Вера. Вера. Приходящей к Церкви о происхождение зла (также – о страдании, падших духах)
Назад к списку вопросов
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  26.11.2021.



Господь не является Творцом зла, но попускает злу быть, потому что зло является следствием выбора человека. Тот, кто не признает бытие падших духов, лишается возможности исцелиться от зла, преодолеть его. Человек, поступающий вопреки законам, которые Творец положил в основание мира, вступает в разрыв с благой волей Творца, выходит из-под покрова Божественной Благодати и становится открытым для воздействия падших духов. Священное Писание – Истина, основа, базис для построения картины мира и объяснения единичных фактов.

Ты спрашиваешь о сатане. Если сатана создание Бога, то является ли он частью сознания Творца?

Несколько расширяя твой вопрос, включу в него и то, что часто люди спрашивают в этой теме.

Кто-то считает, что Бог и сатана одно и тоже. В частности, в эзотерике есть идея, что люди из-за ошибки суждения разделяют некое Единое и на Бога и сатану, на самом же деле разделения нет. Нет и падших духов, это лишь ошибки восприятия, сознания. То есть речь идет об ошибках сознания и низких вибрациях человеческого сознания.

Ответ на эту группу вопросов, начну с определения Истины. Один священник в книжечке «Что есть истина» описывает историю спасения человечества с самого ее начала. Как складывалась жизнь людей в раю в общении с Богом. Как первые люди были обмануты дьяволом, который сподвиг их нарушить заповедь Божию. Как они утратили блаженное пребывание с Богом в раю. Как еще тогда (в самом начале человеческой истории) Богом было обетовано, что семя жены сотрет главу змея (и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту (Быт 3. 15)). По объяснению одного духовного автора «семя жены» означает Приснодеву Марию. Речь идет о следующем. Чтобы родить ребенка, жена должна принять семя от мужчины. В данном случае пресвятая Богородица родила Иисуса Христа без мужского семени. Это некая метафора, указующая на явление, что жена имела в себе семя. Потом история израильского народа, который ожидал Мессию. Затем пришествие Спасителя. Сошествие Святаго Духа на Апостолов и их проповедь далее по миру. Где же здесь определение истины? Любое человеческое мнение, заключенное в формулу, можно оспорить. Здесь же речь идет об историческом процессе, который доказуем методами научного анализа. Города, упомянутые в этих историях, маршруты проповеди Апостолов – все это можно проверить. Перед нами возникает историческая панорама, которую даже неверующий человек вынужден принять, как факт. Что бы отвергать цепочку последовательных событий, человеку нужно продумать адекватную по масштабности последовательность логических опровержений. Нужно опровергнуть не одно изречение, а целую группу фактов. Соответственно, когда мы говорим о группе факторов, сопряженных один с другим, вероятность случайного совпадения в такой цепочке равна фактам, перемноженным друг на друга (условно, если вероятность подобного случая составляет 1 из 100, и другой факт 1 случай из 100, то вероятность случайного совпадения двух этих фактов равна произведению этих величин). Если и при таком минимальном значении данная группа фактов произошла, значит, речь шла о непосредственном Божественном водительстве.

В рамках Божественного водительства мы узнаем и о бытии падших духов. Мы знаем, что Господь изгонял демонов и такие примеры описаны в Евангелие. Он говорил, что пришел разрушить дела дьявола. «Грядет сего мира князь, и во мне не имать ничесоже» (Ин 14. 30). Вот о чем идет речь в последнем изречении – Господь готовится к смерти своим человеческим естеством. Сатана, думая, что перед ним находится только лишь человек, уготовляет человеку, в котором он пока не признал Бога, участь обычную для всех людей. До момента пришествия Спасителя все уходили в темные места и не имели возможности взойти на небо. Господь Иисус Христос проложил этим душам путь.

Отрицая бытие падших духов мы, в каком-то смысле, должны тогда отрицать и самого Христа, далее бытие пророков, которые о Нем провозвестили. Соответственно, должны отрицать реальность исторической обстановки, в которой пророки жили и написали свои книги. Если мы отрицаем бытие сатаны, тогда не понятна и история с возникновением зла на земле.

