Творчество. Творчество. Придумывать мир, которого нет – правильно ли это?
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  05.07.2021.



Ты спрашивала про творчество. Писала, что хочешь рисовать персонажи и придумывать для них сюжеты. Ты спрашиваешь, нормально ли это делать, придумывая мир, которого нет?

Очень хорошо, что ты задаешься такими вопросами. Правильно, что ты пытаешься каким-то образом анализировать свои поступки и по возможности оценить последствия своей деятельности.

На твой вопрос невозможно дать стопроцентно правильный ответ. Могу лишь набросать тебе некоторые штрихи и дать тебе примеры к самостоятельному размышлению. Румынский старец Клеопа (Илие) в своей книге «О снах и видениях» разбирает тонкие духовные состояния и критерий для оценки этих состояний. Он предлагает в качестве критерия использовать цель будущей деятельности человека или совершения каких-либо поступков.

Рассмотрим два варианта. Возьмем русские народные или просто сказку. С помощью сказки автор пытается передать детям и взрослым какую-то мысль, эта мысль имеет отношение к реальному миру. Например, человек, считающийся в народе неказистым, при наличии добродетелей, может показать результаты превышающие ожидание людей. Эта мысль реализована в сказке «Конек горбунок». Самый некрасивый конь оказался в итоге самым полезным, потому что он помогал не ради того, чтобы его назвали эффективным, а помогал исходя из других соображений. Эта сказка учит людей или будущих супругов смотреть не на лицо и внешность, а на душевные, внутренние качества. Если мужчина совершит правильный выбор, то его супружеская жизнь будет счастливой. Он проведет свою жизнь с женщиной, которая станет ему помощницей и другом.

Или сказка «Про Ивана коровьего сына». В ней говориться о царице, которая не могла иметь ребенка. Кто-то ей подсказал, что зачать ребенка она сможет после потребления ухи из особой рыбы. Эту рыбу ей доставили. Она поела ухи. Кухарка, готовившая рыбу, доела, что осталось от этой рыбы, а помои выплеснули на улицу. Их облизала на улице корова. У всех родились сыновья, в том числе и у коровы. Корова получила рыбного продукта меньше всех. Но коровий сын в сказке проявил себя наиболее мужественнее, чем все остальные. Смысл сказки в том, что человек низкого социального происхождения может совершать поступки, которые называются в обществе высокими. Она же учит нас смирению. Т.е. здесь есть какая-то конструктивная идея, которая облекается потом уже в сказочные образы, притчи и т.д.

И совсем другое дело, когда человек отдается какому-то хаотизированному потоку мышления. Когда в процессе творчества: рисования, музыки, текстов человек реализует принцип, названный Ошо «джиббериш» (бессмысленный набор звуков, по-другому бессмыслица, тарабарщина). Ошо это известный эзотерик. Он в своих книгах пропагандирует психопрактику, от применения которой многие и многие глубоко повредились. Смысл этой психопрактики состоит в том, что человек в течение определенного времени говорит как бы на незнакомом языке. Говорит все, что придет ему в голову, не на родном языке, а на каком-то виртуальном хаотизированном. Человек пытается переключить сознание на поток каких-то неясных импульсов. И на каком-то этапе эти неясные импульсы начинают управлять им. Человек может начать совершать какие-то непроизвольные действия, движения. В психиатрии такие непроизвольные действия являются признаком шизофрении. По сути человек открывает себя навстречу разрушительным тенденциям.

Если ты рисуешь персонажей и не знаешь, для чего ты их рисуешь, что ты хочешь этим выразить, то есть вероятность, что твое сознание начинает размываться. Может быть потом, эти твои рисунки каким-то обратным образом начнут влиять на тебя, захватывать твое воображение.

Конечно, эти ответы не полны, возможны, есть еще другие критерии для анализа процессов, о которых ты спрашиваешь. Но пока в голову приходят только эти два критерия.

Если подытожить сказанное, то нужно подходить к процессу творчества в следующей последовательности. В начале нужно помолиться, прочитать молитву «Царю Небесный». В молитве можно попытаться рассказать, что ты хочешь выразить через рисунок, для кого он. И тогда уже твои образы пусть и внешне отличные от того, что мы видим в реальности, будут наоборот обладать адаптивным качеством. Например, такие персонажи, как дядя Степа Милиционер, Вини Пух и другие помогают людям постигать реальность. Видеть какие-то человеческие качества, обращать на них внимание в повседневности.

А придумав сюжет, заканчивая работу, прочитай молитву «Достойно есть». Если ты будешь молиться, желательно и причащается, то, будем, надеяться, что твое сознание не будет расхищено дезадаптивными процессами. 

О творчестве см.: «Горение сердца», «Искра жизни. Свет. Сумерки. Тьма», «Талант: благословение или проклятие?».