Творчество. Творчество. Греховно ли творчество?
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  06.07.2021.



Вы писали, что при чтении стихов , вам пришла мысль о собственном творчестве, хотя раньше считали, что творчество- греховно.

Когда употребляют слово «греховно» важно помнить его значение. Слово «грех» в греческом языке означает «мимо цели». Во время земной жизни мы формируем в себе состояние, которое заберем в жизнь вечную. Наши мысли, поступки, наша деятельность накладывают на нас свои отпечатки, которые мы заберем в жизнь вечную. А если человек подвержен алкоголизму, разврату и тому подобное, то у него формируются состояния тоски, печали и это переходит в жизнь вечную.

Исходя из этой концепции, можно посмотреть и на творчество. В замечательной книге «Путь к очевидности» Иван Ильин размышляет о настоящем подлинном искусстве. А в очень интересной статье о новом искусстве он высказывает мысль о том, что есть искусство, возвышающее человека, и есть искусство низводящее его. Также, он указывает на пошлые формы искусства. На языке Ивана Ильина пошлость- это не разврат, а такое измерение, в котором нет духовности и более того, в котором духовность и не предполагается.

Во время творчества люди могут вести себя по-разному. В книге Оливера Сакса «Музыка Силе» описан случай одного человека, который проникся музыкой. Он стал учиться игре на фортепиано, отдавая ей все свободное время. Это привело его к разводу с супругой. Может возникнуть вопрос: действительно ли его занятия музыкой были столь важны для всей его жизни, чтобы ради них жертвовать семьей? Не стали ли эти занятия своего страстью для этого человека? Ведь страсть может маскироваться и под добродетель.

Христианин, занимающийся каким-то творчеством или работой, должен обращать внимание на свое внутреннее состояние, на свою связь с Богом.

Здесь можно вспомнить одну из идей известного преподавателя С. П. Духовной академии Цезаря Петровича Мирановича. Он указывал, что критерием правильности или неправильности нашей деятельности можно избрать нашу способность к молитве. Если в результате какой-то деятельности мы теряем способность к молитве, значит, мы делаем что-то не то.

Один духовник в качестве такого критерия указывал на состояния внутреннего мира. Если ты теряешь внутренний мир, то ты делаешь что-то не то.

Некоторые монахи не занимаются иконописью, так как им тяжело заниматься иконописью и молитвой. Проработка эскиза будущей иконы, требует большого напряжение ума, отвлекает ум от молитвы.

Указанные принципы, могут быть применены и в отношении мирянина. И что-то подобное можно сказать и о сочинительстве.

Здесь можно дать такой совет. Человек что-то начинает делать, вслушивается в себя, оценивает свою деятельность в свете христианского видения мира. Советуется с духовником и решает продолжать ему эту деятельность или не продолжать. В результате этой деятельности он видоизменяет первоначальное представление о творческой деятельности. У него могут появиться новые идеи, его деятельность может измениться. Здесь скорее важна уже сама практическая активность, так как в уме дело предоставляется одним образом, а на практике совершенно иначе. 

О творчестве см.: «Горение сердца», «Искра жизни. Свет. Сумерки. Тьма», «Талант: благословение или проклятие?».