-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
Автор: | Иеромонах Соловецкого монастыря |
Дата: | 18.10.2021. |
Человек, вошедший в эзотерическую плоскость, приобретает ложный взгляд на Божественную благодать. Он не ощущает утешения в Православии, так как оккультные взгляды не дают ему приблизиться к Богу, но и отречься от них не может. Этот яд и мнимая высота – все, что у него есть. Лишь пересмотр мировоззрения и подвиг простой Веры способны помощь ощутить человеку то, что испытывают те, кто всей полнотой своей личности приняли Христа, как Сына Божия и Спасителя, как Путь и Истинную жизнь.
Ты из разговора с людьми поняла, что Православие дает душевное успокоение. Люди, имевшие определенный сложный жизненный опыт, входя в ткань Православия, погружают и свои душевные раны. Но ты констатируешь тот факт, что тебе легче не становится. При посещении Храма, ты испытываешь даже некое состояние упадка.
Изучив твою историю, можно прийти к следующим выводам. В твоем сознании осталось очень много эзотерических убеждений, взглядов. При изучении темы трансерфинга реальности или подобных учений, мог сформироваться некий взгляд, который может казаться справедливым, но являющийся ложным по сути. Продвижение идеи, что наша мысль способна влиять на реальность, сопровождается определенными последствиями. С ними человек сталкивается не сразу, они раскрываются по мере продвижения в практику. Этот вопрос разбирался в цикле «Мозаика идей…», в нескольких беседах, которые так и озаглавлены «Трансерфинг реальности…». В твоем сознании, может быть, много идей, препятствующих пониманию сути Православия. Естественно, ты и не можешь ощутить всей этой полноты.
По одной из версий (которая кажется справедливой) советских ученых, мозг – это инструмент, задача которого суммировать получаемые человеком сигналы в некую картину мира. Многие ученые считают, что мозг и сознание разные «вещи». Чем является сознание – никто не знает, но сознание не является мозгом. Мы не можем проследить данную цепочку до конца. Те знания, которые человек получает из книг, то, о чем он думает, о чем мыслит, что рождает определенные ощущения, сливаются в некий единый конгломерат. Мы знаем, что картина мира разная для всех. Один человек видит мир, наполненный добрыми людьми. Другой считает, что мир наполняют злые люди. Как говорил академик Ухтомский, добрыми людьми мир видится добрым, злому человеку – злым.
Если человек погружается в эзотерическую плоскость, то приобретает ложный взгляд и на Божественную благодать. Он начинает считать те силы, которыми пользуются экстрасенсы и эзотерики, сутью и энергией самого Бога, но с помощью прикладных магических техник их можно «перехватывать и канализировать» для достижения собственных эгоистических целей. Здесь человек уходит от понимания Бога, которое есть в Православии. Бог начинает восприниматься, как некая служебная инстанция. Если подобные мысли «копошатся» в сознании, то даже помолясь в православном храме Богу, ты будешь исходить из неверного представления о Нем и не сможешь с Ним соединиться. Это, во-первых.
Во-вторых, мир падших духов связывается с человеком через оккультное мировоззрение. Если в тебе оно осталось, то и доступ мира падших духов к тебе остается. Весь вопрос – сколь этот доступ интенсивен, на сколько высока интенсивность этого канала связи?
В цикле бесед «Восточный цикл» в беседах 22.2. и 23.1 (https://youtu.be/GHHPa—4XIM; https://youtu.be/aIg_7yEkm74) озвучена мысль, что человек, не пересмотревший свою систему мировоззрения, не способен почувствовать всей полноты Благодати. Не до конца понятно с кем такой человек в Православии пытается соединиться. В беседе приведены следующие примеры. Для индуиста слова о воплощении Сына Божия не вызывают сомнений. В индуизме он сталкивался с концепцией, что были разные реинкарнации Вишну – и кролик, и черепаха, по некоторым версиям, даже сам Будда был реинкарнацией Вишну. Если человек не очистил свое сознание от этой идеи, то не совсем понятно – Кого он причащается за Литургией. Тела и крови Христа Сына Божия или тела и крови Вишну? Кого такой человек призывает в Иисусовой молитве? Иисуса Христа Сына Божия? Либо одну из реинкарнаций Вишну? И масса других проблем возникает, которые могут решаться только путем детального пересмотра мировоззрения.
