конкретно же насчет йоги рекомендуем Вам ознакомиться со статьей «Можно ли заниматься йогой только как физическими упражнениями и не получить от этого духовного вреда?» на сайте Соловецкого монастыря в разделе «Пастырская страничка», в подразделе «Соловецкий листок». Эта небольшая статья не включает в свой состав размышлений относительно всех аспектов, которые желательно было бы рассмотреть по данному вопросу. Если Господь благословит, то в этом же разделе со временем появится статья «Брешь в стене», посвященная вопросу о восточном мировоззрении, индуизме, а также йоге. Если желаете, можете ознакомиться с материалами, ссылки на которые даются в конце уже имеющейся статьи.

     Напоследок хочется уделить внимание еще одному моменту. Если человек увлечен каким-то занятием, если он занимался им многие годы, то его мышление определенным образом настраивается на это занятие. Его мысли, его желания, его предпочтения так или иначе крутятся вокруг излюбленной темы. И, соответственно, когда перед человеком встает вопрос о отказе от этого занятия, он некоторое время воспринимает этот отказ как крушение своего внутреннего мира. Но проходит некоторый период времени, и человек успокаивается. Он начинает понимать, что жизнь продолжается, что мир состоит не только из аспектов так или иначе связанных с его излюбленным занятием.

     И Вы, многие годы занимаясь йогой, все свое мышление, возможно, сосредоточили на данной тематике. Пока Вы находитесь в потоке идей, связанных с йогой, Вам, возможно, даже и представить не удается, что существуют иные взгляды на жизнь. Но есть примеры людей, вышедших из мира эзотерики. Они отказались от преподавания йоги и целиком изменили свой образ жизни. Со временем жизнь их наладилась, у них появился новый круг общения, новая работа.

     Молитесь, чтобы Господь благоустроил Ваш путь. Если размышления на данную тему Вас затронули, то можно еще прочитать один из ответов, помещенных на сайте Соловецкого монастыря – «Человеку, который находится в трудных жизненных обстоятельствах».