Эзотерические трактовки утверждают, что разделять нечто единое на Бога и сатану ошибочно. В подобной идее заложен некий трагизм. Например, буддизм постулирует жизнь как страдание, но в Христианстве иная картина мира – мир создан благим, но был искажен вследствие человеческого греха. Соответственно, освобождение от греха, преодоление зла, преображение ведет человека к избавлению от страдания. Зло в Православии понимается, во-первых, как недостаток, оскудение добра. По аналогии с тьмой, что не имеет собственной субстанции, тьма суть лишения света. Во-вторых, разумное бытие падших духов, имеющих самосознание, свои цели, планы и задачи. Они вмешиваются в ход человеческой истории. Соответственно, тот, кто не признает бытие падших духов, лишается возможности исцелиться от зла, преодолеть его.

Здесь можно упомянуть книгу Нассима Талеба «Черный лебедь». Смысл книги (если выразить очень кратко) состоит в следующем – Мир сложен, но чтобы сделать его более понятным для восприятия, люди упростили его в рамах своей картины мира. Договорились, что мир не сложен, он очень прост. Мысль Нассима Талеба можно представить в виде метафоры. Люди стоят на рельсах, по которым скоро поедет поезд. Чтобы не бояться поезда они договорились, что никакого поезда нет. На рельсы установлена ширма с фотообоями. Люди наслаждаются покоем, но через некоторое время поезд идет, срывая ширму и травмируя человека. «Черный лебедь» в рамках системы Нассима Талеба – явление, которое не было предсказано, но врываясь в мир людей, ломает их бытие. Попытка представить мир простым несколько успокаивает человека, но не дает ему иммунитета против Черного лебедя, не оставляет человека в безопасности. Совершается некая подмена. Создавая себе в рамках своего мировоззрения ощущение собственной безопасности, человек к ней не приходит. Скорее наоборот, риск опасности увеличивается. Только признавая сложность бытия мира, пытаясь его понять, а не упрощение явлений (развивая мысль Нассима Талеба), дает способность заметить признаки, механизмы возникновения катастрофических ситуаций. По сути, вторжение в мир человека демонических сущностей тоже, в каком-то смысле, может восприниматься как «Черный лебедь». Почему Нассим Талеб такие катастрофы называл именно так? В свое время у орнитологов (ученых, изучающих птиц) бытовало мнение, что лебедь может быть только белым. Открытие Австралии повлекло слом шаблона. Оказывается, лебеди могут быть не только белыми, но и черными.

В мир человека вторгаются падшие духи, внося с собой сумятицу, страх, обрушение жизни, а человек не понимает – откуда на него идут удары. Какие есть доказательства, что зло вошло в бытие через личность сатаны? На эту тему есть фундаментальная книга протоиерей Тимофея Буткевича (священника, жившего до революции) «Зло, его сущность и происхождение». Каким путем он идет? Он пытается выяснить причину возникновения зла на земле. Автор разбирает все точки зрения на тему возникновения зла, какие только сумел найти, подвергает их критическому анализу и показывает их уязвимость. Плавно подводит читателя к мысли, что Библейское учение о возникновении зла – Зло вошло в мир через искушение от дьявола – адекватно и все объясняет.

Примечательно, повествование о блаженном пребывании людей с Богом есть у всех народов. Понятно, в разных культурах это повествование несколько модифицировано. В одних случаях упоминается плод, в других – цветок, но основные черты повествования остаются неизменными. Этнографы, изучавшие историю, нравы и обычаи народов, пришли к выводу, что если у всех народов мира (даже у тех, которые исторически друг с другом не соприкасались) есть упоминание об одном и том же историческом событии, значит, оно действительно происходило. У народов осталось воспоминание об этой катастрофе.

Если встать на тут точку зрения, что никакого грехопадения первых людей не было, что история их искушения не более чем миф, тогда невозможно объяснить фиксацию данного события всеми народами мира.