Третий пункт. Вот человек проехал много стран, прочитал много книг, считает себя (хотя вслух этого, возможно, и не озвучивает) умнее других. Такому человеку крайне сложно принять даже элементарные базовые основы (речь идет не только о Вере). Почему Христос избрал рыбаков в Апостолы? Им можно было «с нуля» преподать новое учение. Из истории науки мы знаем массу примеров, когда маститые ученые не могли понять простой вещи только потому, что их мышление сформировано определенным стилем мышления, свойственным для той или иной эпохи. В своей статье «Об уме вообще и о русском уме в частности» академик И. П. Павлов приводит в пример сердечный нерв. Ученые долго не могли найти нерв, управляющий работой сердца. В науке бытовало мнение, что нерв «заведует» сокращением мышцы. Исходя из этого принципа, ученые пытались найти тот нерв, который сокращает сердечную мышцу, но оказалось, что этот нерв отвечает за прямо противоположное действие. Он не сокращает сердечную мышцу, а тормозит ее сокращение. На этом основано действие нервно-паралитического газа. Он блокирует нерв, и сердце неконтролируемо увеличивает темп сокращений, что приводит к катастрофе.
Следующий пункт – четвертый. Ты не уверена, что в Православии находится ответ на вопрос о соединении человека с Богом. Естественным видится и вывод – если ты не принимаешь полнотой своей личности утверждение, что во Христе человеку дается Путь и Истинная жизнь, что Православие основано на проповеди Апостолов, учеников Христа, то соответственно, каким образом ты можешь почувствовать то, что испытывают те люди, кто полнотой своей личности эту мысль приняли?
В качестве примера можно привести мысль св. праведного Иоанна Кронштадтского, что Крест Христов ограждает нас от воздействия дьявольского. Крест, действительно, несет в себе чудотворную силу, но только при условии нашей Веры. Если человек не верит (мысль приведена своими словами), что на Кресте был распят сам Сын Божий Господь наш Иисус Христос (который своим распятием сообщил Кресту чудотворную силу), то человек не может приобщиться к этой силе. Если человек увидел, как христиане налагают на себя Крестное знамение и обретают помощь и защиту, и он повторит это «действие» (не понимая сути) – получит ли искомое?
В качестве примера применима и мысль Экзюпери. Вот один человек увидел, как влюбленный читает письмо от любимого и порадовался. Но он не был знаком с чувством любви, и ошибочно стал полагать, что сами письмена приносят это чувство. Он раздал людям сто писем с каракулями и удивляется, почему люди не радуются, читая эти записки.
Перед тобой стоят задачи. Во-первых, пересмотр мировоззрения. Очень детальный. По тем вопросам, которые приводятся в конце книги «“Победить свое прошлое”: Исповедь – начало новой жизни». Вопросы к Чинам Отречения от сект восточной ориентации составлены на основе опыта центра во имя св. праведного Иоанна Кронштадтского.
Второе, прийти к простоте Веры. По крайней мере, попытаться. Это совершается, в том числе, и через телесные труды, через добродетель смирения. В качестве примера могу здесь привести диалог между некоторыми молодыми людьми. Одна из них утверждала, что человек, способный представить бесконечность, – шизофреник (мысль почерпнута из слов знакомого психиатра). На что девушка абсолютного практического склада ума, далекая от любых даже намеков на шизофрению (твердо стоит на ногах, такие люди, наверно, не заболевают шизофренией), но будучи художницей сказала – Представить бесконечность легко, просто расслабьтесь. К чему это? Если человек слышал, что представить бесконечность трудно, что это ряд чисел, не имеющий конца, он и не сможет ее вообразить. Как раз такие трудности и преодолеваются Верой. Мы верим, что в Боге человек может войти в жизнь вечную. Бесконечность не обязательно принимать и представлять, как длинный ряд чисел (перегружая свой рассудок). Эта бесконечность принимается на уровне веры.
Кстати, Тростников В.Н. (православный публицист и ученый) писал в своей книге «Бог в русской истории», что именно богословие дало толчок и науке в том числе. Наука основана на математике, а математика оперирует таким понятием, как бесконечность. Со слов Тростникова, Аристотель был в одном шаге от интегральной алгебры, но будучи воспитанный на античной мысли, не мог подойти к идее бесконечности. Эта категория была ему недоступна. Мысль людей, основанная на богословии, легко оперирует таким понятием, как бесконечность. Поэтому люди сумели прийти и к той математике, которая позволила им совершать расчеты, способствовавшие впоследствии технологическим изобретениям.
