Отчаяние. Отчаяние. Отчаивающейся женщине и ее мнении, что кругом – враги и гипнотизёры
Назад к списку вопросов
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  13.09.2021.



Человек, участвующий в Таинствах, реализующий Евангельские заповеди, приносящий покаяние в грехах (которые осознаёт) защищен от действия сил из вне и имеет надежду на спасение. Внутреннее обновление человека достигается через пересмотр жизни и деятельной обращение ко Христу.

Вы писали об обуревающем отчаянии. Вам кажется, что непременно должны оказаться в Аду. В письме указываете на свое убеждение, что находитесь в окружении врагов, воздействующих на Вас с помощью гипноза. Вы слышите различные голоса и не хотите жить.

Ответ на ваше письмо можно разделить на две части. Первая часть об отношении к злу, вторая – об отчаянии.

Ваши слова о врагах, воздействующих с помощью гипноза, указывают на опасное положение, в котором Вы находись. Они свидетельствует об отсутствии духовной жизни, основанной, на исполнении Евангельских заповедей. Человек, живущий по Евангелию, имеет в своем сердце удостоверение, что находится под защитой Божией. Такой человек может не бояться колдунов, экстрасенсов и гипнотизёров. Если человек прощает врагов, поступает по любви, исповедуется, причащается, соборуется, если он исполняет молитвенное правило и старается в своей жизни реализовывать деятельное добро, то в его сердце рождается мир Христов. Такой человек приобщается к благодати и благодать Божия закрывает такого человека от негативных воздействий из вне.

Бывает, что человек утрачивает мир Христов – злится, осуждает других, обращает внимание на их недостатки, ропщет. После потери мира человека могут одолевать помыслы, исходящие от врага рода человеческого. Такие мысли крайне мучительны.

Ели бы человек осознал, что мучается вследствие собственной гордости, то взялся бы за ум и постарался установить порядок в духовной жизни. Благодать Божия помогает человеку, внимательно относящемуся к реализации Евангельских заповедей. Но дьявол, стремясь отвлечь человека от такого образа действия, внушает ему, что мучительные помыслы навеяны экстрасенсами, гипнотизёрами и прочими людьми. Человек начинает искать вокруг себя врагов. Размышления на эту тему приводят к тому, что через некоторое время враги начнут мерещиться везде. Человек теряет покой. Любое беспокойство, возникающее в душе, он отныне связывает с действиями врагов.

Вам нужно запретить себе думать о врагах и гипнотизёрах. Старайтесь сосредоточиться на исполнении Евангельских заповедей. На эту тему можете ознакомиться со второй и третьей частью статьи «Брешь в стене» (часть 3 – «О преодолении мучительных состояний, прелести и демонического воздействия»; часть 2/2 – «Некоторые мысли о целостной духовной культуре, через приобщение к которой преодолеваются предпосылки, открывающие человека для паталогических состояний и демонических внушений»).

***

Если человек участвует в Таинствах и старается жить по Евангелию, приносит покаяние в тех грехах, которые осознаёт, то он имеет надежду на спасение. Мысли об Аде и отсутствии возможности спасения так же навеваются человеку врагом рода человеческого. Дьявол, если не может ввергнуть человека в какие-то явные грехи, старается ввергнуть человека в отчаяние. Человек, впавший в отчаяние, опускает руки.

Святые наставники призывают не поддаваться отчаянию. Если человек в чем-то и согрешил, то должен помнить, что есть покаяние. В творениях духовных наставников приводится масса примеров, которые настраивают нас на оптимизм, а не на пессимизм.

Господь устами пророка Иезекииля не хочет смерти грешника, но что бы грешник обратился и жив был. Если грешник обращается от своего пути, то грехи его прощаются, не поминаются.

Патриарх Сергий (Страгородский) объясняя эти слова, говорит, что обращение к Богу сопровождается внутренним переворотом – разрывается связь с тем, кем он был прежде. Если, например, человек раньше допускал злобу и неприязнь в отношении ближних, то в акте покаяния он решается отныне больше так не поступать.

Страсть осуждения препятствует душе воспринять Божественную благодать. И естественным образом человек ощущает тоску и неустроенность внутри. Он хотя и молится, но не может почувствовать в сердце внутреннего мира, потому что сердце не смогло удержать Божественную благодать. Если человек решится отныне бороться с осуждением, то сердце его становится открытым для воздействия Божественной благодати. Такой человек начинает ощущать утешение и внутренний мир. И вопрос об отчаянии снимается.

По данному вопросу можете прочитать книгу «”Победить свое прошлое”: Исповедь – начало новой жизни». В главе «Что такое прощение: «списание долгов со счета» или «нравственный переворот в душе»?» приводится объяснение слов святого пророка Иезекииля. Общий посыл книги состоит в том, что внутреннее обновление человека, достигаемое через пересмотр своей жизни и деятельной обращение ко Христу (деятельное, – значит, – не только умом знать о Христе, но и делом реализовывать то, что он заповедовал в Евангелии), душевные травмы оставляют человека. В других главах книги также есть мысли, ориентирующие на преодоление отчаяния.

Можно также послушать аудио-ответ (был записан во время встреч с паломниками) Соловецкого монастыря «Аборт. И что же все-таки делать, если он был совершён». Этот ответ может быть полезен не только тем, кто совершал аборт (или склонял к нему), так как в ответе разбираются, в том числе и общие принципы преодоления мучительных состояний.

Чтобы преодолеть отчаяние, нужно не только исповедоваться в совершенном, но и понести хотя бы небольшую епитимью, скажем, 40 дней читать Покаянный канон и делать по 40 земных поклонов (если нет ни времени, ни силы, то можно выполнять что-то одно – либо канон, либо поклоны). Если человек усердно подойдет к исполнению этого небольшого правила (занимает 30–40 минут), то на своем опыте может почувствовать, как по милости Божией, каменная плита, лежащая на сердце, снимается. Помимо исповеди и молитвенного правила, человек должен также обратить внимание на преодоление в своей жизни предпосылок тех или иных поступков, противоречащих совести.