Прощение. Женщине, которая не может простить пьющего брата за то, что по его вине, как ей кажется, умер отец
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  15.08.2014.



Можно также прочитать беседу святителя Николая Сербского на неделю одиннадцатую по Пятидесятнице («Евангелие о прощении»). 

     Вы говорите, что не можете общаться с Вашим братом. Ваша размолвка началась после того, как Вы узнали, что он избивал Вашего общего отца. Когда отец попал в больницу, Вы не знали причину его болезни. За своего отца Вы писали согласие на операцию. В ходе лечения выяснилось, что у него была серьезная черепно-мозговая травма. Только потом Вы узнали от соседей, что брат избивал вашего отца. Отец никому ничего не рассказывал. Это переживание наслаивается на другое – Ваша личная жизнь так до сих пор и не устроилась.

     Возможно, эти две проблемы как-то связаны между собой. Не смею утверждать точно, но лишь осторожно предполагаю, эти две проблемы связаны между собой изречением Спасителя: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7, 12).

     Советую Вам не судить Вашего брата. Вы и так еле-еле несете свою тяготу. Зачем Вам брать на свои плечи еще и его тяжесть? Вы пытаетесь оценить его поступок, взвесить его своим человеческим рассудком. Но ведь есть Судья, который придет судить мир в конце земной истории. Оставьте это дело Ему, и Вам станет легче. Сказал некогда один старец о брате, впавшем в блуд: «О, худо он сделал!». А после «святой Ангел принес к нему душу согрешившего и сказал ему: “Посмотри, тот, кого ты осудил, умер; куда же повелишь ты поместить его, в царство или муку?” И раскаялся отшельник в своих словах»[1].

     Действительно, оценить поступки другого человека чрезвычайно тяжело. Его воспитание, его жизненные обстоятельства, его мотивы – все нужно тщательнейшим образом взвесить и оценить. Но разве мы способны на такую оценку? Мы часто не можем оценить даже тех житейских ситуаций, в которые мы попадаем. Если в ситуации присутствует множество переменных, то наш ум очень быстро запутывается. Это знают те, кто много работает с компьютером. Например, человеку нужно проверить двенадцать параметров по какому-либо продукту. Данные о параметрах приводятся  в различных таблицах. Чтобы проверить записи, сделанные в этих таблицах,  нужно привлекать еще другие источники. И вот человек начинает распутывать веревочку, проверять данные, расписанные в нескольких таблицах. Ему тяжело сохранить свой ум цельным, и уже скоро человек чувствует себя внутренне опустошенным, потерянным.

     Нечто похожее, видимо, происходит и с Вами, когда Вы пытаетесь оценить поступок своего брата. Но, если человек, проверяющие данные по товару, имеет под своими руками хоть какие-то таблицы, то у Вас нужных таблиц под руками нет. Обстоятельства жизни брата закрыты от Вас. Проникнуть в них Вы не можете, а значит, не можете и сделать верных выводов.

     По этому случаю можно привести одну историю, рассказанную  старцем Паисием Святогорцем. Один аскет захотел узнать причину, по которой «праведные и благочестивые люди попадают в беды и несправедливо мучаются, в то время как неправедные и грешные обогащаются и живут спокойно». Вопрос аскета разрешился через вразумление.

     Он сидел в дупле дерева, и перед ним разворачивалось следующее действие. К источнику воды подъехал человек. Он достал кошелек с деньгами и, пересчитав деньги, убрал его. Так сложилось, что кошелек, в котором было сто дукатов (дукат - золотая монета), упал в траву. Следом приехал второй человек, который нашел кошелек и убежал с ним. Следом приехал третий. Он сделал остановку, чтобы подкрепиться, и пока ел, вернулся первый, потерявший деньги. Тот набросился на него  с кулаками и стал требовать вернуть пропажу. Дело закончилось тем, что разгневавшись, он убил невинного путника.

    Аскет после увиденного спросил у Бога: «Как терпит благость Твоя такую неправду?» - и услышал от Ангела, что человек, потерявший деньги, вынудил бедняка, продать свой сад за 50 дукатов. «Бедняк тот, не зная, что делать, просил Бога об отмщении. Поэтому Бог устроил, чтобы воздалось ему вдвойне». И бедняк нашел кошелек с сотней дукатов. Бедняк и человек, потерявший деньги, были соседями. Тот же, кто был убит, сам в свое время сам совершил убийство. Он раскаялся в своем грехе и молил Бога, чтобы Бог послал ему насильственную смерть. И Бог исполнил его просьбу. У самого же убийцы «заболела душа». И после совершенного преступления он решил стать монахом[2].

