-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
Автор: | Иеромонах Соловецкого монастыря |
Дата: | 19.11.2021. |
Современные психологические концепции часто сводятся к упрощенным моделям мира. Необходимо помнить о конструктивном соотношении духовного и душевного, верности интерпретаций. Жизнь гораздо богаче и разнообразнее психологических интерпретаций. Не стоит алгоритмизировать и сводить к схемам и моделям всю жизнь человека.
Ты писала, что стала ходить к психологу. Отметила, что он не православный. У тебя стало складываться понимание происходящего. Это понимание (с твоей точки зрения) родилось, когда ты начала разделать психические процессы и духовные. Ты исходишь из того, что корень некоторых процессов находится в психике. Если корень там, то можно затевать подвижнеческую брань, но результата все равно не получить.
На мой взгляд (он может быть ошибочным), то, что тебе действительно может помочь – это построение целостной картины, где каждое жизненное понятие включено в систему и в этой связи становится очевидным процентное соотношение понятий друг с другом (как в борще разный удельный вес компонентов). Этим решится и твоя главная проблема, а она, как я вижу, исходит из свойства твоего ума. Он немного вязнущий. Это свойство ума, возможно, тебе помогает в музыке, «завязнуть» на мелодию, пока не научишься исполнять ее безупречно (на столько, на сколько это возможно). В реальной жизни такая вязкость ума приводит к гиперфиксации. Если это подвижническая жизнь, то лбом в пол. Если занятие психологией, то полный восторг, когда от эйфории ноги от земли отрываются. Если гнев, то с остервенением. Речь идет о своего рода охваченности. Это не порок сам по себе. Нужно помнить, что и добродетель находится посреди двух крайностей. Такое свойство ума «заставляет» рассматриваешь вопросы в гиперкрайнем звучании. Из-за этого адекватный ответ часто трудно подыскать – один вопрос неизбежно тянет за собой все. Так и есть, мы это обсуждали. В качестве аналогии – сетка. Если она выстроена, ты идешь, встаешь на какую-то точку и не проваливаешься, потому что соединения держатся за остальной массив. Но это достигается со временем, если человек готов слушать. Не только ориентироваться на свою точку зрения, но и пытаться ее сопоставить с социальным откликом. Так происходит процесс нарабатывания понятий. Может быть такая ситуация связана с твоим эзотерическим опытом, может быть с особенностями психики.
Теперь по поводу психологии. В определенном смысле с тобой можно согласиться – если дело в психических процессах, то духовная подвижническая жизнь может не принести плода. Невыспавшемуся человеку тяжело бороться с гневом. При нехватке витамина Д трудно просыпаться, сложно достичь успеха в борьбе с ленью. А ведь речь идет о нехватке вещества. Все эти процессы на столько тонки и трудноотличимы, и утверждать, что психика – одно, духовное – другое, мне кажется, поспешно.
Приведу пример. В популярной литературе принято зависимости описывать, как следствие работы системы вознаграждения. Вот человек в игре перешел с одного уровня на другой, у него выработался дофамин, сработала система вознаграждений – так вырабатывается зависимость. Но более глубокие авторы отмечают, что человек сам разумной деятельностью способен прокладывать новые маршруты, которые связывают подкорковые структуры (эмоции) со структурами коры головного мозга. Возникает вопрос – где грань между тем, что формируется под воздействием нашей мысли и тем, что в закодированном виде дается человеку изначально? Конечно, то, что мы получаем от рождения – это предпосылки, не фатум, человек может исправить. Я говорил со старшим научным сотрудником института (не буду озвучивать ФИО и название организации), но даже он не готов эту грань четко провести.
