-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
Автор: | Иеромонах Соловецкого монастыря |
Дата: | 27.08.2014. |
Самое лучшее поучение, которое мне доводилось читать о воспитании, принадлежит старцу Порфирию Кавсокаливиту. Это поучение находится в книге, посвященной старцу Порфирию. Она называется «Житие и слова». В базе знаний иеромонаха Соловецкого монастыря поучение находится в папке «Воспитание». К нему можно добавить следующее.
Родители сами должны стремиться к тому, чтобы жить правильно. Если не будут стремиться жить правильно, то они почувствуют ту грань, за которую нельзя переходить в воспитании.
В процессе воспитания, бывает, возникают сложные моменты, например, дети интересуются, откуда вообще происходят дети. Не знаю, насколько уместно говорить про аиста, рано или поздно дети узнают, что это не так. Но с другой стороны рассказывать все, как есть, тоже не совсем уместно, потому что соприкосновение с развратом уничтожает чистоту детства. Выход из таких детских вопросов может быть такой.
Он рассматривается в творениях древних авторов. Если читать книги древних христианских писателей, то можно удивиться тому, как они излагают свою мысль. Она очень лаконична. И даже когда древние авторы описывают некоторые ссоры, конфликты, процесс пытки, когда они упоминали о каком-то разврате, они как-то «округляли» слова. Даже описывая какой-то негатив, они подбирали слова очень благообразные и благозвучные. К тому же на негативе акцента не делалось, а акцент делался всегда на добре. А проблема хотя и упоминалась, но у читателя не возникало ощущения соприкосновения с грязью. Может быть современным родителям выходить из трудных детских вопросов следует приблизительно в таком ключе.
На вопросы детей нельзя лениться отвечать. Ведь к тем родителям, которые начинают лениться в ответах, дети перестают обращаться.
Один мужчина рассказывал, что однажды он обратился к своим родителям с вопросом о том, что значит такое-то слово. Родители сказали: «Посмотри в энциклопедии». Мужчина сказал, что когда он был мальчиком, мальчик еще раз спросил уже другое слово. И ему ответили также. Со временем мальчик утвердился в мысли, что никакого ответа от родителей, кроме ответа «посмотри в энциклопедию» он не получит. И он перестал советоваться. Возможно, родители хотели приучить мальчика к самостоятельному мышлению. Но приучать к самостоятельному мышлению нужно по-другому.
Следует вкратце объяснить человеку суть дела и указать ему на источник, с которым можно ознакомиться для того, чтобы глубже изучить вопрос. Здесь можно рассказать об одном священнике. Он попал в монастырь, в котором немногие братья интересовались познанием. Хотя библиотека и была, но она была скудновата. И этот священник взялся за повышение уровня образования братии. Он делал это без чтения морали, а делал это ежедневным трудом. Это был жертвенный подвиг. Ведь у священника было очень мало времени. Он исполнял многочисленные обязанности в монастыре. Поначалу было кому-то непонятно его поведение.
К нему, например, приходил какой-то брат и задавал волнующий его вопрос. Кому-то этот вопрос показался бы ничтожным, только не священнику, о котором шла речь. Он внимательно выслушивал вопрос, подробно отвечал на него. Если возникала необходимость, то спускался вместе с пришедшим человеком в библиотеку и искал нужную книгу. Не найдя ее, вызывал библиотекаря и интересовался, где находится нужная книга. В случае необходимости он после беседы с братом заказывал необходимые книги, которые и советовал прочитать брату. Иногда, отвечая на вопрос, он советовал обращавшемуся к нему человеку познакомиться с каким-нибудь источником, иногда довольно объемным. Так методично, день за днем, месяц за месяцем, год за годом он приучал людей к самостоятельному мышлению.
Он советовал читать монографии и даже такие, казалось бы не совсем интересные книги, в которых содержались одни только документы. За несколько лет таким методичным ежедневным трудом он воспитал несколько братьев, которые достигли такого уровня, что смогли ему помогать в некоторых важных вопросах. Наверно, как-то так нужно обращаться и с детьми.
Нужно вкратце ответить на вопрос, и если требуется, то посоветовать прочитать источник. Но главное – нужно быть готовым ответить на вопросы по этому источнику. Эти вопросы могут быть не совсем серьезными. И это понятно. Ведь прежде, чем человек начнет задавать вопросы серьезные, сформулированные самостоятельным мышлением, он будет задавать сотни вопросов несерьезных. И требуется терпение, чтобы обсудить с человеком ту книгу, которую он прочитал по вашему совету. Каждый неотвеченный вопрос может стать последним.
