Грех. Грех. Как относится к словам о наследственности и грехах рода?
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  25.08.2021.



Вследствие греха люди удаляются от праведной жизни и обрекают себя на страдания. Человек не может быть приобщенным к благодати Святого Духа, и становится открытым для действия падших духов. Родители, утратившие благодать, могли быть подвержены демоническому воздействию, тогда и дети несут определенный груз. Таким детям труднее, чем другим, выбирать добро, но и для них не закрыто Царствие Божие.

На вопрос о грехах рода ответить крайне сложно. Только совершенные могут дифференцировать, что происходит от Бога, что от человека, а что от демона. Нужно обладать даром прозрения, чтобы знать истинные причины проблем человека.

Мы должны основывать свои действия на достоверных знаниях. Предположение «наверное, это грехи рода» – попытка основать свою жизнь на неизвестном, на фантазии.

Здесь легко войти в состояние психоза. Человек любые проблемы (например, желание покурить) приписывает грехам рода, читает «специальные молитвы», найденные в интернете и пр. Но желание курить при том остается, так как конкретно против этой страсти человек не подвизается. В результате происходит то, что случается при навязчивых подозрениях о возможном колдовстве. Человек все свои проблемы связывает с колдовством, подозревая все большее количество людей. Мнительный человек читает «акафисты от колдовства», но помощи не ощущает – не в колдовстве дело. А в том, что человек не может быть приобщенным к благодати Святого Духа, и становится открытым для действия падших духов.

Да, и колдовство, и грехи рода – все это есть. Но ко всему нужно относится разумно.

Мы достоверно знаем, что каждому человеку Господь дал нравственность, свободу, которая выражается в свободном выборе добра. Говоря о грехах рода (а они есть, ведь в Ветхом Завете сказано, что Господь наказывает за грехи родителей), важно встать на точку зрения, не вступающую в противоречие с прочими частями вероучения.

Есть опасность, что концепция «грехов рода» при специфическом ее понимании может повлечь за собой два момента. Во-первых, утрату в жизни конкретного человека понятия о свободе определять себя к добру («что я могу здесь поделать, – грехи рода меня толкают»). Во-вторых – деформацию представлений о Боге, который начинает восприниматься как жестокий тиран (не может не причинить страдания потомкам согрешившего человека).

Оттолкнемся в разборе данного вопроса от мысли преподобного Антония Великого в отношении слов Писания – Бог «о добрых радуется, злых отвращается, на грешников гневается». Преподобный Антоний отмечал, что гнев является страстью и потому не может быть того, чтобы Богу было «худо из-за дел человеческих». Он пребывает всегда одинаковым. Меняются сами люди. Если мы добры, то вступаем в общение с Богом, так как имеем сходство с ним. Если же мы злы, то отделяемся от Бога, вследствие отсутствия сходства с Ним. Но отделение (отдаление) не означает, что Бог гневается на нас. Но «грехи наши не попускают Богу воссиять в нас»[1].

Вследствие греха люди удаляются от праведной жизни и обрекают себя на страдания (подробнее см. в главе «Что такое прощение: «списание долгов со счета» или «нравственный переворот в душе»?» из книги ««Победить свое прошлое»: Исповедь – начало новой жизни». Страдание, с которым они сталкиваются как со закономерным последствием своего выбора, они могут назвать «гневом Божиим».

Понятно, что в следствии греха меняется и образ мыслей, и образ поведения, и даже (так сказать) – физиологический статус. Определенные изменения отражаются на генном уровне и могут передаться детям. Им будет труднее выбирать добро, так как с детства несут на себе некий груз зла. Если родители занимались, например, оккультизмом, через что утратили возможность приобщения к Божественной благодати и, вступили в союз с падшими духами, то указанные проблемы (в некоторой степени) могут передаться и детям. Часто они подвержены вспышкам страстей, ярости, депрессии. Смертные грехи родителей (мама была, например, гинекологом, совершившим сотни абортов) способны спровоцировать у детей навязчивые влечения (например – булимия).

Родители, утратившие благодать, могли быть подвержены демоническому воздействию, тогда и дети несут определенный груз. Таким детям труднее, чем другим, выбирать добро, но и для них не закрыто Царствие Божие.

Но… Но эту мысль нужно все же сопоставить с идеей божественной справедливости, а также – с идеей божественного милосердия. Но как?

