Вера. Вера. Приходящей к Церкви – о Священном Писании и о Иисусе Христе (на вопрос о поклонении и служении)
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  20.11.2021.



Любая информация, и Писание в том числе, должно восприниматься по существу, в сопоставлении с реалиями (историческими, личностными и др.) и с учетом контекста сказанного. Деятельность, которая помогает нам связь со Христом сохранить, оживить ее в своем сердце и через нее напитаться Божественной благодатью, стать причастником Божественного естества, помогает нам войти в жизнь вечную, и можно назвать служением. Иисус Христос есть Мера, Истина и Путь.

У тебя были два вопроса – о Священном Писании и Иисусе Христе. О Христе ты пишешь: «Христос сам себя называл наставником и лишь каналом через который говорил Бог. Просто просил обращаться к Богу через его имя, но не служить ему. “Сын человеческий не для того пришёл чтобы ему служили”. Тут опять вопрос: почему всё-таки поклоняются Иисусу в церквях больше чем Богу? Это может мое пока не совсем полное видение Православия».

Следующий ответ – «Вера. Приходящей к Церкви – о Новом Завете и о Христе».
См. также ответ – «Эзотерика. Пришедшей к храму, но не ощущающей утешения».

Изучая Священное Писание необходимо обращать внимание – когда и по какому поводу те или иные слова были произнесены. Иначе мы рискуем прийти к ложным состояниям сознания, которые могут ассоциироваться даже с шизофренистическими процессами. Подлинная шизофрения страшна, конечно. Это глубокие поражения (не будем разбирать их происхождение). Но есть шизофренистические процессы, которые мы сами «руками собственного ума» можем создавать. Один из таких признаков зарождающегося процесса (сложно сказать следствие это или причина) – сравнение явления не по существу, а по второстепенным или третьестепенным признакам.

Приведу пример. Отечественный психиатр Б.В. Зейгарник в своих работах по психопатологии описывала, как разные пациенты раскладывают карточки, например, с изображениями предметов мебели и посуды. Необходимо объединить две карточки максимально близкие по смыслу. Человек выбирает шкаф и чашку на том основании, что оба эти предмета имеют отверстия, вместилища. В каком-то смысле человек прав – и шкаф, и чашка имеют заполняемые полости. Но все же по смыслу к шкафу подходит карточка с изображением тумбы. Вопрос дискуссионный и желающие подискутировать увидят повод и здесь что-то сказать. Найду возможным некие контрмнения отклонить. Речь идет о процессах, влекущих своего рода инвалидизацию, неспособность человека воспринимать собеседника и смысл происходящего.

Отмечу так же, что в сектантском мышлении есть эта особенность – люди воспринимают строки Священного Писания, не учитывая контекст и тех существенных смыслов, в которые слова включены, выбирая нечто выгодное для себя, закрывая глаза на что-то для себя неприятное (то, что может призывать нас бороться ос своими страстями).

Во-первых. Смысл твоего вопроса – В Евангелие сказано «Ибо Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мк 10. 45)». Он не требовал поклонения Себе. Почему же в Храмах поклоняются Ему, больше чем Богу?

Стоит обратить внимание на контексте. О чем идет речь? Фарисеи и законоучители требовали особого отношения к себе. Много раз Иисус Христос их обличал в том, что они свое положение ставят выше заповедей Божиих. В частности Он приводит следующий пример – забота о родителях, что неизбежно влекло финансовые издержки. Некоторые, не желая эти издержки нести, отдавали свои деньги в Храм в пожертвование. С точки зрения обычаев, деньги теперь считались священными, пожертвованными Богу. Жертвователь мог вернуть их себе из храма (выкупить) за небольшую плату. Но возвращал их «очищенными», раз эти деньги были пожертвованы Богу. Родители же получали отказ в помощи, при этом на личные нужды средства тратились совершенно спокойно. Такое лукавство. Господь сказал, что заповедь человеческая для этих людей выше заповеди Божией.

От некоторых людей я слышал следующую точку зрения, что Бог – этот тот, перед кем можно встать на колени. А одна женщина утверждала даже, что готова выйти замуж за мужчину, перед которым ей захочется встать на колени (кстати, она в итоге развелась). И в первом, и во втором случаях есть некое непонимание вопроса.

