Зависимость. Зависимость. Женщине-музыканту о внутренней пустоте и преодоления зависимости (от определенных людей)
Назад к списку вопросов
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  10.07.2021.



Второй вопрос задан по поводу зависимости. Ты находишь для себя некоторое утешение в общении с людьми (Вопрос общения сейчас рассматривать не будем, коснемся его в третьей части ответа). Ты испытываешь потребность в людях, способных заразить феерическим блеском. Они дают вкус к жизни. Без подобного общения ты «затухаешь», жизнь становится скучной и неинтересной.

Начало см. в ответе «Смысл. Женщине – музыканту об утрате смысла деятельности и жизни вообще».

Продолжение см. в ответе «Зависимость. Женщине – музыканту о зависимых отношениях, ценности человека, обогащении».

Справедливо в данном случае предположение о возможной форме зависимого поведения. Общение с людьми, думающими и решающими за тебя, направляющими и ведущими своей харизмой, заставляет расцветаешь и тебя (даже если ты находишься в их тени). Этот признак отчасти характерен и для адептов сект. В чем-то секту можно уподобить планшету, который не требует от тебя никакой активности. Вся активность происходит на экране, а человек (пассивный участник процесса) просиживает перед ним часами.

Некоторые родители, например, отмечали, что просмотр советских мультфильмов побуждал детей к активности – дети пели и танцевали. Современные мультфильмы западного образца часто повергают детей в состоянии немой неподвижности, а после может произойти некий психический срыв. Можно предположить, что при таком пассивном просмотре часть сознания «размягчается», и те внутренние импульсы, которые в нормальном состоянии могли быть отрегулированы, вырываются наружу в виде некого психического состояния.

После утраты отношений, вызывавших некий подъем, о многом приходится думать самостоятельно. Это наблюдение действительно верно.

Можно предположить, что подобное положение дел является следствием твоей музыкальной карьеры. С подобным сталкиваются многие люди, имеющие какой-то талант. Данный процесс детально описан Александром Ельчаниновым статье «Демонская твердыня. О гордости». Человек, горящий в своем таланте, не дает ни Богу, ни людям к нему приблизиться. Таким образом, постепенно человек заражается гордостью. Гордый человек полагает себя центром мира, и, естественно, весь внешний (окружающий мир) для него тускнеет.

Об этом говорили Игнатий Брянчанинов и другие духовные авторы. Не будем конкретизировать эти высказывания. В общих чертах можно сказать, что в этом случае человек перестает улавливать содержание мира, лишая себя возможности улучшить восприятия мира и себя, как личности. Для высокодуховных людей сама жизнь является источником непрестанного развития духовности в покаянии, молитвах и общении с Богом.

Но, если мы еще не достигли чистоты сердца, то ориентируемся исключительно на свое личное. К этому, кстати, сейчас призывают многие тренинги. Мы сталкиваемся с нашей непрерывной природой, внутренними «загонами», проблемами. При гиперконцентрации эти стремления и состояния разрастаются, что субъективно выражается в состоянии скуки и неудовлетворенности. Весь наш внешний мир приобретает окраску подобных состояний. Мы часто ими заражаемся, и через эту призму смотрим на все внешнее.

Творчество должно приводить человека не к упоению собой, а к любви к Богу, ближнему. Как иллюстрация – рассуждение Экзюпери о пути, клади и повозке. Кладь и повозка (смысл передан своими словами) – это финансовое состояние, таланты, позволяющие пуститься в путь по жизни. Но это не кормушка, у которой человек, как сытое животное, можешь потреблять все то, что находится здесь в избытке.

Почему-то многие люди именно так понимают жизнь, пытаясь получить в тренингах стопроцентную любовь и реализацию таланта. Но сам человек при этом остается в пассивном состоянии. Переживания же приводят к обогащению, человек поднимается над собой прежним. Речь идет о последовательном запуске многих систем. Так, например, происходит и в любви. Что-то в человеке рождается сначала через зрение, запахи, образы, затем эта картина сопоставляется с более глубинными представлениями о жизни. Один процесс запускает целые системы, уже непосредственно нацеленные на вступление в брак и рождения детей. Воспитание детей, общение с ними любящих родителей, вызывает выделение окситоцина, одна из задач которого – растворение устоявшихся нейронных сетей. Например, человек был закоренелым в своих привычках холостяком. Но вот он полюбил девушку. Родился сын. Холостяк становится любящим отцом, готовым и способным что-то в своей жизни менять. Попытки изменения жизни сопровождается усилением мыслительных и физиологических процессов.