Как Христианство смотрит на личность сатаны? Изначально он не был злым. Он был высшим из сотворенных Ангелов. Глубокомысленная заметка на эту тему опубликована в Православном Катехизисе, составленном епископом Александром (Семеновым-Тянь-Шанским). В разделе «Падение Денницы» говорится, что люди и ангелы были созданы, как сообщающиеся сосуды, которые, наполняясь, должны были передавать свое содержание друг другу. По некой неизъяснимой прихоти высший из сотворенных личностей Денница захотел обладать всем лишь для себя, никому ничего не отдавая. Замкнувшаяся личность начала опустошаться. А так как природа не терпит пустоты, его личность стала наполняться плодами собственного воображения, суррогатами. Так зарождаются страсти. Не имея больше возможности достигать единства с другими личностями в любви (это стремление к единству неистребимо в личности), Денница захотел достичь его в разрушении, и часть ангелов привлек на свою сторону обманом. Почему он атаковал людей? Люди – творение Божие. Не имея возможности навредить самому Богу, сатана решил навредить человеку. В церковном предании есть мысль, что время земной истории будет продолжаться до тех пор, пока количество спасаемых людей не восполнит меру отпавших ангелов.

Если вдуматься, то в искушении первых людей усматривается и тот соблазн, к которому приходят эзотерики. Бог определил, что является добром и злом. Заповедь «не убий» дается как некое предостережение. Если человек убивает другого или изменяет супруге, то вступает в полосу саморазрушения. В Новом Завете у апостола Павла есть слова «ни блудницы … ни прелюбодеи … царствия Божия не наследят» (1 Кор 6. 9).То есть они не имеют царствия Божия, как своего внутреннего состояния. Формируется некое раздробленное мучительное состояние, которое они переносят с собой в жизнь вечную. Заповеди Божии предупреждают людей, что если пойти таким путем, то начнут разрушаться. Следуя же заповедям, люди станут способными к блаженству и в этой жизни, и в жизни вечной. Но соблазн вкусить с Древа познания добра и зла (не хочу толковать Священное Писание, это вопрос не моего уровня, но как можно предположить на прочие элементы предания) означает соблазн подменить картину мира, данную Господом.

Например, некоторые люди, занимающиеся эзотерикой, хотят и совершать убийства, и заниматься хоатизированным блудом, но при этом не испытывать саморазрушения. Своим последователям они внушают мысли, что убивая, человек подтверждает факт собственного превосходства. Соблазн в том, что люди вместо причинно-следственных связей, установленных Творцом, пытаются наложить на мир свою причинно-следственную сетку. Но живя с этой сеткой, существующей лишь в воображении, люди выпадают из мироздания, из-под покрова защищающей Благодати. Если человек живет соответственно заповедям, которые Творец положил в основе мира, он находится под защитой Бога. Люди, искажающие в своем сознании картину мира, даже если и считают себя творцами и богами, не являются ими по существу. Они «яко бози», то есть боги понарошку. Например, некоторые люди считают, что способны использовать в обрядах Божественную силу для достижения собственных целей. Но в итоге они связывались с миром падших духов, который, видев их отпавшими от покрова защищающей Божественной благодати, находил к ним доступ, влагал в них свою черную силу, разрушающую изнутри. Люди полагали, что приобщены к силе божественной. Дьявол некоторое время даже делал вид, что выполняет их требования и приказы, чтобы убедить их в якобы всесильности, но потом показывал свое истинное лицо и уничтожал их.

О катастрофе, происшедшей в ангельском мире пишет сщмч. Александр (Миропольский) в своей книге «Любовь – сущность Христианства». Денница был высшим из сотворенных ангелов и был посредником между Господом и другими ангелами. От всех он был почитаем за свои уникальные дарования и на определенном этапе заразился гордостью.

И. Ц. Миронович в лекциях по Священной Библейской истории показывает, что мысли, транслируемые Священным Писанием применимы к реальной жизни. В лекциях упоминается произведение Джона Мильтона «Потерянный и возвращенный Рай». Это повествование, как сатана решил отомстить Богу. Миронович подчеркивает, что это художественное произведение. Отпавшие от ангельского мира духи держали совет на тему мести Богу. Сатана поделился своим планом. Когда эти духи еще были ангелами, то слышали о человеке, решили найти и искусить его. Оторванность от ангельского мира привела к их искажению, деформации. Эта мысль становится понятной, стоит посмотреть вокруг. Люди, выросшие в благочестии, попадая в среду, практикующую преступления, если сами заражаются страстями, то со временем начинают деформироваться. На эту тему есть притча (или это история реальна). Художник желал на холсте изобразить Тайную вечерю. Нашел человека, кто позировал бы Христа. Картина была почти готова, но никак не удавалось найти человека, кто бы позировал для написания образа Иуды. Однажды художник встретил нищего, на лице которого лежала печать искажения. Как выяснилось, этот же человек позировал для образа Христа. Так во время последующей жизни человек изменился.

