-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
Автор: | Иеромонах Соловецкого монастыря |
Дата: | 17.11.2021. |
Обида «оправдана», если тебя хотели обидеть. Не стоит давать категоричных оценок людям и ситуациям (одно из определений пограничного расстройства личности и состоит в приверженности человека к крайним точкам зрения). Конструктивное направление жизни, новый жизненный опыт подкрепляют понимание, что в мире есть и добро. Мы все ошибаемся, а жизнь без доверия людям теряет смысл.
Ситуация следующая. Один человек уехал, оставил машину на стоянке и попросил сторожа никому об этом не говорить. Обман стал известен. И после того, как от сторожа был получен обманный ответ, возник вопрос – кому же после этого можно верить?
Не нужно категоричных оценок. Автор вопроса (не будем озвучивать его имя) находится в состоянии пограничного расстройства личности. Вкратце о нем расскажу. Есть разные идеи, точки зрения на счет этого состояния. Под пограничным подразумевают состояние, если человек стоит на грани психоза (одной ногой еще в стабильном состоянии, другой уже там, в состоянии нестабильном). В книге А. Фримена и А. Бека «Когнитивная психотерапия расстройств личности» пограничное расстройство описано как приверженность человека к крайним точкам зрения. Человечество для него делится на хороших и злодеев. Если он (человек в пограничном состоянии) считает тебя хорошим, то попасть в разряд злодеев можно достаточно легко – достаточно на 15 минут опоздать на встречу. Человек попадает в собственную модель, некритично относится к ней, следует ей всегда, при любых обстоятельствах и со всеми. Выход в расширении мировоззрения. Необходимо развить понимание, что есть альтернативные взгляды на реальность.
В книге приведено достаточно адекватное описание реальной жизненной ситуации. Диалог терапевта с клиентом, в ходе которого выясняется, что категоричность в суждениях может быть не верна.
Психотерапевт: Начнем с вашей невестки. Она заслуживает доверия или вероломна?
Клиент: О, я могу доверять ей.
Психотерапевт: Но давайте посмотрим на ваши критерии. Первый состоит в том, что
заслуживающие доверия люди всегда делают то, что они обещали сделать. Разве на прошлой неделе вы не были вне себя оттого, что она не позвонила, когда сказала, что сделает это?
Клиент: Да, но потом она извинилась.
Психотерапевт: Но теперь ее нельзя считать полностью заслуживающей доверия. Из этого следует, что она вероломна? Она лжет и обманывает все время?
Клиент: Нет, она достаточно надежна.
Психотерапевт: Итак, по вашим стандартам она не заслуживает полного доверия, по и не
полностью вероломна. Что из этого следует?
Клиент: Что это не «черное или белое»?
Так человек учится постепенно понимать, что в поступках существуют разные мотивы. Как говорил академик Лихачев – обижайся тогда, когда тебя хотели обидеть. Понятно, что лучше не обижаться не при каких обстоятельствах. Есть такие моменты, когда человек не хотел обидеть, например, не желая того на ногу наступил или опоздал на встречу. Здесь имеется в виду, что определенная реакция быть должна (начальник обязан отреагировать на агрессивное поведение подчиненного). Как говорил Авва Дорофей, если проступок подчиненного небольшой, сделан невольно, то не надо ставить его на вид. Если же проступок серьезный и совершен на основании какого-то мотива, то нужно об этом сказать, ситуацию вынести на обсуждение.
Так же и здесь. Сторож не хотела никого смущать. Она и не предполагала, какие последствия будут иметь ее слова. Из такой нелепой ситуации не стоит делать глобальных выводов и утрачивать доверие к людям.
Следует отнестись к этой эмоциональной реакции, как к внезапно вспыхнувшему измененному состоянию сознания. Если человек двигается в конструктивном направлении по жизни, то оно угасает. Встреча с новыми опытами подкрепляет понимание, что в мире есть и добро. Мы все ошибаемся, поступает не так.
С другой стороны, тот человек, который уехал, возможно, не желал никого тревожить. Я не стремлюсь его оправдать, но нужно помнить о разной степени стрессоустойчивости. Есть люди, которые уезжая в отпуск, «обрывают концы», не отвечают на телефонные звонки, не сдают дела. Не у всех хватает смекалки и сноровки, деловой хватки, правильным образом подтянуть все дела перед уходом в отпуск, чтобы не отяготить тех, кто примет эту эстафету. Может быть, в этом случае человек понял, что устал, что надо уезжать, чтобы восстановиться, а дела его не пускали и он решился буквально силовым методом все оборвать и уехать. Чтобы в будущем не переживать, если подобная ситуация повторится, есть смысл договориться о каналах связи с этим человеком (если возникнет потребность при отсутствии достоверной информации о его местонахождении), определить полномочия при его отсутствии и так далее.
Жизнь без доверия людям теряет смысл. Если человек не видит в мире добра, а смотрит на мир, как на «бойню», то жить в таком мире тяжело и даже невыносимо. Господь сказал в Евангелие, что «по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь». Надо чтобы в нас она не охладела, не иссякла.