Видения. Видения. Почему про виде`ния одних людей говорят, как о благодатных, а о виде`ниях других говорят как о ложных?
Назад к списку вопросов
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  13.01.2022.



Сначала опыт, затем – рецепция. Если видение от Бога, то будут и плоды духовные: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. Такое явление несет в себе признаки достоверности, осмысленности. Видения же от врага привносят напыщенность, тщеславие, хаос и повреждения. Нам же полезно вовсе видений не принимать, не опасаясь оскорбить отказом Бога.

Ты пишешь, что святым являлся Господь и Святая Троица и Церковь признавала эти видения благодатными. Некоторых же людей, к кому приходили подобные видения, считали еретиками и бесноватыми. Спрашиваешь, как понять, что слышишь и чувствуешь от Бога?

В начале ответа сделаю заметку. Сначала происходит опыт и лишь потом – его рецепция. Надо понимать, что Церковь – не собрание старейшин, не голос авторитетного источника (или нескольких источников). Церковь – полнота верующих. Действительно, если кому-то было Видение, то потом полнота верующих смотрит, что стало с этим человеком, что произвело в нем это видение? И если оно раскрыло таланты, заложенные от Господа, привело к появлению новой Обители, то есть привело к массе конструктивных явлений, то они и являются свидетельством видения от Бога. Если же в последующие годы после видения в человеке наблюдается помрачение ума, развитие жестокости, сексуальных извращений, то очевидно, что увиденное им было не от Бога. В последствии частные опыты суммируются и становятся объемным учением, помогающим понять какие видения от Бога, а какие нет.

Здесь могу указать на очень интересные источники, в которых эта тема хорошо разобрана. Среди творений святителя Игнатия (Брянчанинова) есть несколько глав, в которых разобрана тема видений и различного рода духовных явлений. В книге «Аскетические опыты» том 1 во втором отделе главы «О молитве Иисусовой» приводится произведение под названием «О прелести». В ней святитель Игнатий разбирает причины вхождения в ложные состояния. В иной его книге «Приношение современному монашеству» есть главы «Об отшельнической жизни» и «О сновидениях», посвященные темам видений и ведения духовного порядка. Есть у него и отдельная работа «Слово о чувственном и о духовном видении духов».

В книге «Великая стража» есть две главы, которые являются сокровищницей. Это книга о русском Пантелеимонове монастыре на горе Афон. Главы «Рассказы о духовной жизни» и «Собственноручные келейные записки». Эти заметки составлены духовником монастыря схиигуменом Иеронимом (Соломенцевым), который на тот момент был самым рассудительным из всех отцов горы Афон. В своих заметках он описывал каким образом некоторые из насельников монастыря (среди описанных людей были монахи и схимонахи) повреждались умом. Повреждения иногда начиналось с принятия какого-то видения. Слова «принял видения» означают, что человек согласился, что видение было от Бога. В частности, это выражение можно проиллюстрировать опытом преподобного Силуана Афонского. С одной стороны он стяжал дары от Бога, с другой – ему дважды были видения даны не от Бога, а подстроены инфернальными силами, дабы сбить его с духовного пути. В первый раз ему был Свет и голос – Прими меня, это благодать. Он поддался, то есть признал себя достойным этого видения. Вышел из зоны смирения и стал уязвимым для воздействия, идущего от врага рода человеческого. Второй раз, во время молитвы в Храме он увидел, что купол растаял и небожители воспевают псалмы Давида. Он спрашивал об этом духовно опытных людей, но никто не мог ответить ему на вопрос. Но сам он ощущал, что тщеславие его борет. По всей видимости, он снова согласился, что видение было от Бога и стал открытым для инфернального воздействия. Демоны начали к нему приходить в келию живьем. По его словам, он стоял на дне ада многие годы. Примечательно, что видел он не чертиков, которые курили папироски и сквернословили. У людей есть такая наивная точка зрения, что видения от падших духов непременно должны быть страшным и уродливым, а от ангелов – красивым и возвышенным. Святой апостол Павел говорит, что сатана может принимать и вид ангела Света.