К этой простоте Веры с параллельно пересмотренным мировоззрением тебе и стоит двинуться, чтобы когда-то почувствовать то, что ты сейчас не ощущаешь. Есть замечательный сборник зарисовок о духовной жизни, который помещен в книге «Великая стража» в разделе «Собственноручные келейные записки». Эти заметки были написаны схиигуменом Иеронимом (Соломенцевым), рассудительнейшим из Афонских отцов на то время. В этих заметках приводятся заметки некоем брате, который приехал на Афон с целью стать святым. Сам посыл имел в себе некую печать гордыни, на которой враг рода человеческого этого монаха и подловил. Он стал практиковать духовное делание, напоминающее делание прп. Силуана Афонского. Чтобы смирить себя прп. Силуан держал себя во аде и при этом старался не отчаиваться. Такое делание он получил из уст самого Господа. Смысл делания состоял в следующем. Прп. Силуан обладал духовными дарованиями, при наличии которых трудно не возгордиться. В качестве духовного лекарства от гордыни он стал представлять, что будет заключен в ад. Перед тем, как войти в это делание, у него была встреча с живым Господом. Прп. Силуан знал, что Бог есть Любовь. И это знание о Боге уравновешивало его систему представлений, давало ему возможность не отчаиваться. Но этот монах (о котором идет речь в записках схиигумена Иеронима) решил использовать подобный вид делания, не испросив на то благословения у духовника.
Здесь можно добавить еще одну мысль, высказанную, схиархимандритом Авраамом (Рейдманом) – неверно практиковать духовное делание с эгоистической целью, например, стать святым или быстро достигнуть преуспеяния.
Кстати, когда некоторые эзотерики приходят в православие, у них возникает желание достичь преуспеяния (в том смысле, в каком они привыкли его считать), чтобы сформировать некие отличительные признаки, по которым при сравнении можно видеть продвижение в совершенствовании. Хотя преуспеяние совершается в другом – внутренне изменение человека. Чем более человек очищается, тем более приближается к Богу. Возникает парадоксальный феномен – человек все более видит (осознает, понимает и принимает) свое несовершенство и собственную нечистоту. Речь не о погружении в мирское самоуничижение (беспокойство ввиду отсутствия материальных благ или уважения). Нет. Человек на столько приближается к Богу, что меняется его взгляд на мир и самого себя. Исходя из понятия совершенства, человек понимает, что ему до этого совершенства еще очень и очень далеко.
Кстати, к подобной мысли приближаются и величайшие ученые. Чем больше происходит погружение в понимание предмета мироздания, тем больше они понимают ограниченность человеческих знаний. А для дилетанта все понятно. У дилетанта по мирозданию вопрос нет.
Этот монах (вернемся к «Собственноручным келейным запискам») стал практиковать делание и даже усилил его. В результате пришел к убеждению, что он не спасется. У него начался период уныния. Он не мог ни молиться, ни поститься. Ему казалось, что он погибнет, и поэтому вся его деятельность напрасна. Отец Иероним, при всей его мудрости, не мог вывести монаха из этого состояния из-за очень глубокого проникновения помысла. Тогда он дерзновенно спросил – верит ли монах ему (отцу Иерониму), что через него Господь помогает совершать духовническое служение? Монах ответил согласием и доверием. Тогда отец Иероним ответил, что Господь дает монаху десять лет жизни. Если монах умрет за эти годы, то не он будет держать ответ за свою жизнь, а отец Иероним. По действию дьявольскому, которое, кстати, вошло в человека вследствие погружения в гордыню, Господь казался монаху не милосердным, а жестоким. Отец Иероним дал монаху завет – творить Иисусову молитву. Тогда неким непостижимым образом Господь ему открылся, и монах понял, что Бог есть Любовь. Пришло понимание, что Господь казался неприступным и жестоким из-за неверного представления о Боге, всеянного демоническим началом.
Люди, обладающие (как им кажется) эклектическим, синкретическим мышлением, воспринимают себя, как охватывающие весь мир. При ближайшем же рассмотрении оказываются не способными дать ответ на самые простые вопросы. Часто они могут привести сводку всевозможных мнений, колоссальную библиографию по какому-то вопросу, но бывают абсолютно беспомощны в вопросах, касающихся их лично. Понимание базовых вопросов, из которых слагается вся основа, иногда вовсе отсутствует.