Мы имеем свидетельства о существовании падших духов и в современной психиатрии. Например, синдром множественных личностей. Он до сих пор так и не объяснен. В частности в книге проф. Ц.П. Короленко и академика Н.В. Димитриевой «Homo Postmodernicus. Психологические и психические нарушения в постмодернистском мире» в главе о синдроме дефицита внимания приводится взгляд на происхождение этого феномена. В книге приводится идея (есть и иные точки зрения.), что в сознание человека притекает такое множество мыслей, сознание хаотизируется, и среди этого вороха человек не может найти собственное (его) сознание. Опубликованы данные, что пятеро пациентов перед приступом боковым зрением наблюдали приближающуюся черную шарообразную массу. Авторы приводят ироничное замечание, что пациенты объяснили это феномен в русле архаического учения о домовых. Но эта заметка все же не дает адекватного объяснения происшедшему с точки зрения психиатрии.

В книге «Великая стража» в главе «Собственноручные келейные записки» приводится история помещика, прибывшего на гору Афон. Он двигался в русле популярных тогда идей (как можно понять, эзотерических), признавал некоторые духовные реалии, но в целом его мышление было далеким от православного понимания мира. Помещик смеялся над утверждением о существовании падших духов. На это духовник Иероним (Соломенцев) и наместник Пантелеймонова монастыря архимандрит Макарий заметили, что неверующие в бытие падших духов не могут от них и защититься (см. выдержку в приложении).

Однажды помещику было некое откровение – ему пришла на ум информация, что в таком-то городе разрушился дом. Он записал время и дату видения, а потом узнал, что действительно дом в данное время в этом городе был разрушен. Замечания, что демон дал ему эту информацию, помещик не принял. Дан совет, следовать внушениям совести, и в следующий раз при посещении подобных нелепых мыслей, сказать им (мыслям) – именем духовных моих отцов заклинаю сказать кто ты. У помещика было мнение, что с совестью легко договориться. И вдруг совесть сказала ему идти в храм. Он попытался сопротивляться, но испытал ощущение упадка и пошел. Через совесть помещик стал двигаться к конструктивным моментам. Во время же Богослужения ему стали приходить нелепые мысли – из храма выйти. Тогда он последовал совету и именем своих духовников спросил – кто он? В ответ услышал – демон. Гомон голосов решили больше не таиться, раз уж они раскрыты и стали поносить его. Нечто подобное может происходить с людьми, которые теряют свой разум. Они не могу избавиться от голосов.

Конечно, мы подобным образом поступать не можем, у нас нет контакта с отцами такого масштаба. Преподобный Паисий Святогорец говорил, что человек, не имеющий духовной силы, будет осмеян при попытке повелевать падшим духом.

Подытоживая можно прийти к первой промежуточной мысли – Мир падших духов существует. Об этом говорит Священное Писание, спаянное в некую единую историческую общность. Ту общность, погружаясь в которую мы и в своей душе получаем подтверждение, что мы имеем дело с Истиной. Сам Господь сказал «кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю» (Ин 7. 17). Некое неотразимое понимание рождается внутри самого человека, свидетельствующее о том, что Священное Писание – Истина. Вся эта общность утверждает, что мир падших духов есть. С другой стороны лежит утверждение, что разделение на Бога и дьявола – ошибка ума. То есть мы имеем дело просто со словами, которые ничем не подкреплены, кроме как чередой размышлений самого автора.