Второй момент. В современной психологии много концепций, которые предлагают упрощенную модель мира. Здесь я тебя предостерегаю, призываю к осторожности. Соционика, дизайн человека и другие подобные им концепции предлагают некое типирование людей (распределение их по типам). Путем несложного математического исчисления предлагается определить людей, «подходящих» друг другу, как с каждым человеком общаться и то, какие жизненные пути человеку избирать. На первых этапах при погружении в эти модели, возникает некое восхищение перед открывшейся перспективой, так как модели просты. Но далее возникает череда конфликтов внутриличностных. Человек сам гораздо глубже, чем те модели, которые пытаются его описать. А так же возникает череда конфликтов с миром, т.к. люди и ситуации не укладываются в это типирование. Человеку приходится либо пересматривать схемы, на основании которых он строил свое поведение, либо начать сужать свое мышление. Тогда человек начинает проходить мимо фактов, не вписывающихся в его концепцию, и становится закрытым для обогащения. Он не приемлет замечаний. Но не все модели таковы.
Третий пункт. Конструктивное соотношение между психикой и духовным. Например, у девушки страсть к покупке вещей. Она с ней борется более или менее успешно, но страсть ее поглощает. А как обстоят дела у этой девушки? Она работает за компьютером по многу часов в день. С опущенными шторами. Не замужем. Одна. Работа с цифрами. Внутреннее напряжение разрешается в подобной страсти. Это одна моя знакомая. Она живет и работает заграницей. Батюшка пригасил ее помогать на приходе. Сказал, что страсть скупать вещи, возможно, связана с нехваткой общения. Сейчас она приезжает на этот приход, в этот Храм, помогает в благотворительных обедах, готовит, общается с людьми. Причем, общение искреннее. Появилась отдушина. Посмотрим, как обстоятельства будут развиваться дальше. Возможно, поуменьшится и ее тяга к покупкам.
Или другая картина, близкая к этой. Человек сидит взаперти, не выходит. Естественно, возникает чувство уныния. Можно, конечно, бороться напрямую. Но вот Серафим Саровский сестрам на вопрос об унынии советовал держать хлеб под подушкой. Человек, когда поест, так ему полегче становится. На улице пройтись. Солнышко. Очень важно быть занятым чем-то. Святые отцы говорили (правда по отношению к монахам, но применимо и к мирянам), что если человек занят, то с ним борется только один бес и человек удобно его побеждает; если же человек в праздности, то запутывается в лабиринте несходных помыслов, с ним борются восемь бесов и удобно его побеждают. Соответственно, когда мы имеем дело с человеком, запутавшемся в лабиринте несходных помыслов, может быть, следует начинать не с их распутывания, а с организации конструктивного, здорового жизненного ритма – занятость, общение, досуг.
Следующий пункт – интерпретация. Я знал человека, связанного с глубокими вопросами. Депрессия. Слезы. Ей посоветовали плавать в бассейне. Изначально идея, возможно, была верна – изменить ритм жизни, привнести конструктивное начало. Но вот вопрос интерпретации – насколько поможет именно бассейн?
Это общая для многих систем идея попытки исцелить человека. Вначале та проблема, с которой человек обращается, в рамках определенной системы получает определенное наименование. В самом наименовании содержится «подсказка» для решения вопроса. Например, тягу к игре именуют нехваткой дофамина. Соответственно, упрощенная модель предлагает человеку встать на определенный рельс – применение препаратов, стимулирующих дофаминопроводящие пути. Отмечу, что вышеупомянутый специалист считает этот путь тупиковым. Опять же психика и духовное. Грань между препаратами, активирующими дофаминопроводящие пути и наркотиками практически не различима.
Запрос (то с чем человек обращается) в рамках определенной системы получает определенное наименование, включается в модель и прописывается определенный путь исцеления. Предлагается решение, которое отождествляется с исцелением. Сначала человек летает на крыльях, предполагая, что исцелился. Но дальше он сталкивается с реальной жизнью и если модель была не верна, он понимает, что прежняя проблема не ушла.