Прелесть – духовное состояние, которое формируется после принятия ложной мысли, как истинной. Прокомментирую. Об авве Данииле (Катунакском) рассказывают следующее. К нему обратился афонский монах, с которым начали происходить странные вещи. Однажды монах, читая поучения духовные, встретился со словами о Божественном трепете. По всей видимости он не имел в своем опыте понимания Божественного трепета и восприятие произошло на доступном ему уровне (такой подход является опасным; Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил, что человек, не имеющий опыта, слова святых отцов о молитве может понять только исходя из своего «приземленного» взгляда). Враг рода человеческого заметив в нем готовность к искушению, произвел в нем дрожание. Монах и воспринял это дрожание за Божественный трепет. С тех пор, как он эту мысль принял, только он начинал молиться, его тело сотрясалось. Во время молитвы в Храме тряслась его стасидия (в греческих Храмах что-то подобное деревянной рамке, которая помогает человеку стоять во время молитвы, на нее можно опереться локтями и копчиком, так же можно откинуть сидение и присесть; стасидия облегчает многочасовое присутствие в храме за Богослужением) и соседние. Келейная молитва вызывала сотрясение не только его келии, но и соседних. Монах не заподозрил ничего дурного, ведь в это время читал Иисусову молитву. Он написал авве Даниилу (Катунакскому) и тот дал ему совет – не принимать помыслов. Как только этот насельник пересмотрел свою точку зрения и отказался от принятия помысла о связи дрожи и Божественного трепета, это искушение от него отступило. Человек может психофизические состояния воспринять за благодатное переживание. Вследствие этого убеждения начинается деформация. Например, человек в результате концентрации внимания ощутил какое-то спокойствие и даже теплоту. Но эта теплота может иметь обыкновенное физиологическое обоснование.

Возвращаемся к книге «Великая стража». Можно привести несколько эпизодов и мыслей, которые дают понимание ответа на разбираемый нами вопрос. В частности, один насельник находился в состоянии прелести и утверждал, что ему являлись Христос и Божия Матерь. Отец Иероним захотел ему помочь. Но так как насельник был, по всей видимости, еще и одержим духом гордыни, то сказать ему напрямую о прелести было затруднительно. Отец Иероним пошел на такую уловку. Он пригласил его на разговор под предлогом поучиться у него молитве. Насельник рассказал, что Господь являет ему дарования и видения, в частности, Сам является. Отец Иероним упомянул о необходимости соблюдать осторожность. На что насельник попытался поставить духовника в неловкое положение. Он сказал, что и святым являлся Господь. По молитве отца Иеронима, Благодать освятила его ум и научила, что отвечать: если видения от Бога, то будут и плоды духовные (послания апостола Павла Галатам – Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5:22)). Духовник предложил рассмотреть плоды. Возьмем радость. Радости нет, ведь любая ветка над дорогой рождает помысел повеситься. Есть ли воздержание? Живя отшельником, монах пять дней постился, но приходя в монастырь, наедался до тошноты. Значит и воздержания нет. Однажды насельник проклял брата из-за некой суммы денег. Значит нет и любви. Потому и нельзя признать, что видения были от Бога. Насельник сам понял правоту старца, изменился в лице. Старец испугался, как бы он не покончил собой от отчаяния, стал утешать.

