-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
Автор: | Иеромонах Соловецкого монастыря |
Дата: | 24.06.2021. |
Начало этого ответа: «Пьянство. Жизнетворчество. Дихотомия – пить или не пить. Творческая и алкогольная доминанты». Получив данный ответ, человек спросил: «Если человек выпивает немного вина или коньяка, что же здесь плохого? Если небольшая доза алкоголя помогает в разных моментах? Делает встречи с друзьями веселее, помогает прийти в себя после работы?»
Продолжение см. в ответе «Пьянство. Выпивающему человеку на вопрос, чем можно заменить расслабляющий эффект алкоголя?»
В прошлом ответе мы рассматриваем те ситуации, когда употребление алкоголя вошло в систему. Абсолютная трезвость – дело дискуссионное. Но одновременно опасна и другая крайность, которая выражается в теории умеренного употребления алкоголя. Некая точка зрения, утверждающая, что при грамотном употреблении человек не втянется в зависимость. Существуют такие же теории и в мире наркотическом. Есть люди, меняющие наркотики один на другой, употребляющие с определенной частотой (периодичностью). Они пытаются не сорваться в зависимость. Сейчас наркотические теории разбирать не будем. У нас тема алкоголя.
Если человек начинает пить исходя из какой-то теории, это все равно система. Пусть облегченная, но все-таки система. Человек делает ряд неверных допущений, приводящих его к алкоголизации. Как иллюстрация, история одного человека, который сидел и смотрел на часы, высчитывая время до начала алкогольной сессии. Все это он выдерживал, чтобы не уйти в запой.
Если относится к алкоголю разумно, возможно, проблема здесь и вовсе отсутствует. Полное (абсолютное) воздержание скорее применимо для тех, кто уже имел в жизни опыт запойного алкоголизма. Если эта нейронная «дорожка» уже в сетях проложена, то любая ассоциация (даже капля алкоголя, попавшая на язык) может включить весь комплекс переживаний, сформированный во время запоев. В тоже время не хочу сказать, что человек на всю жизнь остается алкоголиком, что никогда не выздоровеет. Уже неоднократно упоминалась в беседах книга Марка Льюиса «Биология желания. Зависимость – не болезнь». Есть данные, да жизнь и сама это доказывает – организм способен восстанавливаться и быть здоровым. Внешняя проблема перестает довлеть.
Часто под выходом из сложившейся ситуации воспринимается «знание меры». Мера же величина плавающая (непостоянная). Сегодня человек, знающий меру, выпивает 200г, а завтра его эта доза не удовлетворяет и он употребит 250. Но меру определить все же необходимо. Например, 2 бокала вина за вечер максимум. Да и девушки входят в зависимость быстрее, чем мужчины.
День рождения или вечеринка. На столе алкоголь. В такой ситуации и разговор легче поддерживать. Потом его можно и не поддерживать вовсе, сам диалог между участниками застолья заменяется тостами. Отсутствие способности к коммуникации маскируется под тосты и хвалебные речи.
Здесь скорее речь нужно вести не о чувстве меры, а о чувстве камертона. Хоть эта фраза взята из одной светской статьи, но отражает важную мысль – «Слушай себя вечного». Как сказал апостол Павел – «Всё мне позволительно… но ничто не должно обладать мною». Каждый человек принимает решение самостоятельно. Один человек выпивал по стакану вина, снимая, таким образом, спазм сосудов. Потом обнаружил, что выпить хочется даже при отсутствии спазма. Начал возникать помысел выпить заранее, с профилактической целью (вдруг спазм через час, а я уже готов). Он принял сознательное решение эту тему для себя завершить. По собственному почину он теперь не пьет абсолютно.
Но тогда возникает вопрос – как расслабляться? Параллельно встают другие вопросы. Как построена твоя жизнь? С кем ты общаешься? Как ты смотришь на мир? Где кроется источник напряжения? Иногда в отношениях с людьми, если ты на них раздражаешься. Иногда в непонимании или осуждении. Необходимо понять, что мешает жить именно тебе. И с этим бороться, думать. Это уже отдельная тема.
Конкретному человеку необходимо знать, что именно нужно, чтобы жить во внутреннем мире. Ему, чтобы чувствовать себя счастливым или поддерживать активный диалог во время встречи, не надо выпивать. Для этого необходимо выработать определенные навыки.