Можно закончить ответ на словах из фильма «Умница Уилл Хантинг». Это фильм о мальчике гении, который не мог найти себя в жизни. Один лауреат Нобелевской премии понимал процесс нахождения Уилла Хантинга себя в жизни, как процесс внедрения его в индустрию. С точки зрения лауреата, Уилл должен стать математиком в крупном университете и решать мировые задачи. Он направлял мальчика к разным психотерапевтам, чтобы те наставили его на путь, который он считал подлинным. У специалистов не получалось справиться с поставленной задачей. Тогда он обратился к другу своего детства, которого считал неудачником, ведь он ничего в плане регалий не достиг. Этот психиатр встал на позицию, которая очень похожа на позицию опытных духовников. Он пытался подвести Уилла к вопросу – чего ты сам хочешь от жизни? На первой встрече Уилл подошел к картине (которую написал психиатр), в попытке ее анализа вывел врача из равновесия и ушел с чувством победителя. Мальчик добрался до мысли, что картина написана в период жизненного кризиса, связанного с женой. Да, действительно, жена психиатра умерла.
В следующий раз, когда Уилл встречался с психиатром, врач сказал (передаю своими словами, цитата приводится в конце): Когда я смотрю на тебя, я не вижу сильного, уверенного в себе человека. Я вижу испуганного мальчика. Если я тебя спрошу о любви, ты мне прочитаешь сонет, но ты никогда не любил по-настоящему. Ты не знаешь, что такое смерть близкого человека от рака. После работы ты приходишь к нему в больницу и остаешься на ночь, хотя это запрещено регламентом. Врачи не говорят ни слова. Они понимают, что все запреты не для тебя. Если я спрошу о войне, ты процитируешь что-то. Но ты не знаешь, что такое смерть друга. Что такое держать его голову на своих коленях во время последнего вздоха. Ты гений, с этим никто не спорит. Твоя жизнь непроста. На любой вопрос ты приведешь много цитат, но не скажешь мне ничего, что не узнал из этих книг. Ты подумал, что знаешь все обо мне, когда посмотрел на картину. Ты подумал, что вдребезги разнес мою жизнь, но это не так. Если хочешь, я готов с тобой общаться, но на ином уровне. Если ты скажешь – о чем ты думаешь, к чему стремишься. Если ты озвучишь свою точку зрения.
Тебе необходимо начать совершать череду выборов. Этот багаж, знания. Столько стран пройдено. Столько книг прочитано. Плюс достижения в области материального быта, зарплата. Внешность, которая привлекает людей. Все это не может не нагрузить тебя чувством (может не явного) собственного превосходства. Весь этот багаж на каком-то этапе может очень сильно помешать пониманию даже простых вещей.
Если вернуться к науке, люди, воспитанные в определенной научной школе, бывают не способными понять суть какого-то открытия. Я знаю человека, владельца крупной компании, занимающейся прорывными IT-технологиями и разработками. Он принципиально не берет на работу программистов с высшим образованием. Если ставить перед таким человеком задачу, он говорит – это не возможно и объясняет научную причину. А компания как раз и занимается прорывными технологиями, поиском решения там, где его найти невозможно. Поэтому он берет людей, готовых поставить перед собой вопросы. Профессор С.Г. Кара-Мурза говорит – ищите возможность для вопроса в самом «круглом» утверждении и тогда вы быстро придёте к той истине, которую от вас пытаются скрыть.
Важен детальный анализ всех утверждений и идей, которые, возможно, в мировоззрении спаялись в некий конгломерат. Возможно, тебе кажется, что вычленять их некорректно, неэтично, ведь все едино.
В ответе «Зло. Происхождение зла…» (публикация – декабрь 2021 г.) приведена мысль, что цена «закрытых глаз» на различие процессов в мире очень высока. Человеку придется отказаться что-то сознательно понимать в этой жизни. Тебе, может, казаться, что ты строишь собственное синкретическое мышление, в котором ты находишься на некоем высоком уровне – надисторическом, надмирном, надконфессиональном. Когда такие люди приходят в Церковь, им предлагается спуститься с этой высоты и встать в ряды простых верующих, которые идут ко Спасению. Требуется отказ от чувства обладания исключительным знанием. Но люди не желают уйти от этого соблазна, хотя при этом знание никак не питает их. А если и питает, то ядовитыми эмоциями гордыни, тщеславия. Вроде все это несет чувство возбуждения, превосходства, но в целом проживания жизни нет. Нет радости. Нет опоры. Отказаться очень трудно. Особенно, если человеку казалось, что он нашел некое синкретическое знание, отвечающее на все вопросы, объединяющее все учения, дающее ключи ко всем текстам. Часто это нечто сродни шизофрении. Человеку кажется, что он понял глубокие тексты, «вещи». Но его версии текстов, его понимания не выдерживают критики
Тебе предстоит подвиг Веры. Иногда до слез. Это сейчас кажется, что ум – покорный механизм. На самом же деле, ум – необъезженный конь, в котором еще десяток драконов сидит. Они еще свои хвосты не поднимали. Когда ты на этого коня попытаешься одеть удила, надо будет с большим усилием их усмирять. Из себя их изживать.