Здесь соответственно возникают следующие проблемы. Духовное может быть интерпретировано, как душевное. Например, на человека действуют духовные силы (однозначно действуют). Например, девушка атакована навязчивыми мужскими бранящимися голосами. Психиатр скажет, что в этой девушке есть мужской архитип. Соответственно, психиатр отрицает многотысячелетнее предание о мире падших духов, считая это средневековьем, и ориентирует человека на архитип. Этот архитип мы не можем увидеть в микроскоп, потрогать. Это просто модель, менее, кстати, проверяемая, чем Предание о падших духах. Иоанн Кронштадтский говорил, что демоны свои нападки усиливают во времена полнолуния (идея такова, в частотностях могу быть неточен), чтобы убедить человека, что в его состоянии виновата луна – то есть маскируются. Человек, идя к исцелению в рамках данной модели, как ему кажется, от исцеления уходит все дальше.
Приведу пример. Есть некоторые черты характера (дисфункции), которые при определенных обстоятельствах могут стать нашим (как бы сказал современный автор) конкурентным преимуществом. Но могут быть и нашей проблемой (в других условиях). Если человек способен внутренне обогащаться через общение с другими, способен адаптироваться к реальности, пересматривать свои точки зрения, то стремление к точности, может быть его плюсом – точно формулировать, точно выполнять. Проблемы начинаются, когда черты характера начинают реализовываться человеком повсеместно, в любых условиях, постоянно (то есть всегда) и без оглядки на ситуацию и собеседника.
В книге «Когнитивная психотерапия расстройств личности», авторы А. Фримен и А. Бэк в разделе про обсессивно-компульсивную дисфункцию был описан человек, страдающий от болей в спине. Вследствие нервного напряжения (переживания) наступал спазм мышц. Психоаналитик объяснил ему, что напряжение наступает из-за перфекционизма, а перфекционистом он стал из-за требовательной мамы. Действительно, мама была требовательной. Человек подумал, что нашел ответ на свою ситуацию. За эффектом обретения ответа последовало понимание, что от этого ответа в его жизни мало, что изменилось. Тогда он прошел курс терапии, который в этой главе и был описан. Был предложен вопрос – как Вы пришли к выводу, что все рабочие процессы необходимо выполнять идеально? С его точки зрения из-за неидеального выполнения работы от него все отвернутся, он будет отвергнут. Пытаясь выполнить работу на соответствующем уровне, он откладывал ее исполнение и не мог сдать ее в срок. Работа накапливалась, нарастало и напряжение. Было предложено провести два эксперимента. Во-первых, часть работы выполнять сразу, а часть откладывать (как привык), а в итоге оценить качество. Выяснилось, что качество работы примерно одинаково, то есть откладывать не имеет смысла. Во-вторых, опросить сотрудников, действительно ли они его готовы презирать, если качество работы не будет идеальным. Оказалось, что претензий у коллег нет. Единственная претензия у начальника – не выполнение работы в срок. Проблема человека заключалась не в маме, а в том, что он руководствовался двумя ложными идеями. На этих идеях строилось его ошибочное поведение.
В чем-то ты права. Когда у человека растет напряжение, можно сколько угодно с ним бороться, но при отсутствии понимания, что в основе неправильной деятельности лежит ложные посылы (требующие пересмотра), напряжение будет постоянно. Но так же права и иная точка зрения – сколь верна интерпретация? Вот в первом случае была предложена интерпретация, которая имела вид справедливости, но ни к чему не привела. Строгость мамы не влияет непосредственно. Человек воспринимает внешние импульсы сквозь призму своего мировоззрения.
Хотелось бы пожелать тебе не запутаться, сохранить здравомыслие. Два месяца занятий у психотерапевта слишком мало, чтобы увидеть грань между психикой и духовным. Эти вещи взаимно проникают. Если уж крупный ученый (которого я упомянул) не готов эту грань четко провести. Осмелюсь предположить, что у тебя возникла некая эйфория, которая обычно появляется при встрече с новым знанием. В этом не всегда есть что-то плохое. Но вот в чем проблема – когда у человека сформирована объемная картина мира, то встреча с новым знанием не несет в себе ажиотажа.