Часто в современной жизни люди пытаются из всей гаммы чувств и переживаний вырезать один какой-то сегмент. Как аналогия, когда из красивого музыкального произведения вырезали фрагменты. И вот слушатель пришел на музыкальный концерт, не зная об этих изменениях. Настроился, предвкушая услышать прекрасное исполнение, ощутить красоту и глубину музыкального произведения, прожить с персонажами часть их жизненного пути. А вместо этого в течение полутора часов слушает только заключительный аккорд или звучание литавр. Возможно, первые минуты интерес сохранится, но не исключено и быстрое нарастание негативного отношения к подобной музыке. Становится невыносимо, слушатель уходит. Это второй образ зависимости.

Третий образ зависимости. Основная идея бесед о преодолении зависимого поведения, которые проводил – не только освобождение от влечения к объекту зависимости, но и устремленность к конструктивным целям. Как и где найти эти конструктивные цели? Речь идет о святоотеческий мысли – Страсти побеждаются противоположными добродетелями. Перефразируя ее с точки зрения нейрофизиологии, речь и идет о стремлении к конструктивным целям.

См. подробнее приложение 1 в первой части статьи «Преодоление игрового механизма (о игре в широком смысле слова)»; а также – третью часть статьи «ОБРАЩЕНИЕ К ПОЛНОТЕ. Становление личности как путь преодоления зависимого поведения».

По сути, ты сейчас находишься в некоем младенческом возрасте. Многие годы жизнь была ориентирована только на талант, горение. Ты не замечала окружающих. И вот сейчас в тебе начинает пробуждаться внутренний человек. Апостол Петр в послании к Римлянам сказал: Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом. Конечно, он (этот внутренний, сокровенный сердца человек) сейчас маленький, как годовалый ребенок. Он ничего не умеет, не имеет инструментов познания мира. Но он пробудился, о чем-то просит, к чему-то неумело стремится, совершая неуклюжие попытки. Ну и пусть стремится, пусть развивается.

Параллельно потихоньку взращивается вторая доминанта – Добродетель. В статье «ТРИ СИЛЫ: Цель жизни и развязавшееся стремление к игре (казино, гонки, игра по жизни)» приведены мысли преподобного Порфирия Кавсокаливита в отношении девушки, страдавшей от депрессии. Использован образ сада и колючек. Надо бороться не с колючками, а заняться поливкой цветов и колючки высохнут. Речь здесь идет о внимании.

Каким конкретным образом совершается преодоление зависимого поведения в купе с обогащением и созданием этой гаммы переживаний?

Необходимо начать хотя бы с анализа воспоминаний о прошедшем дне (не более 15 минут каждый вечер). Это не ведение дневника, а поиск причины потери внутреннего мира и спокойствия в результате какого-то поступка (действия), произошедшего в течение дня. Преподобный Авва Дорофей предполагал, что идя подобным путем человек, будет совершать не 9 неправильных поступков, а 8 и так далее.

В процессе размышлений формируется некая вертикаль. Что такое вертикаль и горизонталь? Люди, передвигающиеся по горизонтали не способны самостоятельно принять решение, и просят дать им конкретный и единственно верный ответ. Например, говорить или молчать? Жизнь многогранна – иногда надо говорить, но бывает полезным и необходимым промолчать. По мере развития человека, и ситуации становятся понятными. Вот сформировалась вертикаль. И вновь потерянный мир постепенно обнажает (делает ощутимой) эту грань.

Не факт, что нужно прекращать общение с людьми, вызывающими зависимые переживания. Общение не является злом самим по себе, но важно определить меру (возможно, мера должна быть иная). Вот как сказал об этом апостол Павел: Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною.

Возвращаясь домой, оцени, как прошел день. Вчера общение не лишило тебя покоя. А сегодня в общение была вложена некая страсть, что повлекло за собой тяжесть на душе. Что значит вложить страсть? Например, мама спокойно объясняет ребенку очевидные, объективные связи в мире. От этой беседы хорошо всем – и маме, и ребенку. Но бывает, мама говорит страстно: сама вся перенервничает, но пока все выскажет, не остановится. В результате, ребенок плачет, да и не понял ничего.

Со временем формируется своя личная система представлений. Не та, что почерпнута от кого-то. Изначально движение должно исходить от истины, а жизнь основана на учениях Церкви и на святоотеческом учении. Постепенно рождается система откликов, которую, в идеале лучше обсуждать с духовником. В общении с одним человеком мир потерян, на следующий день стоит попробовать по-другому, через день иначе. И на каком-то этапе будет найден подход к человеку.

Человек постепенно развивается в понимании этого мира, разбирая и записывая возникающие вопросы, решая новые задачи. Важно помнить, что Господь промышляет о нашей жизни, и выписываемые вопросы могут быть разрешены к концу недели. Но, бывает, что из недели в неделю, из месяца в месяц вопросы не уходят. Значит нам что-то еще недоступно. Здесь, конечно, необходимо советоваться. Так формируется система откликов по разным поводам, рождается полнота восприятия, линза, позволяющая по-новому смотреть на мир. И зарождаются предпосылки для преодоления этого зависимого поведения. Образовавшаяся система откликов приводит к тому, что в самой ситуации возникают предпосылки, чтобы сигнал в нейронных сетях пошел по конструктивному пути, а не по патологическому. Эти конструктивные пути сам человек и создает, и сотни сигналов переводятся на них.

