-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
Автор: | Иеромонах Соловецкого монастыря |
Дата: | 05.12.2021. |
Чтобы постичь волю Господню и увидеть пути Промыла Божия – ориентируйся на Евангелие, ибо оно – глас Христов.
Ты спрашивала о такой ситуации. Вы планировали плыть на катере, но появилась возможность авиаперелета. Возник вопрос – есть ли смысл в перемене маршрута? Господь послал полет на самолете, потому что на катере будут трудности?
См. также ответ «Знак. Искать ли в знаке проявление воли Божией?»
Здесь необходимо проявлять осторожность. Прп. Паисий Святогорец хотя и несколько по иному поводу (о нем ниже) говорил, что причину, лежащую на поверхности, можно рассмотреть, но если причина не столь очевидна – будь осторожнее, чтобы не запутаться. Он говорил об искушении, во время которого у человека может возникнуть мысль, что ситуация попущена за его грехи. Вот тогда, если совесть подсказывает – рассмотри, но сам не придумывай (мысль прп. Паисия своими словами). Человек напряженно пытаясь доискаться причины, может придумывать причину фиктивную. Под это дело и демон может что-то подсунуть. Ты вчера сделал доброе дело, вот и искушение. Значит, дело было не добрым, а злым. Начинается путаница.
Если человек читает святых отцов, у него появляется жизненный опыт, он работает над собой, преодолевает свои страсти, его ум приобретает способность понимать и свой внутренний мир, и мир окружающий. Хаотические мысли отсеиваются. Человеку многое становится понятно.
Почему те или иные вещи, ситуации происходят, мы не всегда можем знать. Прп. Антоний Великий хотел познать (своими словами) пути развития процессов в мире и получил откровение от Бога, что это не полезно. Он спрашивал – почему одни благоденствуют, а другие в бедствии? Почему происходит так, а не иначе? Подобные мысли возникали и у праведного Иова. Господь спросил Иова может ли он объяснить причину происхождения тех или иных атмосферных и природных явлений. Если прав. Иов не может постичь механизм их возникновения, то как он может думать, что получится объяснить процессы фундаментальные, что лежат в основе развития бытия?
Ведь вывод из того факта, что поездка сложилась на самолете, можно вывести разный. Нашлись люди, готовые взять на борт – Господь печется, ты не будешь оставлен. Ретроспективно во многих моментах мы усматриваем совершенно иной смысл. Мы куда-то спешили, и дело в тот момент казалось нам невероятно важным. Оглянувшись назад, мы понимаем, что напряженные размышления, попытки высчитать исход большого значения в нашей жизни не имели. Конечно, речь не о том, что в жизни все не важно. Есть вещи, которые для нас значимы. Если мы сделали что-то против своей совести – многие проекты забылись, подернулись забвением, а шрам остался. Или наоборот, добро, которое сделано нами или для нас – помнится. Вот что имеет значение.
Не призываю выковывать пессимизм по отношению к жизни, но если все проходит и потом кажется неважным, то, возможно, и не стоит сильно переживать в текущем моменте. В этом урок, который зачастую мы готовы усвоить лишь по прошествии времени.
Ты сомневалась садиться ли в самолет. В нем был человек, желавший поговорить с тобой. Стоит говорить или нет? Чего он хочет? Получится ли беседа? Ситуация показала, да и мы тогда обсуждали, что если дверь перед тобой открывается и в этом нет явной патологии – стоит войти. Ничего страшного не произошло, прогнозы не оправдались. Ты получила опыт. Еще одна монетка опыта в твою копилку. Неизвестно как дальше будут складываться отношения с этим человеком. Может быть контакт, завязавшийся здесь, выстрелит в будущем.
По воспоминаниям академика Лихачева, он выжил в Соловецком концлагере потому, что ему была названа фамилия священника, к которому стоило бы обратиться. В книге «Милосердия двери» Алексей Арцыбушев описывает чудесное свидетельство Промысла Божия в его жизни. Он получил совет попытаться устроиться в мед-сан часть, если попадет в лагерь. На вопрос – есть ли врачи среди заключенных – он сделал шаг вперед, хотя медицинского образования не имел. Тот полученный совет выстрелил и помог.
Часто наш человеческий расчёт оказывается без предполагаемых нами последствий. Те люди, которых мы наделяли определенной ролью, себя не проявили. А незначительные, недооцененные контакты развились. Это приводит к изумлению перед величием мироздания, перед непостижимостью путей Промысла Божия, ориентирует нас на молитву, на поиск помощи Божией и одновременно показывает грандиозность всего сотворенного, сложность процессов мира и несовершенство нашего сознание. Это не повод пугаться жизни. Наоборот причина изумляться, постигать, двигаться и расти.
Этой теме посвящена одна проповедь. Господь призвал Апостолов. Те вняли гласу призвания и последовали ему («…в Евангелии мы слышали, как Господь призвал своих апостолов на проповедь…»).
Иногда люди надумывают себе подобный призыв. Здесь можно упомянуть о таком явлении, как Православный авгур. Когда-то языческие служители пытались предсказать явления по полету птиц. Есть православные христиане, которые начинают ориентироваться на знаки, голоса птиц. Для нас глас Христов – Евангелие. Исполняя заповеди, человек побеждает свои страсти. Когда они (страсти) отступают, ум начинает видеть логосы, то есть духовные основы мироздания. Появляется созерцательная способность ума. Реальность становится понятной.
Понимание путей Промысла Божия (как в Проповеди было упомянуто), способность видеть пути Промысла в мире, согласно сщмч. Петру Дамаскину (его мысли применены к ответу) – это определенная ступень духовного развития. А духовное развитие начинается с покаяния. Отсюда можно сделать предположение – если человек начинает идти путем покаяния, то очищается «око ума», ум приобретает созерцательную способность, становятся понятны причинно-следственные связи (объелся – прогневался). Если же человек лжет самому себе, пропускает мимо «ушей ума» (если так можно сказать) важные сигналы, то и в окружающей жизни перестает видеть значимые «симптомы».
По мнению академика Ухтомского, совесть является тем органом, с помощью которого мы познаем историческую действительность (книга «Интуиция совести»). Картина мира изложена в Божественном откровении, описана, но нам необходимо это знание усвоить. Тогда картина нам становится понятной, и мы начинаем понимать значение отдельного события. Как художник способен оценить каждый отдельный мазок.
Есть люди, гадающие на Священном Писании. Для них первостепенное значение приобретают хаотические сигналы, а прямые – голос совести, Евангелие – игнорируют. Игнатий Брянчанинов говорил, что глас Христов – Евангелие. Если ты хочешь познать волю Божию, ориентируйся на Евангелие. Тогда ты научишься (применительно к ответу) понимать Промысл Божий и видеть Его пути в своей жизни.