Если мы встаем на позицию Священного Писания, то становится понятным многое и о психических феноменах. Синдром множественных личностей был зафиксирован светскими психиатрами, судебно-медицинской экспертизой в деле Билли Миллигана. В нем выявлено более двух десятков личностей, которые спорили за право обладания его сознанием и даже оттесняли от управления телом те субличности, которые ввергали Билли Милигана в рискованные проекты, грозившие смертью. Билли Миллигана оправдали в изнасиловании, которое он совершил на том основании, что насиловал женщину не он, а в момент преступления его сознание было замещено субличностью активной лесбиянки. Сказано, что в детстве он был насилуем своим отцом. Через гомосексуальный акт человек заражается, становится открытым для воздействия падших духов. Инициация на высокие уровни масонства так же сопровождается гомосексуальным актом. Человек поступает вопреки тем законам, которые Творец положил в основание мира и, соответственно, выходит из-под покрова Божественной Благодати и становится открытым для воздействия падших духов.

Эти все аналогии – иллюстрация, что Священное Писание, дает нам основу, базис для построения картины мира и объяснения единичных фактов. Истину можно узнать следующим образом – Истина помогает объяснить отдельные факты, а отдельный факт углубляет наше понимание всей картины в целом.

Некоторые мыслители буддийского плана считают, что есть Единое, а разделение на Бога и дьявола – мол, неверно. Если идти по пути дальнейшего объединения понятий (как предлагает эти мыслители), то нет различий между Богом и сатаной, различия существую только в голове.

Можно высказать несколько соображений. Люди следуют различиям, даже те, кто утверждает, что их нет. Приведу один пример. Между двумя людьми (верующим и неверующим) как-то возникла дискуссия на тему поста. Неверующий человек (военный инженер) утверждал, что молекулы в постной пище и в непостной одни и те же, поэтому в посте смысла нет. Он был достаточно тонким ценителем хорошей еды. И как его «гурманская» позиция вяжется с утверждением, что все молекулы одинаковы в любом роде пищи? Но так как его поведение показывает иное, то становится понятным, что его действия суть одно, а декламируемая парадигма суть другое – просто слова.

В завершении стоит сказать о втором вопросе – сколь можно считать единым действие Бога и действие сатаны? Духовные авторы различают волю Божию и попущение Божие. В Священном Писании есть слова «Бог хощет всем спастися и в разум истины прийти» (1 Тим 2. 4). В Ветхом Завете устами пророка Иезекииля Господь говорит, что не хочет смерти грешника, но чтобы грешник обратился и жив был. Если же человек совершает поступки, выводящие его за круг законов, которые Творец положил в основание мира, то вступает в разрыв с благой волей Творца. Такой человек сталкивается с последствием своего выбора. Господь попускает произойти тому, чего человек активно ищет. Возможно, некоторое время Господь отворачивает (как в книге «Несвятые Святые» писал архимандрит Тихон (Шевкунов), ныне митрополит) человека от избранного им злого пути, но если человек хочет им следовать, Господь дает этому совершиться. Сталкиваясь с последствиями собственного выбора, человек может, в том числе, погибнуть или стать одержимым. Это происходит не по воле Божией, но по попущению Божию. Господь не является Творцом зла. Господь попускает злу быть, потому что зло является следствием выбора человека.

Миронович говорил, что вопрос о происхождении зла – тот вопрос (19 лекция), перед которым нужно остановиться, чтобы не запутаться. У человека должно быть откровение Божие. Этот ответ внутри себя мы получаем по мере нашего углубление в Священное Писание, очищения, углубления в молитву, то есть со временем. Прп. Иоанн Лествичник говорил, как небезопасно плавать в воде, так и небезопасно страстному богословствовать («Небезопасно плавать в одежде; небезопасно и касаться богословия тому, кто имеет какую-нибудь страсть»). Человек, зараженный страстями, находится под воздействием страстных доминант (доминанта – состояние нервной системы). На его сознание действуют зависть, ярость, гнев, чревоугодие, ненависть. Такой человек в Священном Писании или даже любой гражданской истории видит столкновение тех доминант, которые носит в себе. Ухтомский назвал этот феномен абстракцией. Человек обращает внимание на те группы фактов, которые для него биологически интересны, не замечая других. Он может создавать свою теорию по образцу, по бредовому трафарету. Как выстраивается параноидальный бред, так же человек начинает создавать свою версию и свое понимание Священной Истрии далеко от тех мыслей, которые Священное Писание пытается донести до человека.

