Зависимость. Зависимость. О любовной зависимости – девушке, пытающейся «подстегнуть» себя «драйвом», считающей, что у ее желаний – генетическая природа
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  22.06.2021.



Под свои поступки ты подводишь базу: мол, такая твоя физиология, генетические предпосылки. На самом деле дело обстоит иначе. Все-таки здесь недооценивается какая-то степень свободы. По-сути, мы сами определяем характер связи между подкорковой структурой и корой. Мне очень понравились некоторые моменты из книги нейробиолога Марка Льюиса «Зависимость – не болезнь», хотя я и не фанат психологии, но она мне показалась более-менее адекватной и объективной. Основная идея, что форма такого зависимого поведения – это, по-сути, то, что конструируется в нейронных сетях по принципу увлечения вообще. Человеку может понравиться музыка, чтение, что-то хорошее, и те же самые механизмы могут формировать увлеченность другим, но одни вещи в жизни ведут нас к развитию, к чему-то конструктивному, а другие пути ведут к разложению. В христианской аскетике первое называется добродетелью, а второе – страстью. 

См. подробнее главу «Справедливо ли полагать, что главной причиной наркомании является генетическая обусловленность и физиология?» из части 5-ой статьи «Мировоззренческий сдвиг – детонатор наркотического “бума” и распада общества».

И второй момент, конечно, есть люди, в тебе отчасти это свойство присутствует, которых называются навязчивыми. Дело в том, что они стремятся  реализовывать какие-то свои модели именно навязчивым образом, вне зависимости от обстоятельств, от характера людей, с которыми они встречаются. И вследствие ориентации на модели, а не на способность чувствовать ситуацию и собеседника, тонкие связи не развиваются. Не развивается именно то, что помогает нам сдерживать наши порывы, перенаправить их, помогает нам не сформировать то, что называется компульсивностью.

(Компу́льсия симптом, представляющий собой периодически возникающее навязчивое поведение, ритуалы или ментальные акты. Действия, которые, как человек чувствует, он вынужден выполнять. Невыполнение этих действий повышает тревожность у человека до тех пор, пока он не отказывается от сопротивления…).

Компульсивность – это неспособность отклонить от себя следования каким-то разрушительным взрывным импульсам. И когда мы все-таки стараемся учитывать мнении собеседников,  обстановку и прочие моменты, обогащаемся и становимся способны понять глубину мир. Мы начинаем видеть какие-то взаимосвязи между людьми, между событиями, явлениями. Перед нами начинает раскрываться панорама бытия, которая нас изумляет и даже восхищает.

И на этом, конечно, фоне какие-то страсти, то что то ты описала словом «шырнуться общением с преподом» («закрутить роман с педагогом с целью «взбодриться», уже начинает восприниматься как нечто усеченное, искусственное, неконструктивное.

Естественно, когда эта панорама бытия перед нами не разворачивается, тогда страсти, накал эмоций это единственное, что у нас есть, единственная так называемая «точка кристаллизации», то, на чем мы как-то можем основывать всю систему восприятия, потому что даже наша способность понимать и воспринимать информацию тесно связанна с нашим эмоциональным состоянием.

И если у человека есть какое-то переживание, то активируется какие-то процессы, которые у нас ассоциируются с жизнью. Там обостряется внимание, нам хочется куда-то двигаться, постигать что-то. Это может быть одна из причин, почему у пожилых в годах людей начинается маразм. Возникает потеря интереса к жизни, отсутсвует мотивация что-то познавать, и поэтому, может быть, старички начинают чудить, искать себе молодых девчонок.

В одном фильме Деми Мур там играла стриптизершу, которую добивался сенатор, и, видимо, образ этой Деми Мур как раз и стимулировал мозговую деятельность этого сенатора.

А когда человек все-таки идет по другому пути, то он воспринимает красоту не в плане каких-то конкретных образов, платьев, картин, а видит грандиозность творения. Разницу в характерах, многообразие явлений, разноголосицу человеческих мыслей. И если мы идем путем любви, то вся наша разность начинает служить не примером споров и противостояний, а, наоборот, основой для какого-то взаимного обогащения, для еще большего обретения  полноты, еще более глубокого погружения в полноту мира.

Некоторые мысли такого плана разбирались в беседах «Любовная зависимость». Во второй беседе разбиралась одна книга про женщин, которые «слишком сильно любят»[1]. Первая часть, где описываются истории пациенток, еще более-менее объективная. Но когда автор пытается дать интерпретацию, то это уже выглядит бедновато, потому что все опять сводится к словам «полюби себя» и прочее, прочее.

И в православии есть эта идея «внемли себе», «познай себя». Но в чем заключается этот процесс «внемли себе», можно понять, только если у человека есть вертикаль в жизни, когда он ставит вопрос: «кто я?», «к чему призван?», «откуда я?», «куда я иду?». Когда человек начинает действительно понимать, связано ли с его жизнью то, что сейчас его привлекает, или это всего лишь поверхностное желание, тогда он начинает постепенно освобождаться от зависимостей, ненормальных привязанностей. А когда у человека нет подобной вертикали, когда он двигается в горизонтали, он эти слова о внимании к себе способен понять не иначе как «займись самообразованием», «пройди курсы», «занимайся шопингом, спортом» и чем-нибудь еще.

И к тому же у нас происходит сейчас подмена понятия личности понятием индивидуума. Личность в православии определяется способностью человека подняться над своей природой, как писал Лосский.

Нас пытаются определять присутствующие внутри нас страсти и влечения, нас пытается определить внешняя среда: историческая обстановка, климат, социальное окружение и прочее. Но как раз способность над всем этим подняться и принять решение, не зависящее от того, что пытается тебя определить, и характеризует человека как личность. Личность пробуждается тогда, когда в человеке действует Святой Дух. Личность способна постоянно обогащаться новыми гранями.

Но часто понятие личного подменяется понятием индивидуального. Речь идет о развитии каких-то навыков. Но, в принципе, научится быстро читать или освоить какой-то навык может и Петя, и Катя, и Вася. Но здесь отсутствует то, что определяет именно тебя, как тебя. Ты просто развиваешь навыки, свойственны тебе по природе человека: смотреть, видеть, осязать, быстро бегать, заниматься фехтованием. Все это касается личного только от части, например, в ситуации, когда ты испытываешь спортивные перегрузки и учишься их преодолевать, здесь как раз начинают выковываться какие-то черты личного характера.

И получается, как в упомянутой книге, что человек, пытаясь уйти от зависимого поведения, от любовной зависимости, обращает внимание на себя, пытается полюбить себя, но воспринимает эту ориентацию в русле самости. И, в итоге, опять фиксируется на своей самости, не замечает жизни в ее многообразии и снова приходит к определенной модели, фиксация на которой ведет к его оскудению как личности.

И последнее, когда-то давно ты спрашивала, что тебе почитать, и я тебе посылал лекцию о преодолении игрового механизма, часть первая. Там как раз я описывал, что, когда происходит оскудение, человек непрестанно начинает искать какую-то стимуляцию, которая подстегнула бы его. Но это путь в никуда. И только, когда жизнь человека меняется, тогда перед ним начинает раскрываться глубина мира, эта стимуляция перестает даже быть нужной и сама собой от человека отпадает и становится не интересной («Преодоление игрового механизма (о игре в широком смысле слова)», Часть 1-ая «Игра и стимуляция».

[1] Норвуд Р. «Женщина, которая слишком сильно любит».