 

     Что если, ужаснувшись своего поступка, Ваш брат раскается и перестанет пить? Может быть, он уже и сотни раз пожалел о содеянном. И, может быть, сейчас его душу сжигает адское пламя отчаяния. Из этого тупика Вы сможете помочь ему выйти, если обратитесь к нему  с любовью. Любовью Вы его обезоружите. Возможно, Ваш брат приготовился к защите и уже собрал те оправдания, которыми будет пытаться отразить Ваше обвинение в убийстве отца. Но если он увидит Вашу любовь, то он изумится. По человечески, конечно, чрезвычайно тяжело простить. И здесь нужно молиться.

     Нужно почаще твердить себе молитву, которую схиигумен Савва советовал читать своим духовным детям: «Господи, Крестом Твоим удали от меня страсть неприязни, помоги мне полюбить своего обидчика. Спаси меня его святыми молитвами». Цель этой молитвы - вытеснить из сердца злую силу. Отец Савва советовал во время этой молитвы целовать свой крестик. Ведь, когда мы целуем крестик, то наше сердце делается  светлым от лучей благодатного света, исходящих от Креста.

     Наше сердце подает весточку другому человеку, и он, чувствуя, что мы успокоились, успокаивается сам. Иногда даже происходит такое чудо: как только Вы успокаиваетесь, то настраивается на примирение и человек, который раньше находился с Вами в затяжном конфликте.

 

     Тема прощения оригинальным образом поднимается в фильме «Повторяющие реальность» (2010). Этот фильм несет в себе христианские мысли, хотя напрямую и не говорит о Христе. Сюжет этого фильма состоит в том, что трое наркозависимых подростков попадали в странную ситуацию. Однажды начавшийся день повторялся вновь и вновь. Каждое утро они просыпались, и для них начинался один и тот же день. Кто-то из них умирал, но на следующий день он снова просыпался. Вначале двое юношей и одна девушка использовали такую ситуацию в преступных целях. Они начали делать то, что хотели. Потом двое из них стали понимать, что такая ситуация не могла произойти случайно. Они стали приходить к пониманию, что в ней заложен какой-то смысл. Этот смысл девушка по имени Соня увидела для себя в том, чтобы простить своего отца. Прощать было за что, ведь отец ее изнасиловал. Соня приезжала к своему отцу в больницу, но так и не находила в себе сил поговорить с ним. А вечером она узнавала, что ее отец умер. Ее друг, который попал вместе с ней в нескончаемый день, как-то привез ее к больнице. Он говорил ей, чтобы она попробовала поговорить со своим отцом. Но Соня и тогда не решилась, посчитав, что от ее разговора ничего не изменится. Наконец, движимая каким-то внутренним озарением она вновь приехала в больницу. Она зашла в палату и сказала отцу, что сегодня он  умрет, и просила не спрашивать, откуда она это знает. Она говорила, что в ней нет больше ненависти к нему. Она поняла, что ей нужно двигаться дальше.

     Подобно Соне, нужно двигаться дальше и Вам. С чувством непрощения брата  Вы застряли в одном и том же дне, который никак не может закончиться. Чтобы выйти из этого тупика, помогите, чем сможете, своему брату и попробуйте помочь ему устроить его жизнь. Тогда, возможно, устроится и Ваша.

     В своих суждениях относительно этого вопроса руководствуйтесь Евангелием. Если бы не было Евангелия, то людям оставалось бы только  сойти с ума. Нас окружает столько сложнейших ситуаций, что найти выход их них кажется невозможно. Евангелие же прокладывает и указывает дорогу. Руководствуйтесь Евангелием и остерегайтесь принять в руководство поверхностные человеческие суждения.

      Если бы некоторые люди и высказались по поводу Вашей ситуации, то их высказывания не были бы оригинальными. «Нельзя прощать Вашего брата, - сказали бы они. Простить – это значит потворствовать злу». Но Вы вовсе не потворствуете злу. Вы исцеляете  своего брата, который, возможно, уже стоит на пороге отчаяния после совершенного. Если рассуждения этих людей были бы истинными, то приняв их мысли, Вы не испытывали бы муки. В настоящий же момент,  думая так, как они, Вы испытываете настоящие душевные страдания. Если мысли приносят Вам страдания, то, значит, в них нет истины. Как считал святой праведный отец Иоанн Кронштатский, мысль несет доказательство своей истинности в самой себе. «Всякая ложная мысль, - писал он, - в самой себе носит доказательство своей ложности, это доказательство – смертельность ее для сердца<… >. Равно всякая истинная мысль заключает в себе самой доказательство своей истинности. Это доказательство – животворность ее для сердца»[3].

     Поступите с Вашим братом согласно Евангелию, и Вы увидите, как оживет Ваше сердце.


[1] См. поучение шестое из книги преподобного аввы Дорофея «Душеполезные поучения».

[2] Христодул Агиорит, иером. Старец Паисий / Перевод с новогреческого игумена Илии (Жукова). - Кн. 1. Свято-Покровская монашеская община; Новый город, 2000. С. 105-109.

[3] Из книги «Моя жизнь во Христе».