Мало прочитать Евангелие, надо его прожить в своей жизни. Постепенно меняется характер взаимоотношения с миром. В этом процессе личность обогащается, углубляется.

Зависимое поведение перестает очаровывать, потому что огонек любых эмоций уже не является чем-то привлекательным. Отношения переходят в другую плоскость, выходят из той сферы, где один является активным фейерверком, а другой – пассивная темнота, им озаряемая. Формируется взаимоотношения уже двух личностей. В подобном общении могут возникать недоумения, непонимания. Например, один сыплет фейерверком, а другой не может эти искры принять и как-то сигнализирует. Если раньше человек был пассивной темнотой, принимающий искры, то сейчас он начинает отвечать, то есть начинается взаимообмен.

Ивану Ильину принадлежит мысль – если человек хранит свою совесть, то у него в душе появляется такая горящая купина. Купина – это образ тернового несгорающего куста, из которого Господь явился Моисею и говорил с ним. И подлинное общение – две купины обмениваются искрами друг с другом (из центра в центр). Общение же с периферическим хаосом другого становится тогда невыносимым.

Действительно, полноценного общения может и не быть, если мы сами можем предоставить только периферический хаос и завуалировать отсутствие центра внешней обстановкой. Нам боязно признаться друг другу, что мы оба пассивные наблюдатели с периферическим хаосом вместо ядра.

Протоиерею Василию Ермакову принадлежит мысль, что человек ищет этот путь, следуя за Христом. Он даже говорил одному своему чаду – не будет ни вождя, ни пастыря, твой путь – не отрываться от Христа.

И мы в своей жизни связь со Христом пытаемся держать, она всему учит. Если связь потеряли, лишились мира – думаем, почему это произошло? И в этом вопросе «почему» мы углубляемся, растем и развиваемся. Темнота, жаждущая искр, постепенно развеивается. У человека появляется разносторонность, которая (как говорят и светские авторы) является препятствием в формировании аддикции. Человек углубляется, появляется вертикаль, новое восприятие панорамы мира, гаммы жизни, палитры, и тогда возврат к аддитивной реальности воспринимается как некое упрощение, как нечто крайне некомфортное.

А дальше эти отношение либо перейдут в конструктивную плоскость, либо сами собой отпадут.

На тему любовной зависимости были проведены беседы и даже отдельный цикл бесед (см. цикл бесед «Любовная зависимость» (http://solovki-monastyr.ru/abba-page/narcomania/#16). Поднималась тема гиперфиксации на определенной модели поведения. Одностороннее развитие талантов или отдельных сторон приводит к оскудению личности в целом. Такой человек притягивается ко всему, что так или иначе его взбадривает.

См. также ответы: «Зависимость. О любовной зависимости – девушке, пытающейся «подстегнуть» себя “драйвом”, считающей, что у ее желаний – генетическая природа», «Любовь. Девушке, испытывающей влечение к мужчине, который издевался над ней».

Многие мальчики выбирают путь зависимого поведения. Эта мысль, можно сказать, банальна и приводится во многих работах на тему компьютерной зависимости. Ведь компьютер не выражает недовольства, компьютер послушен. Молодые люди утрачивают способность пойти на свидание. Программирование для них становятся чем-то более близким. И из возможных активностей они вычленяют для себя только определенные сегменты.

По этому пути идет и медицина. Если в едином и неделимом процессе начинать стимулировать какую-то одну часть, при этом ожидая, что все остальные должны работать самостоятельно, то весь процесс распадается на части. И радость жизни уходит. С точки зрения биологии, депрессия связана с недостатком дофамина. Но задача дофамина состоит в закреплении положительной реакции. А если человек в целом ведет себя неправильно, то разрушается полнота всей его жизни. Неужели организм должен и в этом случае закреплять реакции выбросом дофамина?

Когда человек через зависимое поведение стремится к стимуляции мозга, то в итоге получает отсутствие любых эмоций. Сердце можно уподобить улитке, которая высовывает усики, изучая мир, но сразу их прячет при любой опасности или тревоге. Она все глубже и глубже будет уходить в раковину при очевидном проявлении агрессии. Так же переживание радости скрывается от человека, желающего по сердцу ударить набором стимуляций. Чтобы улитка вылезла из панциря и поползла дальше, надо на какое-то время просто оставить ее в тишине. Подобно и сердце постепенно начнет оживать.