Действительно, если мы берем Истину и Христа, то речь идет о том, что превышает нас, тянет нас вверх, помогает нам взойти на новую ступеньку в развитии, а не то, что оставляет нас внизу и требует от нас поклонения. Так же и в отношении супругов. Муж и жена составляют одно тело (один не может быть выше другого). Может быть, в твоем сознании есть некая идея, искажающая видение Христианской картины мира. Поэтому и нужно отречение от эзотерических учений, если человек приходит в Церковь после данных направлений. Оставляя в сознании сегменты этих учений, человек не сможет понять и Православие. Он смотрит на Православие сквозь призму каких-то конструкций (не только религиозных, но и психологических), вследствие чего из внимания всегда что-то ускользает. Человеку даже кажется, что от него требуют поклонения. Сама эта идея вызывает протест. Как логичный результат протеста – отказ от вхождения в Церковь.

В книге «Мой путь к Богу» (в книге содержатся расшифровки бесед, проходивших в рамках одноименной передачи, которую вел священник Георгий Максимов) опубликованы слова одного священника, пришедшего из протестантизма. Он говорит, что у протестантов есть такой страх – если войти в Православие и придется свое понимание Священного Писания сверять со святыми отцами и это меня ограничит. Да, эти границы есть, но в них никогда не будет тесно. Ты никогда не упрешься в стену[1].

С другой стороны, при отсутствии ориентиров может начаться «блуждание», человек так ничего выстроить и не сможет. Это пересыпание песка в песочных часах.

 Здесь надо успокоиться. Никто поклонения не требует. «Сыне, даждь Ми твое сердце» (Притчей 23, 26). Если человек принимает Христа, как Бога и Спасителя, то искра Божия (то, что вложено) подскажет путь. Человек начнет понимать, куда ему двигаться, конечно, читая Евангелие, святоотеческие творения. Свою совесть тоже нужно научиться слушать. Помимо совести в нашем внутреннем пространстве есть масса навязанных нам извне убеждений, наших эмоциональных откликов на происходящее, и нужно время, умение и навык пребывать в тишине, в молитве, чтобы существенное отделить от наносного.

В качестве второго предположения (отчасти оно было озвучено) можно сказать, что вопрос имеет скорее филологическое звучание, нежели богословское. У людей термин «поклонение» ассоциируется скорее с неким умалением, принижением. Но мы Бога почитаем чистым сердцем, с возношением к Нему ума, посвящением сердечных своих чувствований. Стремясь к Единому Богу, мы понимаем, что единство будет нарушено, если мы будем думать о мести, грязных вещах. Поэтому любя Бога, стремясь к единству с Ним, мы стараемся очистить свои мысли, чтобы быть возможным это единство поддерживать. В основе такой активности лежит любовь, а не доминация.

В некоторых религиозных направлениях поклонение человека Богу воспринимается, как доминация над человеком доктрины. Человек должен свестись в ноль. В Евангелие речь идет не о том.

Само слово «служение», которое ты используешь, тоже понятно не до конца. В чем его смысл? В Священном Писании мы встречаем скорее слова «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Лк. 10:27). Сам термин «служить» носит скорее протестантский оттенок (возможно, я ошибаюсь). Деятельность, которая помогает нам связь со Христом сохранить, оживить ее в своем сердце и через нее напитаться Божественной благодатью, стать причастником Божественного естества, помогает нам войти в жизнь вечную. Деятельность по сохранению этой связи, выражаясь твоей терминологией, и можно назвать служением. Но так же Христиане неразрывно воспринимают Бога Отца и Иисуса Христа и Святого духа. Для нас Троица Единосущная и Нераздельная.