Обращающемуся человеку и так неловко, что он занимает чье-то время своими несерьезными вопросами. И если не ответить человеку хотя бы на один вопрос, то человек лишается базы для того, чтобы продолжать познание. Не поняв чего-либо в самом начале книги, человек может оставить ее чтение.
Каждая пройденная ступенька в познании является основанием для следующего шага. Поэтому если вы не знаете, что ответить детям, нужно постараться где-нибудь почитать какую-нибудь информацию, чтобы у вас был хоть какой-то ответ. Спросите, поинтересуйтесь, в крайнем случае, дайте ссылку на источник. Если вы не будете отмахиваться от детских вопросов, то дети будут вам доверять и тогда, когда вырастут.
Когда дети вырастают, то они входят в полосу, когда кажутся себе уже взрослыми. Но взрослыми, в самом деле, еще не являются. В этот период они могут «наломать много дров». Если они будут доверять своим родителям, то они расскажут о своих проблемах и родители смогут вовремя вмешаться в ситуацию и исправить ее. Если же дети не будут доверять своим родителям, то свои проблемы они будут пытаться решить самостоятельно. Часто это проблемы слишком серьезны для того, чтобы их мог решить человек, не имеющий жизненного опыта. Здесь дети могут вступить в конфликт с законом или связаться с криминальным миром.
Отец одного юноши всегда старался относиться спокойно к проблемам своего сына. Его сын, бывало, попадал в какие-то истории, но отец никогда не кричал и не переживал излишне по поводу этих историй. Всегда выслушивал своего сына спокойно и говорил: «Ну хорошо, будем как-то пытаться решить этот вопрос». И сын никогда не боялся подойти к своему отцу с проблемой. С детьми следует говорить серьезно.
Валериан Кречетов говорил, что с детьми хорошо разговаривать вечером. Тогда они лучше все усваивают. Он привел такой случай из своей жизни. Один из его сыновей захотел иметь дома слона. И отец Валериан не стал ему объяснять, что такое желание неосуществимо. Он поступил мудро. Он сказал, что слон очень много кушает, и поэтому маленькому сыну надо учиться ухаживать за слоном. Отец Валериан предложил сыну помыть посуду для начала. Маленький мальчик, помыв посуду, сказал, что больше не хочет слона.
Даже если дети маленькие, с ними нужно говорить серьезно. Серьезно не в смысле того, что нужно употреблять какие-то интеллектуальные слова. Язык должен быть простым и понятным. Серьезный разговор означает то, что с детьми не надо сюсюкаться. Если вопрос идет о серьезных вещах, то не надо сводить их на уровень несерьезной сказки. Дети умнее, чем мы думаем. И со временем то, что родители с любовью вкладывают в детей, всплывает.
Одна женщина рассказывала, что ее дочка тяжело воспринимала обращенную к ней речь. Мама пыталась научить дочку тому, как вести хозяйство. Дочка часто не хотела ничего слушать, то ли в силу возраста, то ли в силу каких-то других причин она многое воспринимала в штыки.
Она подросла, успокоилась, вышла замуж, и когда мама приехала в дом, в котором жила дочка с мужем, то она удивилась. Хотя дочка только что вышла замуж, она уже вела себя как настоящая хозяйка. Готовила, приводила дом в порядок, принимала гостей. И мама увидела в ее поведении свою руку. То, что она пыталась вложить в свою дочь, со временем проросло. Хотя внешне казалось, что дочка не желала принимать наставления своей мамы. Святитель Феофан Затворник говорил, что посеянное с любовью принесет свои плоды.
**
В общении с детьми, особенно с трудными, важно помнить, что общаться нужно как бы на равных. Конечно, речь идет не о панибратстве и всегда нужно соблюдать дистанцию. На равных общаться означает, что вы относитесь к стоящему перед вами человеку как к личности и верите в возможность ее возрождения.
Несмотря на то, что ему немного лет, обращайтесь к нему с уважением и как к личности, а не как к маленькому несмышленошу. Протоиерей Валериан Кречетов говорил, что с детьми нужно говорить серьезно. У него есть очень ценные мысли о воспитании детей.
Необходимость уважения очень важна в обращении с трудными подростками. Если они видят, что вы их уважаете, что относитесь к ним как к личностям, то они доверяют вам в ответ, слушают вас и делают то, что вы скажете. Но если вы начинаете превозноситься над ними «вот вы, мол, глупые, а я - умный», то они перестанут вас слушать, могут начать разговаривать, когда вы к ним обращаетесь, а могут просто вас, выражаясь народным языком, «послать». То есть всегда, даже с трудными подростками, нужно общаться как с людьми. Тогда они вас услышат.