Еще один пример. К человеку (рассказчику) подошла на улице женщина со значком «хочешь похудеть, спроси меня как» и предложила рассказать про клеточное питание. Он огласился. Было заметно в общении, что эта тема полностью поглотила ее, буквально «снесла голову». При наличии базы в диетологии, медицине, человек понимает устройство клетки, процессы и в их числе клеточное питание. Он способен сделать надлежащие выводы. Если выводы справедливы, то включить их в систему своего мировоззрения и пойти дальше. Но если базы нет, то хорошо поданная мысль о клеточном питании может человека буквально свести с ума. Это идея становится идеей фикс, вокруг которой человек выстраивает свою карьеру, бизнес, идею красоту, семейное счастье и так далее. От этого хотелось бы предостеречь. Желаю и в остальном рассудительности и жизненной мудрости.
Концепций много, но все это должно проверяться реальной жизнью. Бумага все стерпит. Написать можно все, что угодно. Сейчас предложена масса моделей. Есть вещи объективные, понимание которых нас приближает к ответу. Есть и ошибочные, опора на которые нас от ответа отдаляет. Могу предположить, что по свойству своего ума ты пытаешься все рационализировать, привести к определенной схеме. Пример из книги можно применить и к тебе (не стоит воспринимать это, как порицание). Алгоритмизация процессов нам нужна, мы не можем жить без автоматизации типовых поступков (мы же не обдумываем каждый шаг). Но в каких-то секторах жизни нужно иметь мужество жить в состоянии открытого вопроса. Нам хочется найти алгоритм, некую окончательную формулу, функцию, с помощью которой с легкостью математической задачи можем решать все жизненный трудности. Но жить с открытым вопросом тоже нужно. Быть способным на каждую ситуацию и каждого человека посмотреть в их конкретности. Не стоит спешить рационализировать все, вводить в схемы.
В Священном Писании сказано, что «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» (1Кор.2,14). В каком-то смысле то, что мы делаем – это душевное, то, что влияет на нас – духовное. Часто человек думает, что живет духовной жизнью, на самом деле живет жизнью душевной. Я бы тебя предостерег даже от того, чтобы быть больше Православным, чем сами Православные. Если смотреть на образ жизни людей, воплотивших в себе полноту Православия, они не были отрезанными от эмоций. Они были и радостны, и способны пообщаться с людьми. Гармония во всем. Аскетизм не отделен от социальной жизни человека.
Прокомментирую мои слова «не быть более православным, чем сами Православные». Вот человек читает, пропускает информацию сквозь призму своей душевности, свои понятия об аскетизме. На выходе – реализация не столько тех советов, которые нам даны в литературе, сколько собственной точки зрения. Потом может возникнуть чувство неудовлетворенности, протест против того, к реализации чего человек так и не подступил, а думал, что успешно реализует. Мы все в пути. И ты, и я. Мы все нуждаемся в критическом осмыслении собственных поступков. Такие опасности присутствуют.
Смысл послания не в запрете обращения к психологам. Если ты считаешь, что надо – возрастай в познании. Просто сделаю некий акцент – часто жизнь гораздо богаче и разнообразнее, чем психологические интерпретации. Бывают и очень хорошие специалисты. Я таких встречал. Это те, кто сами стараются в своей жизни реализовывать направления (которые не всегда и осознают) близкие к христианским конструктивным взглядам.
Когда есть свой жизненный опыт, то человек понимает, что книги книгами, а жизнь жизнью. В книгах много хорошего, и я сам почитываю психологическую литературу. Для меня она скорее является неким комментарием. В психологической литературе я целостности не увидел. Издается много книг, но часто излагается синкретический взгляд на человека (одна теория смотрит на вопрос так, а другая иначе). В итоге симптоматика, проявления проблем и характеров описаны великолепно, а вот на счет решения задач не всегда литература дает ответ. Часто в рамках конкретного направления у конкретного автора все понятно, но при сопоставлении с реальной жизнью возникают некие недоумения.
Тебе желаю (если это возможно желать с моей стороны) сопоставлять полученные знания не столько со знаниями (базой данных), сколько с реальной жизнью.