Эзотерика. Эзотерика. Могут ли участвовать бывшие эзотерики в жизни прихода?
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  28.10.2021.



Отношение к вопросам Православия помогает выявить среди бывших эзотериков людей, способных помогать священнику на приходе в его инициативах, и тех, кого к этой помощи допускать пока время не пришло. Первые с готовностью отрекаются от всех своих заблуждений. Вторые – спорят, цепляются за идеи эзотерического характера.

Можно предложить дифференцированный подход к данному вопросу. Кто-то ушел в эзотерику не в поисках оккультного и сатаны, а испытывая некоторую потребность в духовной жизни. Некоторые люди в советский период просто не знали где им искать ответы на духовные вопросы. «Здоровых» путей они перед собой не видели и соответственно обратились к «нездоровым».

Нередко можно наблюдать, что люди, ушедшие в эзотерику не по злому намерению, при переходе в Православие не сильно повреждены. Они охотно отрекаются от эзотерических воззрений. С желанием перенастраивают свое мировоззрение на учение Церкви. Начинают читать книги православных авторов и помогают священнику в его инициативах. Даже становятся более ревностными прихожанами, в сравнении с теми, кто свой духовный путь начал на православном приходе. О последних протоиерей Владимир Воробьев писал в своей работе «Покаяние, исповедь, духовное руководство», что их духовная жизнь стала бытом, они уже ничего не ищут и ни к чему не стремятся.

Те же, кто повредился в результате занятий эзотерикой, и пришел к православию от скорбей внутренних, с радостным сердцем воспринимают Евангелие. Они не теряют чувство благодарности Христу, избавившего их от эзотерического «болота». Люди этой категории могут и способны помогать на приходе.

Есть другая категория людей, пришедших из оккультизма. Для них характерно то, что святитель Игнатий (Брянчанинов) назвал мнением. Возможно, они ушли в эзотерику, в чаянии обрести паранормальные способности, желали получить инструменты управления другими людьми, миром, обстоятельствами. Они приходят в Православие очень поврежденными людьми. Некоторые из них буквально охвачены духом гордости. Такие люди неохотно принимают учение Церкви, но ходят в храм и продолжают участвовать в Таинствах. Именно Таинства помогают преодолеть тот внутренний ад, в который они попали в результате увлечения эзотерикой.

Некоторые люди не пытаются дотянуть себя (возрасти) до учения Церкви, а стремятся на учение церкви взглянуть сквозь призму опыта полученного в эзотерике. С представителями этой категории невероятно сложно вести диалог. Они разговаривают так, словно знают все и обо всем. Такие люди вряд ли смогут помогать священнику на приходе. Надо отметить, что некоторые из них чрезвычайно активны. Они горят желанием помогать, проявляют инициативу, но слова священника стараются переиначить на свой, не всегда здоровый лад.

Кто-то из них находится в измененном состоянии сознания. Можно предположить, что основой, поддерживающей измененное состояние сознания, является еретическое учение, усвоенное человеком. По мнению одного духовного автора ересь препятствует усваиванию человеком Божественной благодати. Такому человеку нужно помочь выявить в его мировоззрении еретический «компонент» и предложить человеку отречься от него. Если человек решительно отвергается от усвоенной им ложной мысли, то в следующее же мгновение он становится здоровым человеком. Но не все готовы отречься от ложной идеи (эта мысль воспринимается ими как истинная).

Что бы помочь и первым и вторым священник должен обладать большими познаниями. Эзотерических учений масса, и чтобы помочь конкретному человеку освободиться от ложных идей, священнику необходимо разбираться в тонкостях. Требуется большой опыт. Не столько опыт богословский, сколько опыт, приобретенный в результате контакта с людьми, пришедшими из оккультизма.

Чтобы выявить оккультные «компоненты» в мировоззрении человека иногда требуется длительное общение (в результате нескольких встреч или диалога длиной в несколько часов). Понятно, что не все священники обладают необходимым временем и опытом. В данной ситуации можно воспользоваться опытом Центра святого праведного Иоанна Кронштадтского. Специалистами Центра, в частности игуменом Анатолием (Берестовым) и монахом Иоанном (Адливанкиным) разработаны вопросы и ответы к Чинам отречения, пришедших в Церковь из оккультизма, а также из сект восточной ориентации[1].

Людям, пришедшим из эзотерики, можно дать список из нескольких десятков вопросов из данных Чинов. В этих вопросах и ответах дается эзотерическая и православная точка зрения на какое-то явление. Человек самостоятельно изучает их. Если человек согласен с православной точкой зрения, то следует отречение. Позиции, по которым согласие не достигнуто – обсуждаются со священником.

Опросник (отношение к вопросам и ответам) помогает выявить людей, способных помогать священнику на приходе в его инициативах, и тех, кого к этой помощи допускать пока время не пришло. Первые, как правило, сразу и с готовностью отрекаются от всех своих заблуждений. Вторые – спорят, цепляются за идеи эзотерического характера.

Опыт Центра святого праведного Иоанна Кронштадтского описан в статье «Брешь в стене (часть 1)».

[1] Записи бесед монаха Иоанна (Адливанкина) – ведущего специалиста центра см. в вкладке «Беседы в Оптиной (видео)».