-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
Автор: | Иеромонах Соловецкого монастыря |
Дата: | 22.06.2021. |
Под свои поступки ты подводишь базу: мол, такая твоя физиология, генетические предпосылки. На самом деле дело обстоит иначе. Все-таки здесь недооценивается какая-то степень свободы. По-сути, мы сами определяем характер связи между подкорковой структурой и корой. Мне очень понравились некоторые моменты из книги нейробиолога Марка Льюиса «Зависимость – не болезнь», хотя я и не фанат психологии, но она мне показалась более-менее адекватной и объективной. Основная идея, что форма такого зависимого поведения – это, по-сути, то, что конструируется в нейронных сетях по принципу увлечения вообще. Человеку может понравиться музыка, чтение, что-то хорошее, и те же самые механизмы могут формировать увлеченность другим, но одни вещи в жизни ведут нас к развитию, к чему-то конструктивному, а другие пути ведут к разложению. В христианской аскетике первое называется добродетелью, а второе – страстью.
См. подробнее главу «Справедливо ли полагать, что главной причиной наркомании является генетическая обусловленность и физиология?» из части 5-ой статьи «Мировоззренческий сдвиг – детонатор наркотического “бума” и распада общества».
И второй момент, конечно, есть люди, в тебе отчасти это свойство присутствует, которых называются навязчивыми. Дело в том, что они стремятся реализовывать какие-то свои модели именно навязчивым образом, вне зависимости от обстоятельств, от характера людей, с которыми они встречаются. И вследствие ориентации на модели, а не на способность чувствовать ситуацию и собеседника, тонкие связи не развиваются. Не развивается именно то, что помогает нам сдерживать наши порывы, перенаправить их, помогает нам не сформировать то, что называется компульсивностью.
(Компу́льсия – симптом, представляющий собой периодически возникающее навязчивое поведение, ритуалы или ментальные акты. Действия, которые, как человек чувствует, он вынужден выполнять. Невыполнение этих действий повышает тревожность у человека до тех пор, пока он не отказывается от сопротивления…).
Компульсивность – это неспособность отклонить от себя следования каким-то разрушительным взрывным импульсам. И когда мы все-таки стараемся учитывать мнении собеседников, обстановку и прочие моменты, обогащаемся и становимся способны понять глубину мир. Мы начинаем видеть какие-то взаимосвязи между людьми, между событиями, явлениями. Перед нами начинает раскрываться панорама бытия, которая нас изумляет и даже восхищает.
И на этом, конечно, фоне какие-то страсти, то что то ты описала словом «шырнуться общением с преподом» («закрутить роман с педагогом с целью «взбодриться», уже начинает восприниматься как нечто усеченное, искусственное, неконструктивное.
Естественно, когда эта панорама бытия перед нами не разворачивается, тогда страсти, накал эмоций — это единственное, что у нас есть, единственная так называемая «точка кристаллизации», то, на чем мы как-то можем основывать всю систему восприятия, потому что даже наша способность понимать и воспринимать информацию тесно связанна с нашим эмоциональным состоянием.
И если у человека есть какое-то переживание, то активируется какие-то процессы, которые у нас ассоциируются с жизнью. Там обостряется внимание, нам хочется куда-то двигаться, постигать что-то. Это может быть одна из причин, почему у пожилых в годах людей начинается маразм. Возникает потеря интереса к жизни, отсутсвует мотивация что-то познавать, и поэтому, может быть, старички начинают чудить, искать себе молодых девчонок.
В одном фильме Деми Мур там играла стриптизершу, которую добивался сенатор, и, видимо, образ этой Деми Мур как раз и стимулировал мозговую деятельность этого сенатора.
А когда человек все-таки идет по другому пути, то он воспринимает красоту не в плане каких-то конкретных образов, платьев, картин, а видит грандиозность творения. Разницу в характерах, многообразие явлений, разноголосицу человеческих мыслей. И если мы идем путем любви, то вся наша разность начинает служить не примером споров и противостояний, а, наоборот, основой для какого-то взаимного обогащения, для еще большего обретения полноты, еще более глубокого погружения в полноту мира.
Некоторые мысли такого плана разбирались в беседах «Любовная зависимость». Во второй беседе разбиралась одна книга про женщин, которые «слишком сильно любят»[1]. Первая часть, где описываются истории пациенток, еще более-менее объективная. Но когда автор пытается дать интерпретацию, то это уже выглядит бедновато, потому что все опять сводится к словам «полюби себя» и прочее, прочее.
И в православии есть эта идея «внемли себе», «познай себя». Но в чем заключается этот процесс «внемли себе», можно понять, только если у человека есть вертикаль в жизни, когда он ставит вопрос: «кто я?», «к чему призван?», «откуда я?», «куда я иду?». Когда человек начинает действительно понимать, связано ли с его жизнью то, что сейчас его привлекает, или это всего лишь поверхностное желание, тогда он начинает постепенно освобождаться от зависимостей, ненормальных привязанностей. А когда у человека нет подобной вертикали, когда он двигается в горизонтали, он эти слова о внимании к себе способен понять не иначе как «займись самообразованием», «пройди курсы», «занимайся шопингом, спортом» и чем-нибудь еще.
И к тому же у нас происходит сейчас подмена понятия личности понятием индивидуума. Личность в православии определяется способностью человека подняться над своей природой, как писал Лосский.
Нас пытаются определять присутствующие внутри нас страсти и влечения, нас пытается определить внешняя среда: историческая обстановка, климат, социальное окружение и прочее. Но как раз способность над всем этим подняться и принять решение, не зависящее от того, что пытается тебя определить, и характеризует человека как личность. Личность пробуждается тогда, когда в человеке действует Святой Дух. Личность способна постоянно обогащаться новыми гранями.
Но часто понятие личного подменяется понятием индивидуального. Речь идет о развитии каких-то навыков. Но, в принципе, научится быстро читать или освоить какой-то навык может и Петя, и Катя, и Вася. Но здесь отсутствует то, что определяет именно тебя, как тебя. Ты просто развиваешь навыки, свойственны тебе по природе человека: смотреть, видеть, осязать, быстро бегать, заниматься фехтованием. Все это касается личного только от части, например, в ситуации, когда ты испытываешь спортивные перегрузки и учишься их преодолевать, здесь как раз начинают выковываться какие-то черты личного характера.
И получается, как в упомянутой книге, что человек, пытаясь уйти от зависимого поведения, от любовной зависимости, обращает внимание на себя, пытается полюбить себя, но воспринимает эту ориентацию в русле самости. И, в итоге, опять фиксируется на своей самости, не замечает жизни в ее многообразии и снова приходит к определенной модели, фиксация на которой ведет к его оскудению как личности.
И последнее, когда-то давно ты спрашивала, что тебе почитать, и я тебе посылал лекцию о преодолении игрового механизма, часть первая. Там как раз я описывал, что, когда происходит оскудение, человек непрестанно начинает искать какую-то стимуляцию, которая подстегнула бы его. Но это путь в никуда. И только, когда жизнь человека меняется, тогда перед ним начинает раскрываться глубина мира, эта стимуляция перестает даже быть нужной и сама собой от человека отпадает и становится не интересной («Преодоление игрового механизма (о игре в широком смысле слова)», Часть 1-ая «Игра и стимуляция».
[1] Норвуд Р. «Женщина, которая слишком сильно любит».