Можно привести такую аналогию. Вот идет группа альпинистов и несколько из них срываются. Они висят над пропастью на страховочной веревке, и уже не могут себе помочь. Но один человек старается вытянуть их из пропасти. Ему очень трудно идти, груз других людей тянет его в пропасть.

Груз наследственности тянет ребенка ко злу. Но тяга ко злу не является фатальной. Человек имеет свободу выбирать добро. Выбор непрост, но развиваясь в добре он, возможно, сможет помочь и своим умершим предкам. Дети с Божией помощью преодолевают тяготение ко злу, и эту обновленную природу смогут передать уже своим детям.

***

Из другого письма:

Вы писали о Карле Юнге, о том, что дети вынуждены платить за грехи родителей. Многие психологи подчеркивают существование некой незримой связи поколений. Одно дело подчеркивать, другое дело доказать. Вопрос очень тонкий и сложный. В книге пророка Иезекииля говорится, что если отец согрешил, а ребенок творит правду, то ребенок будет жить. Предположения (чувствования) Юнга недоказуемы.

Да, связь есть. Но в каком объеме и при каких условиях она реализуется? Фатальная ли она? Эти вопросы требуют дополнительных комментариев.

Понятно, что есть наследственность. Если ребенок живет в доме с постоянно включенным ТВ, слышит нецензурные выражения, конечно, наследственность проявится. Но если ребенок участвует в Таинствах, воспитывается в любви, сам учится регулировать свое поведение, то совокупность положительных явлений, реализуемых в его жизни, свяжет и нейтрализует действие предпосылок, полученных через неблагоприятную наследственность от родителей.

В книге ««Победить свое прошлое»: Исповедь – начало новой жизни» приведены мысли преподобного Порфирия Кавсокаливита о влияние родителей на детей. «От родителей в душе человека образуется то состояние, которое он возьмет с собою на всю свою жизнь». Преподобный считал, что многое происходящее в жизни человека, является следствием этого состояния: «Он вырастает, получает образование, но не исправляется»[2].

Преподобному Порфирию принадлежит мысль: «Есть способ, благодаря которому можно избавиться от этого зла. Этот способ – генеральная исповедь, совершаемая по благодати Божией». Старец многократно пользовался этим способом и видел чудеса, которые происходили во время такой исповеди. Во время неё «приходит Божественная благодать и освобождает тебя от всего плохого опыта жизни, от ран, душевных травм и вины. Потому что, когда ты говоришь, священник творит теплую молитву к Господу о твоем освобождении» (подробнее см. в главе «В Таинстве Исповеди действует благодать, которая освобождает «от всего плохого опыта жизни, от ран, душевных травм и вины»»).

Да, связь есть. Но как провести грань между субъективным и объективным?

Девушка плохо учится, у нее проблемы в общении с сверстниками из-за того груза, который был передан ей родителями или из-за иной причины? Могут ли личные манеры поведения наложиться на полученные от родителей предпосылки и усугубить их? Как бы там ни было, выход один – двигаться к конструктиву, воспитывать положительные навыки, строить мировоззрения, реализовывать связь со Христом.

Для расширения представления по данному вопросу можно рекомендовать контент статей «Преодоление травматического опыта: Христианские и психологические аспекты» (а также – одноименных лекций).

Интересно узнать, что, многие из наркоманов пытаются переложить вину за сложившуюся ситуацию на родителей. Этот вопрос рассмотрен в статье «Играет ли свита короля? О “вине” родителей и свободе выбора». Ключевая мысль – человек может измениться к лучшему не смотря ни на какие внешние влияния.

P.S.: интересна работа проф. Д.Д. Муретова «Родословие Христа». Анализируя родословие Христа, автор приводит примеры того, как дети, по идее, за грехи родителей, должны были быть исключены из линии, приведшей в последствии к появлению Христа. Жизнью по вере преодолеваются негативные последствия родительских грехов – так примерно (очень упрощенно и косноязычно) можно выразить одну из идей произведения проф. Муретова.

[1] См. «Наставления о доброй нравственности и святой жизни, в 170-ти главах», главу 150 среди наставлений преподобного Антония Великого, представленных в первом томе книги «Добротолюбие».

[2] Порфирий (Байрактарис, Евангелос, иеромонах; 1906–1991). Житие и слова / Старец Порфирий Кавсокаливит; [пер. с греч. иерея Василия Петрова]. Малоярославец (Калужская обл.): Св.-Никольский Черноостровский женский монастырь, 2006.