О том, как состояние нервной системы может влияет на понимание человеком вероучительных текстов см.:
О вере (часть 1). Откуда берется религиозный экстремизм: О чем спросил мусульманин, посетивший Соловки?
О вере (часть 2).Чем отличаются православие и католицизм [и протестантизм]: О чем спросили француженки, посетившие Соловки?

Чтобы помочь в размышлениях на эту тему, можно посоветовать к изучению произведение Игнатия Брянчанинова «Судьбы Божие» (том первый «Аскетические Опыты»). Он пишет, что падшие духи нацелены на зло, но по промыслу Божию так устроены, что даже совершая зло, тем самым совершают некое благо. В качестве примера могу привести истории наших паломников. Один человек употреблял наркотики и дошел «до ручки». Обилие зла, к которому он пришел, подвело к пониманию, что смерть не за горами. Желание жить вынуждает перестраиваться на другие жизненные позиции. Некоторых наркоманов пугает страх безумия, но не страх разрушения организма. Такой человек пытается переменить свой образ жизни в поисках пути к исцелению. Многие люди, столкнувшись с катастрофой, решаются начать менять неправедный образ жизни. Жестокие люди часто становятся сострадательными, серьезно заболев или утратив что-то ценное для себя.

Действительно, кому-то попущено столкнуться с нищетой, но может быть твоя задача помочь этому человеку. Когда нет разделения на добро и зло, то видя человека в болезни и нищете, люди могут отказать в помощи (исходя из мысли, что человек отрабатывает свою карму). Например, в Евангелие от Матфея (Мф 25. 35-40) мы читаем «Я хотел пить, и вы напоили Меня; Я был странником, и вы приютили Меня. Я был наг, и вы одели Меня; Я был болен, и вы ухаживали за Мной; Я был в темнице, и вы пришли навестить Меня». То есть человек, попавший в темницу, возможно, пережил попущение Божие. Но это не значит, что мы должны быть глухи к его просьбам. Через сострадание, добрые дела во имя Христово, мы сами приближаемся ко Христу. Человек смягчается. Может быть, у него появляются и мысли добрые, желание что-то в своей жизни изменить. Возможно, он и не видел в своей жизни добра, а только хамство, воровство, унижение, преступление. Вид искреннего и бескорыстного человека, желающего помочь, меняет восприятие.

Второй момент. Воля Божия была, чтобы Иисусу Христу пострадать. Об этом сказано в пророческих книгах, но как Господь сказал – «Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф 18. 7). «Лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» (Мф 18. 6)

Так же было сказано об Иуде предателе, что должно Иисусу Христу быть преданным, но «впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться» (Мф 26. 24). Примечательно, что в богослужебных песнопениях Церкви Иуда Искариот описан не как исполнитель воли Божией, но как раб и льстец.

Подробнее на эту тему можно посмотреть вторую часть статьи «Мировоззренческий сдвиг – детонатор наркотического “бума” и распада общества» (в частности, главу «Оправдывает ли наркоторговца ссылка на то, что желающие найти наркотик все равно его найдут?». Этот текст разбирает некоторые аспекты наркомании. Иногда люди, торгующие наркотиками, считают, что ничего плохого не делают, а если дают чистый наркотик, то и вовсе совершают благо, уберегая людей от страданий.

Образ Иуды приведен в качестве примера – стоило ли предавать Христа на том основании, что по пророческим книгам Он должен быть предан. В частности в книге Леонида Андреева приведена версия, меняющая вектор проблемы. Иуда представлен не предателем, а самым преданным учеником. Во имя того, чтобы дело Учителя продолжалось, Иуда предает Его. Такая версия чужда мировоззрению Православной Церкви. Нельзя забывать, Леонид Андреев писал это произведение в годы, когда предательство расценивалось, как героизм, а Павлик Морозов, предавший своего отца, возведен на пьедестал почета. Можно предположить, что автор в библейских образах пытался отразить своих современников. Многие люди, отправляя других на плаху (метафорическое выражение, по сути это концлагеря) считали, что совершают правое дело. Невинные люди гибли. Это объяснялось, как необходимая жертва для строительства светлого будущего для всех. Образом Иуды и этими размышлениями можно подвести итог второй мысли – есть различие между волей Божией и действием сатаны. Тот, кто приплюсовывает свою активность действиям сатаны, тот действует не в русле Божием.