Прп. Паисий Святогорец говорил, что человек начнет духовное развитие, когда умалится до ноля. В качестве примера приводится старт ракеты – взлет начинается, как только до конца доходит обратный отсчет. Так же и человек. Когда он смирится, тогда начинается духовное развитие. Говоря о смирении, речь не идет о сохранении (торможении) ветхого человека, страстей. Но то, что называется ветхим человеком, не должно развиваться. Страсти – некие сорняки на нашей душе, они прорастают и в наше поведение. Они не дают развиться человеку в полную меру его призвания, оттягивают на себя соки души и искажают жизненный путь человека. Задача духовного руководителя притормозить страстность в человеке, чтобы дать ему возможность расти, развиваться в Господе.

Посоветую посмотреть текст песни группы «U2» под названием «Please». В песне есть слова: «Пожалуйста, стань с колен». Не утверждаю, что все в ней относится к христианскому мышлению, но сама идея в какой-то части может быть рассмотрена. Люди иногда сами «выдумывают» идею о поклонении, исходя из реалий жизни социальной. Эта концепция проецируется на область религиозную и возникает ощущение, что от них хотят именно этого.

Наверно, все встанет на свои места, когда человек ощутит в сердце эту связь. Как некоторые женщины говорят, что ребенок – обуза, но когда сами становятся матерями (иногда это негативное отношение и остается), то просыпается нечто, что дремало доселе. Пробуждается что-то глубоко женское, глубоко личное. Появляется связь матери с ребенком. Тогда женщина совершенно иначе смотрит на свои убеждения, понимая, что многие из них были незрелые и даже «глупые».

Смысл твоего вопроса можно переформулировать и в отношение к духовнику. Ведь духовник благословляя (если это настоящий духовник), лично для себя ничего не просит и не требует. Не важны ни финансовые пожертвования, ни почтения, ни красивые слова. Если советы Духовника помогут жить по совести и соединиться с Богом, то его дело будет считаться сделанным. Конечно, христиане жертвуют на храмы, помогают священнику. Но это не должно встать во главу угла. Если в основании всего становится служение священнику, как лидеру общину, то что-то здесь искажается. Священник ведет людей ко Христу.

Господь же не ориентировал людей на собственную персону. Когда Он накормил людей хлебами, они хотели сделать Его царем. Такое почитание людей Ему было не нужно, потому что цели были иные. Сатана предложил Ему некоторые пути привлечения народного внимания (считается, потом этим путем пойдет антихрист), Господь их отверг. Привлечь народное внимание через чудеса. Да, Господь совершал чудеса, но не это он полагал в основание Своей проповеди. Человек, который приходит к Богу только потому, что Он совершил для него какое-то чудо, ненадежен и непостоянен. Маятник его настроения поколеблется и он с той же легкостью, с какой к Богу пришел, отпадет от Него. Господь называл Себя путем. Путем и Истинной жизнью. Через Христа мы познаем Бога, входим в жизнь вечную.

Необходимо учесть, что во Христе было две природы – Божественная и человеческая. Нужно понимать, что слова Писания могут относиться к разным природам Христа. В Нем Божественная природа неким непостижимым образом соединилась с человеческой. Он не требовал поклонения в том виде, в каком люди совершают его по отношению к авторитетному лицу (как требовали для себя законоучители). В храме мы молимся Иисусу Христу. Он для нас Путь истинной жизни и через Него мы приходим к Богу.

Так же речь шла о том, что фарисеи, законоучители совершали дела благочестия напоказ – «И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми» (Мф 6. 5). Они даже специально ходили немного согнутыми, что символизировало принятое на себя бремя всего народа (чтобы все видели, сколь они благочестивы). Господь призывает от этого лицемерия отойти. Если ты хочешь помолиться, то не стоит сидеть на виду у людей с молитвословом или класть земные поклоны, показывая благочестие, зайди в комнату, закройся, чтобы никто не видел твоего внутреннего подвига.

Еще есть такой принцип Исихазма (безмолвия), что клеть – это сердце. Для нас это призыв научиться входить в свое сердце, отрывая себя от водоворота бесконечных мыслей и дел. Возможно, ты, как мирянин, через несколько минут вернешься к этому потоку, но вернешься уже обновленным, очищенным и способным посмотреть на эту ситуацию со стороны. Ты уже не часть потока, ты поднят над ним. Молитва даст тебе новые глаза. Но сама по себе эта фраза никак не отрицает посещения храма. Сам пример Спасителя показывает, что он в храме был.