В заключении более подробно расскажу про пьедестал, на который человек себя возводит. Есть люди, вошедшие в Православную церковь изэзотерики, но при входе свое мировоззрение не пересмотревшие. Их продолжает привлекать нечто тайное, что не для всех. Они остаются падкими на различные концепции, предполагающие и православное вероучение, и параллельно астрологические аллюзии, поездки к «местам силы». Это оккультизм под видом Православия. Человек и в Православии утешения найти не может (потому что его оккультные взгляды не дают приблизиться к Богу), но и отречься от них не может, потому что этот яд – все, что у него есть.
Так бывает и в искаженных отношениях, не способных закончиться здоровым браком. Эти узы изматывают, мучают. С другой стороны люди не могут от них отказаться, они понимают – забери у них эти больные отношения и что останется? Ничего. Поэтому они изо всех сил держатся за болезнь. Она им дает хоть и ложное, но ощущение опоры. Хоть и ложную, но цель, ощущение движения. Правда ни к чему они не приходят, и жизнь оказывается сломлена. Понимание ложности мысли приходит, когда вокруг оказываются одни руины, но пока они идут, эта мысль дает им драйв, хоть и на основании лжи. Восхождение к истине начинается, когда этот импульс себя исчерпает. Человек понимает, что пришел к нулю, к некой стене, за которой ничего нет. Тогда он разворачивается и начинает движение в другом направлении. Так начинается период пересмотра мировоззрения.
Вот такие непростые задачи стоят перед тобой. Но решение задач – это самый интересный период в жизни. С Богом.
P.S.: Цитата из фильма «Умница Уил Хантинг»: «Ты – мальчик. И даже не понимаешь, о чем говоришь. <…> Если я спрошу тебя о женщинах, ты, вероятно, выдашь мне всю картину своих предпочтений. Возможно, ты несколько раз и спал с кем-то. Но ты не можешь сказать, каково это проснуться рядом с женщиной и чувствовать себя счастливым. Ты крутой парень. Если я спрошу тебя о войне, ты забросаешь меня цитатами из Шекспира, да? “Опять в сражении, друзья мои…” Но ты никогда не был на войне. Ты никогда не держал голову своего лучшего друга на коленях, видя, как он делает последний вздох. Если я спрошу тебя о любви, ты процитируешь мне сонет, но никогда ты не смотрел на женщину и не был полностью уязвим. Ты не знал женщину, с которой тебе хорошо. Ты не чувствовал себя так, будто Бог специально для тебя послал на землю ангела, который спасёт тебя от глубин ада. И тебе неизвестно, что значит самим быть ангелом для неё. Также сильно любить её, пройти с ней через всё… через рак. Ты не знаешь, какого спать в больнице на стуле 2 месяца, держа её за руку, потому что врачи видят по твоим глазам, что часы посещения – правила не для тебя. Ты не знаешь о настоящей потере, потому что такое можно понять лишь, когда любишь кого-то больше себя … сомневаюсь, что ты любил кого-то так сильно… Я смотрю на тебя и не вижу образованного и уверенного в себе человека, я вижу маленького, перепуганного, обкакавшегося малыша… но ты гений, Уилл…Никто этого не отрицает… Никто возможно и не видит в тебе этой глубины… Но ты считаешь, что знаешь обо мне все, потому что видел мой рисунок, ты разобрал всю мою чертову жизнь по косточкам… Ты ведь сирота, да?… Ты думаешь, я знаю, какой была твоя жизнь, что ты чувствуешь, кто ты… только потому, что читал Оливера Твиста. …Эта книга может объяснить тебя? Да мне все равно, знаешь почему? Потому что от тебя я не могу научиться ничему, чего нет в книгах, пока ты сам не захочешь рассказать о себе … кто ты … вот, тогда и пообщаемся…»