В завершении приведу мыслью, озвученную в ответе на вопрос человека, сравнивающего буддизм с христианством (ответ «Буддизм. Можно ли утверждать, что буддизм – это специфично понятное христианство?»; публикация – февраль 2022 г.). Если какие-то процессы мироздания разделены, но человек хочет считать их едиными, то подобное восприятие будет достигнуто путем реформирования мышления, его искажения. Однажды сломав в себе способность увидеть объективно существующие различия, человек и далее существует с этой поломкой.

Чтобы отрицать бытие падших духов нужно каким-то образом истолковать или перетолковать огромное количество упоминаний о них в Священном Писании, психологических феноменов, историй человеческих. Хотя бы взять и переписать книгу игумена N (под этим псевдонимом пишет схиигумен Гавриил (Виноградов-Лакербая)) «Тайна экстрасенсорики и паранормальных явлений». В этой книге во всей очевидности показано, что падшие духи являются не метафорой, изображающей низкие вибрации человека, а конкретными личностями и существами. Отказываясь их воспринимать таким образом, человек теряет способность различать и прочие явления этого мира.

В упомянутом ответе про буддизм и хритианство приведена мысль профессора Василюка, что психологическая защита достигается очень дорогой ценой. Человек, снимая некое напряжение психики, закрывая на что-то глаза, дальше идет по жизни с закрытыми глазами (мысль передана своими словами) со всеми вытекающими последствиями.

***

Приложение. Выдержка из раздела «Повесть о помещике» (См. «Собственноручные келейные записки» из книги «Великая стража»).

Помещик, приехавший на Афон «спросил у духовников: “Что теперь прикажете мне делать?” Духовники отвечали ему: “яВы, кажется, читали Лествичника, а потому можете вспомнить изречение его или совет всякому новоначальному. Он так говорит: “Хотя бы кто и всю премудрость мира имел, но, поступивши в монастырь, должен начинать с азбуки”. И Господь сказал: Аще не обратитеся и не будете яко дети, не внидете в Царствие Небесное” (Мф. 18, 3). Тут он торопливо спросил: “Да от чего мне обращаться и куда?” Духовники, усмехнувшись, ответили ему так: “Как от чего вам обращаться? Да у вас в уме целый хаос задушевных ваших дум, и мыслей, и многообразных познаний добрых, а еще более злых. Этот хаос господствует в душе вашей и не допускает воспринимать ей свыше духовные впечатления и благочестивые чувства. Если вы от него не обратитесь к детской благодатной простоте, то и не внидете в Царствие Небесное. Поэтому с этого времени вам нужно всякое наше слово принимать просто, верить ему без рассуждения, никак не рассуждать по-своему, хотя оно казалось бы вам и неправильным, ибо без исполнения этого условия вы не получите желаемого. Предупреждаем вас: знайте и приготовьтесь отражать святою простотою всякое сомнение, внушаемое вам бесами”.

Тут он так и ахнул: “Ах, батюшки мои, пожалуйста, вы не говорите мне никогда о диаволе и бесах, потому что я не признаю бытие их”. При этих словах его и духовники не вытерпели, засмеялись, говоря: “Да это им на пользу! Тем они удобнее могут всегда владеть вами”. Но он опять начал спорить и говорить: “Да какие тут бесы? Как я сам в сердце моем размышляю, что только хочу, так для чего тут требуются какие-то бесы? Нет, я никогда этому не поверю, да и во всей моей жизни я не видал и даже не заметил ни одного беса”. “А если бес заговорит с вами в мыслях ваших во втором лице, тогда что вы на это скажете?” – спросили его духовники. “Как, разве это может быть?” – отвечал он. “То-то, что может быть. Он по допущению и явно показывается”, – сказали ему духовники. “Ну, тогда поневоле поверишь”, – ответил он».