-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
Автор: | Иеромонах Соловецкого монастыря |
Дата: | 05.10.2021. |
Справиться с психологическими срывами, преодолеть их помогает Духовное руководство. Психотерапевт лечит самим собой, Пастырь же лечит Божественной благодатью. Именно Она (Благодать) исцеляет человека. Духовник помогает человеку настроить свою психологическую полноту на то, чтобы соединиться со Христом, преодолеть страсти, которые препятствуют этому соединению.
Ты писала, что испытываешь состояния, которые можно описать, как истерику. Образ, использованный тобою для характеристики состояния, транслировался в беседах, на которых ты присутствовала. Ты назвала это ущельем.
По мере того, как сигнал (нервный импульс) все чаще и чаще повторяет свой маршрут по нейронным сетям, нейронные стволы закрепляются, возникает система реакции, которая кажется нам «нормальной» и воспроизводится автоматически. Когда появляется «ущелье» в сознании, ты не знаешь, как из этой ситуации выйти. Приходят мысли покушать, поиграть, отвлечься, забыться. Ты принимаешь препараты.
Из этого состояния выйти, конечно, крайне трудно. Я бы тебе посоветовал подумать о том, чтобы найти Духовного отца и такие моменты обсуждать с ним. Ты говорила, что с кем-то из священников поддерживаешь отношения, но я не могу сказать готов ли кто-то из них быть твоим Духовным руководителем.
Подобные состояния могут преодолеваться. Речь идет не о психотерапевтической процедуре, а о том, что превышает способности психологического рационального подхода (анализа), то есть попытки все свести в некую психологическую схему.
Как писал в своих трудах по пастырскому богословию архимандрит Тихон (Агриков) – Господь утверждает приговор пастыря. Чем отличается Пастырь от психотерапевта? Психотерапевт (как заявлялось одним автором) лечит самим собой, Пастырь же лечит Божественной благодатью. Чтобы приобщить человека к благодати, он должен быть сам к ней приобщен. Пастырь помогает человеку настроить свою психологическую полноту на то, чтобы соединиться со Христом, преодолеть страсти, которые препятствуют этому соединению. Действия духовника и тот результат, который возникает при общении с ним, не всегда поддаются рациональному описанию. Духовник помогает со временем поменять человеку реакцию на происходящее, как во внешней жизни, так и внутренней.
На сайте Соловецкого монастыря опубликована 1 часть статьи «Духовное руководство: духовник и его слово в картине мира человека», где приведена мысль старца Иерофея Дидаскала. Он видел задачу духовника именно в том, чтобы поменять реакции человека. Пастырь помогает чаду по-новому взглянуть на происходящее, постепенно появляется новый маршрут, новые нейронные сети.
«Духовное руководство: духовник и его слово в картине мира человека (часть 1)».
Конечно, статья – попытка рационального взгляда, на самом деле результат общения с духовником не поддается рациональному описанию. Бывает, что обращается за советом человек умный, со многими образованиями, сведущий, но при этом находящийся в такой мысленной коллизии, из которой выбраться не может. Духовник (с мирской точки зрения) может быть человеком некультурным, необразованным, но в духовной жизни достаточно осведомленным и приобщенным к Божественной благодати. Вроде бы Пастырь не отвечает чего-то существенного (со светской точки зрения), не изрекает мудрые сентенции, но в результате общения с ним человека «отпускает». Кто этого не пережил, понять не может.
В нас сталкиваются желания, страсти, эмоции, мотивы. Все это накапливается. Мы не можем в этом разобраться. Духовник помогает не только своей рассудительностью, но и рассудительность важна. Опять же подчеркиваю, что действия Пастыря не стоит сравнивать с психотерапевтическими приемами, хотя аналогии иногда усматриваются. Действует благодать Божия, если духовник к ней приобщен. Она (Благодать) исцеляет человека.
Второй момент. Духовник постепенно учит новым реакциям, Евангельским ответам на происходящее. Это «ущелье» начинает преодолеваться. В части 2.1 статьи о преодолении травматического опыта приведены слова Марка Подвижника – внедренные в существо ума образы могут быть преодолены на основании реализации Евангельских заповедей. Хотя эти слова «внедренные в существо ума» и были написаны в веке V, но их можно сопоставить с тем, что ты описываешь термином «ущелье». Реакции, внедренные в нервные центры, годами автоматически воспроизводимые, мучающие нас греховные навыки все же могут преодолеваться.
«Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты», часть 2.1
«Травматический опыт как некогда пережитая, воспроизводимая, изменяемая и преодолеваемая доминанта»
Глава «Паническая атака, в том числе, и – как воспроизводимая доминанта»
В церкви был выработан один из путей – духовничество. Может тебе попытаться в этом направлении двигаться. Помолиться Богу. Присмотреться. Духовник не обязательно должен быть маститым, к которому много людей обращается. Главное, чтобы он сам был приобщен к Божественной благодати и знал тебя. В Таинстве Рукоположения священнику подается Божественная благодать, помогающая уму руководить духовными чадами. Конечно, эта Благодать не делает его автоматически старцем, мудрецом и прозорливцем. Не факт, что священник этот дар сумеет развить. Как, например, в Таинстве Венчания, вступающим в брак дается Божественная благодать, которая может помочь сделать супружеский союз гармоничным, помочь в воспитании детей, но нет гарантии, что люди этот дар разовьют. Благодать может быть оставлена в пренебрежении. Так же и священник, получив дар, может его не развить и не приобрести мудрости. Но если Пастырь идет в русле дара, то Благодать способствует и помогает в его деле. И, может быть, совершенно невзрачный, с мирской точки зрения, священник сможет тебе помочь выбраться из «ущелья».