-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
Автор: | Иеромонах Соловецкого монастыря |
Дата: | 22.11.2021. |
После пришествия Христа, человек может соединяться с Богом через Таинства, молитву и деятельность в русле Божественных заповедей. Но на сколько люди готовы принять в себя Христа, изменить жизнь? Приняв Христа, как Бога и Спасителя, негативный опыт переосмысливается и всему определяется место, мера и смысл. Это внутреннее изменение каждый человек может ощутить, деятельно соединяясь со Христом, как с личностью, относясь к Евангелию, как к новой жизни.
Отвечаю на твой следующий вопрос. Ты спрашивала – в чем суть Нового Завета, если ничего в жизни так и не изменилось (с твоей точки зрения). Тебе понятно, что в Ветхом Завете была своего рода цикличность – люди отвращались от Бога, терпели последствия своего выбора, сталкивались с бедами и вновь обращались к Богу. По твоему мнению, все происходит так и теперь. В чем же тогда суть Нового Завета?
Предыдущий ответ – «Вера. Приходящей к Церкви – о Священном Писании и о Иисусе Христе».
См. также ответ – «Эзотерика. Пришедшей к храму, но не ощущающей утешения».
Некоторые авторы отмечают, что смысл пришествия Христова был не в социальных преобразованиях. Они наступили как следствие того, что многие люди приняли в сердце Христово учение. Так, например, было отменено рабство. Христос не призывал к его отмене. Дело в том, что человек, ставший христианином, просто не может эксплуатировать другого. Если он не номинально, а по существу стал христианином. Рабовладельческий строй сам собой сошел на нет.
Примечательно, что сейчас, когда европейская цивилизация стала отказываться от своих христианских корней, начали возвращаться все те языческие тенденции, которые, казалось, были преодолены. Например, эвтаназия. Раньше пожилых людей уничтожали, сейчас это назвали эвтаназией. Конечно, когда эвтаназия начиналась, опубликованные материалы, статьи, книги разворачивали вопрос в нужную плоскость – эта мера применима в случае возникновения страданий при неизлечимой болезни. Когда же эвтаназия была внедрена в практику, в принципе, вполне здоровые люди стали уходить их жизни, если выражали такое желание. Мы имеем опыт возвращения рабства. Сейчас рабство завуалировано, хотя есть и прямое рабство, где людей воруют на вокзалах (подмешивая им в алкоголь различные вещества, заставляют их работать на заводах, забирают паспорта). Как форму рабства можно рассматривать и суррогатное материнство. Существуют целые «рынки», на которых заказчики выбирают себе суррогатную мать, чтобы получить от нее плод и начать распоряжаться им по своему усмотрению.
Задача Христова, как многие ее описывают, состояла в изменении самого существа человека. Современный человек воспринимает лишь растиражированную идею, идею мирового масштаба.
Но каждый конкретный человек, когда принимает Христа, начинает на этом основании менять свою жизнь. Тогда Христос и Его учение становятся не просто набором правил, а той силой, изнутри меняющей человека. Он начинает видеть мир и себя по-новому, находить вкус другой жизни. Самое главное, Господь дает ему возможность эту новую жизнь начать.
В частности, об этой новой жизни писал сщмч. Илларион (Троицкий) в своей работе «Христианства нет без Церкви». Он указывал, что и до Христа были учителя, которые говорили «неплохие вещи». В частности в Евангелие упоминается один учитель, который на вопрос Христа – «Какая заповедь большая в Законе», правильно указал на любовь к Богу и любовь к ближнему. Необходимо отметить, что эти две заповеди находились в разных книгах Ветхого Завета. И тот факт, что человек сумел их вычленить из разных книг и объединить, показывает, что он понимал о чем говорит.
Но одно дело, как писал сщмч. Илларион, знать, другое дело жить. Все мы знаем, что является хорошим. Но получается так, как говорил апостол Павел – «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим 7. 19). Все мы переживали времена, когда разум гнется под напором страстей (высказываю мысль сщмч. Иллариона своими словами), и человек, сам того не желая, скатывается в страсти, его начинает нести по жизни. В эти минуты все построения ума рассеиваются, как дым. Задача Христа дать людям силу жить по любви. Как раз эту силу люди черпают в Таинстве Евхаристии.
