Секты. Секты. Ищущей свободы, но чуть не попавшей в секту
Назад к списку вопросов
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  06.09.2021.



Человек либо подчиняет себя добродетелям и тогда он свободен от греха, либо он освобождает себя от добродетелей и грехом порабощается. Примером могут служить люди, прошедшие годы гонений. Они подлинно свободны потому, что подчинили себя Евангелию, добродетели и стали свободны от греха. Следование ценностям, основанным на истине, способно уберечь от манипулятивного воздействия. Сформированные навыки, соотнесение своей жизни с Евангелием позволят прочувствовать ситуацию и отшатнутся от манипулятора.

Вы писали, что чуть не попали в секту. В одной деревне была община, где Вас хорошо приняли. Только со временем Вы поняли, что эта община напоминает секту. Стало расти желание переехать туда на жительство. Одновременно, появилась неприязнь к маме, сдерживающей Вас в этом намерении. Мама стала восприниматься, как враг. Вам хотелось свободы. Прошло время и Ваши глаза открылись, пришло понимание, что были недалеко от пропасти.

Конечно, Вас можно понять. Будучи юной девушкой, Вы находитесь под опекой мамы, возможно, стеснены в своих желаниях. Необходимо прояснить некоторые моменты относительно свободы. Андрей Ткачёв в выступлении «Язычество – это Франкенштейн» на тему язычества в клубе “Сорок сороков» озвучил мысль, что абсолютной свободы нет: либо человек подчиняет себя добродетелям и тогда он свободен от греха, либо он освобождает себя от добродетелей и грехом порабощается. Эту мысль отца Андрея можно проиллюстрировать следующим примером. Человек решает быть свободным от поста, но тогда стремление к обжорству перестаёт сдерживаться чем бы то ни было. Это стремление начинает расти. Сначала человек приходит к пресыщению, затем к объедению, а потом уже и просто к обжорству. На этом фоне развивается депрессия. Этот человек желал свободы от поста, но пришёл к рабству депрессии и обжорства. Или ещё образ. Боксёр подчиняет себя закону тренировок и становится свободным на ринге. Он легко передвигается, меняет тактику. Но представьте только, что боксер, однажды заявляет, что хочет быть независимым от всех советов тренера. На тренировке такой боксёр свободен, но во время боя на ринге он попадёт в рабство к своему сопернику, что найдет свое подтверждение в нокауте.

Отцу Георгию Максимову принадлежат интересные мысли о свободе, высказанные в рамках полемики с неоязычниками. Последние часто апеллируют к мысли, что их языческий бог рабами их не кличит. По мнению отца Георгия, эта путаница связана с непониманием выражения «раб Божий». Комментируя его, отец Георгий вспоминает Древнюю Русь. Люди облагались налогами, повинностями, но раб князя был изъят из общей системы обложения. Он держал ответ только перед самим князем. Эту мысль можно развить следующим образом. Человек, осознающий себя рабом Божьим, отвечает только перед Богом. Такой человек освобождается от страха. Эта мысль может быть рассмотрена даже в рамках прозаических жизненных ситуаций. Например, один молодой человек выбирал себе невесту. Он думал, что скажут о невесте его друзья или другие люди. В этот момент он находился под рабством страха перед общественным мнением. Конечно, речь идет не о патологии, не о том, что человек должен совершать беззакония не боясь осуждения общества. Речь о страхе оказаться «не в тренде». На каком-то этапе этот молодой человек понял, что как христианин, должен свой выбор совершать по совести. И тогда страх оказаться «не в тренде» отпал.

Из светских авторов о свободе очень интересно размышляла Надежда Мандельштам (супруга известного поэта). В первой книге ее воспоминаний содержится глава «Свобода и своеволие». В ней говорится, что по бедности нашего языка словом «свобода» обозначаются два явления. Их следует разделить. Своеволие ведет человека к разрушению и деградации. Свобода достигается большим трудом. Необходимо отметить, что Надежда Мандельштам жила при тоталитарном строе. Человек, желавший в то время сохранить свою нравственную свободу, должен был идти на определенные жертвы. Свободному человеку трудно, но зато он свободен.