Некоторые мысли по этой теме изложены в статье «Тирания мысли и алкоголь: О выходе из состояния “тирании мысли” и преодолении того, что толкает человека к алкоголю» (http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/1890/), разбирались в цикле «Разноголосица мыслей». Так же были проведены четыре беседы «Внешняя жизнь и мир мыслей» (первая часть лекций представлена в виде расширенного текста; отдельное название: «Духовная жизнь в условиях большого потока дел и мыслей» (http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/2105/). Они посвящены вопросам, каким образом человек мог бы достигнуть внутреннего мира или, как говорят еще, равновесия.
Человеку (с духовником) следует разбирать не абстрактные вопросы, а конкретно, что на данный момент беспокоит. Как ситуация может быть разрешена? По мере накопления опыта (через решение отдельных мелких задач и проблем) выстраивается концепция жизни по созданию и сохранению мира душевного. Вот человек решил одну проблему с чьей-то помощью или без. Затем следующую. Так он становится опытным. Такой человек способен предложить стратегию решения сложных вопросов. Он опытом прошел этот путь. Данная проблема ему со всех сторон известна. Возможно, он и падал в этой ситуации, и шишки набивал. Он знает все входы и выходы.
А как поступить, если не удается решить вопрос на своем уровне? Иногда надо подняться уровнем выше. Речь идет о приобретении навыков, избавлений от иллюзий. То, что мы и называем метанойя (ты Μετάνοια) – покаяние, очищение ума. Это не простое упоминание на исповеди – выпиваю. Что в твоей жизни происходит? Почему ты выпиваешь? С кем ты общаешься? Для чего ты общаешься? Речь идет о возрастании человеческого в человеке, развитии второй сигнальной системы. Наши рефлексы – это первая сигнальная система. А вторую – мы строим сами. Академик И. П. Павлов под конец жизни уже и не называл ее сигнальной системой. По сути это и есть наше жизнетворчество, выстроенное мировоззрение. Та призма взглядов, сквозь которую мы воспринимаем и внешний мир, и внутренние импульсы.
Соответственно, когда эта система выстроена, мы начинаем понимать суть явления (то, что нас раздражало, перестает нас задевать). Деятельность второй сигнальной системы препятствует выработке рефлекса. И. П. Павлов проводил эксперимент: во время кормления собаки загоралась лампочка. Со временем собака запоминала, что свет лампочки связан с едой. Впоследствии желудочный сок выделяется автоматически даже при отсутствии кормления.
В принципе, вторую сигнальную систему можно сопоставить с деятельностью разума. Развитая вторая сигнальная система способна препятствовать формированию условного рефлекса. Человеку, например, дана страшная мысль, но есть ощущение, что здесь бояться не надо. Рождается понимание, активируется область Веры (если сказать сухо и научно) и на выходе страха нет. Скорее, наоборот, на выходе – конструктивное понимание как именно следует поступить.
Вернемся к теме алкоголя. Человеку с развитой второй сигнальной системой, с определенной долей вероятности, алкоголь неопасен. Он, чувствуя себя и чувствуя голос собственной совести, понимает можно в конкретной ситуации выпить или нет. Здесь человек руководствуется уже не животным инстинктом, а пониманием. Связь «лампочка – желудочный сок» за счет деятельности сознания не вырабатывается. Конечно, когда человек входит в состояние помраченности, страстного угара – эта связка очень быстро формируется. Как у игроков. Состояние игрового возбуждения связывается с миганием лампочек. Даже лампочка снегоуборочной машины во время пешей прогулки по городу способна вызвать весь комплекс переживаний, сформированный в игровом салоне.
С помощью разумной деятельности и возникающей на ее основе навыков можно перестраивать не только собственное поведение, но и свои реакции на те или иные события, как во внешнем мире, так и происходящие внутри нас. Бывает, что непереносимое напряжение, которое ищет своей разрядки в опьянении, возникает как суммирующий фактор, как результат какой-то истории, вызвавшей в нас некий комплекс переживаний. Когда человек развивается, он способен разорвать конгломерат непереносимых переживаний, который можно выразить словами – «выть хочется».