Были у Христа и одинокие моления. По ночам. На вершине горы. Но все же Он молился и в храме. Тогда Храм – Храм Истинному Богу был один на земле. Ученики Христа – Апостолы некоторое время после Его смерти посещали Иерусалимский храм, а в путешествии заходили в синагогу. Тогда не было новозаветных церквей. В синагоге читались Пророки, читалась Псалтирь, ветхозаветные темы.

Молиться Богу в тайне? Надо понимать, что есть вопрос некой духовной меры. Например, древний Авва Даниил (точно не помню имени) не имел даже кельи. Он ходил по миру. А про старца говорили, что у него был такой высокий уровень устроения, что для него келья была везде (где бы он не оказался). Словно он сидит в одиночестве в келье, ничем внешним непоколебим. Так же и прп. Савватий, живший на Соловках, где в ту пору не было храма. Такие люди могут идти в отшельничество, не ходить в храм, потому что ощутили действие молитвы внутри себя. Молитва для них стала, как сказано в Писании «реки от чрева его истекут воды живы» (Ин 7. 38).

Святитель Игнатий Брянчанинов, хоть и писал к братии монастыря, но это относится к сути разбираемого вопроса, что все, кто вступает в братство (добровольно, на основании определенных правил), посещают Церковь, богослужения. Исключения составляют болеющие, либо уже преуспевшие иноки, в которых открылось действие молитвы. Если это действие молитвы не открылось, то человек намеренно лишает себя той пользы, которую мог бы получить в церкви. Он остается ни с чем.

Во Христе есть главное отличие Православия от всего остального. Какие-то похожие идеи в плане этики можно встретить в других направлениях. Господь сказал – возлюбите, как Я возлюбил вас. Что такое конструктивная любовь? Та любовь, что способствует развитию обоих – любящего и любимого. Во Христе мы имеем меру – как он возлюбил своих учеников. Через это Он дает нам понимание любви.

Если человек теряет Христа, но оставляет за собой все остальное, то он теряет все. В качестве примера приведу произведение Владимира Соловьева (хотя он спорный философ) «Повесть об Антихристе». Оно имеет много мыслей, над которыми стоит задуматься. Там об Антихристе говорится в прошедшем времени. Скажу вкратце: Антихрист хотел привлечь на свою сторону православных и предложил сделку – весь мир (речь идет о едином правителе и едином государстве) будет жить по православному обряду, но при этом православные должны принять самого государственного деятеля, как верховного владыку. Тогда старец Иоанн, бывший во главе делегации православных на этом соборе, сказал, что мы готовы признать руку Божию в твоих благодеяниях, если сейчас перед всеми он исповедует и признает Иисуса Христа сыном Божиим. На что Антихрист не пошел, потому что вместо Иисуса Христа хотел поставить себя.

Прп. Иуcтин (Попович) писал в книге «Философские пропасти», что смысл Православия – личность Христа. Православие через все века донесло до нас образ Иисуса Христа – через богослужение, через Литургию, через Храм и Иконы. Христос, каким Он был. Каким Он ходил по земле. Каким Его знали апостолы. Такой Его образ православная церковь пронесла через все века. Но если человек в своем сердце не ощущает никакого отклика, то в этом нет истины.

Ответил, как мог. Вопрос для меня непонятен, ведь ответ кажется очевидным. Иногда бывает, что при очевидности ответа вопрос все же задается. Вероятно, в человеке, задающем вопрос, есть крен или внутренний раскол, вследствие которого очевидность ответа не усматривается (например, как результат неприязни к родителям; человек обращается к Православию, но пятой заповеди – почитание родителей, не принимает, создавая в своем сознании личную версию Православия).

Нельзя забывать, что любую получаемую информацию необходимо сопоставлять с реалиями – историческими, личностными, иначе легко уйти в такие мелочные, как у сектантов, протестантов «комнаты» и прочее. Нужен целостный взгляд. Идея понятна – необходимо смотреть по-существу.

[1] «Бог сказал мне: Ты должен перейти в Православную Церковь!». Беседа со священником Станиславом Распутиным.