Возможно, в полосу юности, Вы, действительно, были вынуждены подчиниться внешним нормам и требованиям. Но именно они (нормы и требования) помогли выковать характер, способный в будущей жизни оградить Вас от деградации и гибели. Многие дети, прошедшие через строгости в воспитании, потом признавали, что эти навыки помогли им не спасовать при встрече с реальными трудностями.

Для создания картины мира можно рекомендовать к прочтению книги христиан, живших в годы тоталитарного давления, в годы гонений на веру. Например, книгу Евфросинии Керсновской «Сколько стоит человек» или Алексея Арцыбушева “Милосердия двери», труд протоиерея Михаила Труханова «Воспоминания: первые сорок лет моей жизни». К этому списку книг можно добавить ещё две – Иван Лукьянович Солоневич «Россия в концлагере» и монахиня Елена (Казимирчак-Полонская) «О действии благодати Божией в современном мире». Эти люди были подлинно свободными потому, что они подчинили себя Евангелию, добродетели и стали свободны от греха. В своих решениях они руководствовались ни страхом, ни расчётом, ни выгодой.

Вы спрашивали, как не попасть в секту в будущем. Сопротивляться манипулятивному воздействию может человек с выкованным духовным ядром, когда он свои поступки соотносит не только со своим эмоциональным состоянием. У такого человека сформирована определенная картина мира, система ценностей. Конечно, в своих поступках мы можем учитывать собственный эмоциональный отклик на происходящее. Но мы должны этот эмоциональный отклик сверять, соотносить с Евангелием, с теми ценностями, которым мы следуем. Нельзя забывать, что наши собственные эмоции могут нас обманывать или кто-то извне может нашими эмоциями управлять.

Более широкую картину по Вашим вопросам помогут сформировать следующие материалы:

  1. Раздел «Свобода и рабство» из пятой части статьи «Мировоззренческий сдвиг – детонатор наркотического “бума” и распада общества».
  2.  Лекция «Сектантское не только в сектах» (сайт Соловецкого монастыря, раздел пастырская страничка, подраздел «Беседы о проблемах личности», вкладка «Сектантское не только в сектах».

В этой лекции упомянут мультфильм «Коралина в стране кошмаров» (2008). Маленькая девочка недовольна поведением родителей, своим бытом. Вдруг она обнаруживает дверцу, которая ведет ее в точно такой же дом, в котором она и жила. В новом доме много вкусной еды, веселья, а также в нем живут вторые мама и папа. Только вместо глаз у них – пуговицы. И самой Коралине предлагают вместо глаз пришить пуговицы, чтобы остаться у них навечно. Как оказывается в последствие эти дом, еда, веселье – ловушка, созданная злой колдуньей, чтобы заманить Коралину и поглотить ее жизнь.

Подобное происходит и в сектах. Сначала человека окружают забота, улыбки и любовь. Затем начинают открываться условия пребывания в этом мире – поступки и действия, которые необходимо выполнить. Предлагаемое может противоречить представлениям человека о допустимых для него границах. Но страх потерять понравившейся ему мирок секты, толкает на совершение этих поступков. Совершает – через внутренний протест, перешагивание через совесть, ломку базовых представлений о жизни. Так человек сам, «своими руками» запускает процесс деформации собственной личности. Человек не может долгое время находиться в условиях, противоречащих его представлениям о допустимом и недопустимом. Либо он выходит из ситуации через покаяние, восстанавливает покачнувшуюся систему ценностей. Либо его сознание входит в измененное состояние (психоз). Для такого человека уже нет проблемы делать то, от чего еще недавно содрогался. На его глазах как бы появляются пуговки. Он отныне смотрит на мир сквозь призму идеологии секты.

Вопросы сопротивления процессу деформации личности, распознавания сектантских учений и способах противостояния им рассматривались также в нескольких частях цикла лекций «Сектантское не только в сектах» (о выживании личности в условиях давлениях – также в лекциях «Остаться человеком: Офисы, мегаполисы, концлагеря» (у этого цикла – несколько частей)).

Следование ценностям, основанным на истине, убережет от манипулятивного воздействия. Сформированные навыки, соотнесение своей жизни с Евангелием позволят прочувствовать ситуацию и отшатнутся от манипулятора.