Смыслом деятельности Христа (по мнению сщмч. Иллариона) было не написание Евангелия. Христос Сам ничего не писал. Писали Апостолы. Христос желал дать источник сил, с помощью которых люди смогли бы пересозидать свою жизнь в русле любви. Эту мысль он развивает в магистерской диссертации “Очерки из истории догмата о Церкви” (в аудио «Православное учение о спасении») в главе «Новозаветное учение Церкви». В работе упоминается, что в Церкви состоят люди, старающиеся жить по любви. Эту возможность (жить по любви) дает им благодать Святого Духа. Согласно учению, Церковь представляет собой Тело Христово. Апостол Павел вводит аналогию с человеческим организмом. Каждая клеточка в теле имеет свою функцию. Выполняя свое предназначение, она содействует поддержанию всего организма. Действие организма совершается, а сама клеточка получает питание и возможность развиваться дальше. Так и у каждого человека есть некий Дар Святого Духа, которым он может послужить Церкви. Если к этому дару (приведена мысль сщмч. Иллариона из другой его работы «Богословие и свобода Церкви» (в аудио «О Богословии и Церковной науке»)) относимся не как к данному нам лично, можно служить Церкви даже находясь среди людей безбожных или язычников. Стараясь вести себя по любви, на основе Евангельских заповедей, мы развиваемся в христианском ключе. У каждого есть свой дар. У одного – утешать, у другого – объяснять, у третьего – организовывать хозяйственную сторону. Когда человек реализовывает свой дар, то Святой Дух (источник дара) действует в человеке. Тогда человек способен решать свои проблемы, возрастать в любви и познании мира, избавляться от страстей, приходить к внутренней тишине, постигать те смыслы, которые раньше были недоступны его пониманию.
Следующий пункт, который хотелось бы отметить. Богослов В.Н. Лосский писал, что дело Христово состояло не в научении людей. Хотя, безусловно, и это имело смысл. Он взял на себя всю человеческую природу и прошел весь земной путь (который проходят люди от начала и до конца). Начиная с жизни в утробе матери и заканчивая страшной казнью. В своей жизни Он испытал и голод, и гонения, и все то, что обычно мы приводим в качестве повода, извиняющего наши грехи. И вот побывав во всех этих ситуациях, характерных для человеческой жизни, направил свою жизнь на реализацию воли Отца. Человеческая природа вся была выпрямлена и исцелена. Вот эту человеческую природу Он передает тем, кто принимает Его как Бога и Спасителя.
То есть когда мы принимаем природу Христа, у нас появляются внутренние силы простить обидчиков, полюбить врагов. Для человека, который не знает учение Христа, словосочетание «полюбить врага» кажется абсурдным. Он даже теоретически не может понять, как это возможно. Прп. Силуан Афонский любовь к врагам определяет в качестве маркера, который показывает присутствие в человеке благодати Святого Духа. Если в человеке есть эта благодать, только тогда он может любить врагов. К этой природе мы приобщаемся через Крещение, принимая Христа как своего Бога и Спасителя.
Понятно, этот дар нам дается в виде некой возможности. Мы должны этот дар развить. В Таинстве Крещения мы получаем возможность развиться, но разовьемся мы или нет, зависит от наших усилий. Этот дар мы можем и похоронить. В Таинстве Крещения (как учат Святые отцы) зло, которое раньше насильственно управляло человеком (человек ничего не мог с собой поделать) изгоняется из сердцевины человека, и может искушать его только из вне. Если, конечно, человек опять не впустит его внутрь через смертные грехи, начав заниматься магией или каким-то образом пленяясь злыми мыслями и глубоко в себя их внедряя. У человека после Крещения появляется возможность в жизни что-то поменять и достигнуть того, что в Церкви называется преображением, обожением. По выражению апостола Петра человек может стать причастником Божественного естества. Вследствие пришествия Христа обожение человека стало возможным. После пришествия Христова, человек может соединяться с Богом через молитву, покаяние и деятельность человека, направленную в русле Божественных заповедей. Человек приобщается к благодати Святого Духа. Возвращение к возможности приобщаться к Святому Духу – еще одно «дело», которое и реализовал Христос.
Ты спрашиваешь, почему тогда в историческом процессе ничего не меняется? Наверно, он не совсем относится к деятельности Христа. Скорее это вопрос к людям. В одной притче говорится. Однажды люди вышли в пустыню вопросить Бога – почему Он допускает столько воин, насилия и убийств. Этот вопрос они обрати к Богу с упреком. А Господь спросил – Вам не нравятся грабежи, насилия, убийства? Тогда зачем вы насилуете, грабите и убиваете? Речь скорее идет о другом. На сколько люди готовы принять в себя Христа, изменить жизнь не столько даже согласно написанному в Евангелие, сколько соединяясь с Христом, как с личностью (что достигается через участие в Таинствах)?
Подводя итог могу сказать, что многочисленные примеры людей показывают, что все таки при обращении ко Христу происходит кардинальные изменения в жизни. В частности о. Серафим (Роуз) всю жизнь искал истины, побывал во многих религиях, но зайдя в Православный храм, на глубинном уровне понял, что находится дома.
Многочисленные примеры Соловецких паломников, которые работая, зарабатывая деньги, причем и не малые, не могли постичь смысла жизни. Один человек испытывал напряжение 24 часа в сутки. Когда они обращались ко Христу, то тот опыт, который был негативным в их жизни, переосмыслялся и всему, что раньше в сознании бродило в хаотическом беспорядке, находилось место, всему определялись мера и смысл. Это то внутреннее изменение, который каждый человек может ощущать, когда он деятельно соединяется со Христом не как с учением, относится к Евангелию как к новой жизни, а ко Христу, как к личности, с которой человек и вступает в общение.