В другом рассказе тоже виден процесс захвата сознания. Под заголовком «О кончине схимонаха Клавдия» рассказывается о монахе, который однажды в Церкви услышал крик бесноватого. Он испугался и подумал, что если сейчас так испугался бесноватого, то как же будет чувствовать себя за гробом, когда встретится с демонами? Следом появился помысел, который стал говорить ему, что делать и как себя вести. Духовник предостерег проклинать – вдруг это от Бога, но и не принимать – вдруг это от дьявола. Некоторое время все шло благоприлично. Но однажды помысел призвал смотреть на доски пола, и они пришли в движение. В другой раз помысел заставил скакать посреди келии, напевая строчки из Пасхального канона «Богоотец убо Давид пред сенным ковчегом скакаше играя» (речь вот о чем: когда несли ковчег завета, то Давид, хотя был царем, шел не степенно и чинно, а приплясывая от великой радости и переизбытка чувств). Но когда отец Клавдий стал скакать по келии, то в него вкралось сомнение в правильности своих поступков. Так как он принял первое внушение, то искушение стало разворачиваться. Из иконы вышел некий образ, который он почитал Христом и причастил его. Совершая после причастия земной поклон явившемуся, схимонах Клавдий увидел козлиные ноги.

Эти заметки примечательны тем, что отец Иероним сопровождает описание своими комментариями. Показывает почему искушение нашло доступ к тому или иному насельнику. Так же от приводит видения и истинные. В частности, один из насельников рассказывал, что в юности работал у родственника в трактире. Пребывание в компании людей, распивающих спиртное, не могли сказаться благотворно на юношу. Он стал развращаться. Вдруг однажды над ним появилась звезда. Как это произошло мы понять не можем. В «присутствии» звезды юноше становилось очень некомфортно после выпивки. Постепенно звезда вела его и привела на Афон.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил, что видения от Бога зримы не чувственными очами, а неким иным органом зрения – духовным. Так же он отмечает, что видения от Бога давались по какому-то конкретному поводу и были связаны с важной для человека информации, способствующей его спасению (как в случае со звездой). Видения же от врага рода человеческого не несут в себе сверхважной информации, а после себя оставляют ощущения напыщенности, тщеславия и гордости. В одной из своих работ святитель Игнатий в подстраничной сноске привел два эпизода. Один комментирующий тему видения от Бога, второй – от врага. Он рассказывал, как Афанасий Великий, скрывающийся от преследования врагов Православия, говорил с двумя старцами. Они везли его на лодке. Один из старцев улыбнулся. Святитель принял эту улыбку на свой счет, подумал, что порицаем старцами за свое бегство. Другой же старец (они при этом не переговаривались) рассказал в чем дело – в этот момент в Персии был убит император Юлиан Отступник, поэтому Святителю Афанасию надо возвращаться обратно. Старцы уточнили в каком конкретном месте при возвращении его примут люди, пошедшие искать его, но уже не с целью ареста, а с желанием вернуть его на епископскую кафедру. В качестве примера видения не от Бога, святитель Игнатий привел одного человека, находящегося в больнице для умалишённых. Он обладал паранормальными способностями. Однажды пришли к нему люди за советом, чтобы спросить об участи своего родственника, сосланного в далекую часть Российской империи на заключение. Долго он не давал ответа, а затем спросил – а где ваш родственник? По имеющейся информации он находился в Томске. Суть ответа состояла в том, что до Томска быстро не сбегаешь. Он так же сказал, что у заключенного ноги в крови, что и подтвердилось через переписку – ноги были стерты кандалами.

Если подытожить ответ, то можно сказать, что необходимо учитывать все обстоятельства произошедшего – Кому было видение? Что человек вынес? Что изменилось в жизни после него? То, что от Бога, несет в себе некое свидетельство достоверности. У человека не возникает сомнения в истинности полученной информации. Оно ясно и определенно несет в себе дух смысленности. Явление от врага исполнено колебания, смятения, хаотичности, неустойчивости, ввергает человека в состояние нерешительности, подвешенности.

В своей работе «Слово о чувственном и духовном видении духов» святитель Игнатий (Брянчанинов) предупреждает, что Святые всегда воспринимали видения, как искушения. Святые не желали никаких видений, они им давались по Божественному промыслу. Тот, кто желает видений – рискует запутаться. Враг, заметив это желание, может начать давать свои картины, путая и сбивая человека с толку. Святые по Благодати Божией имели дар различения видений. У нас такого дара нет. Поэтому для нас безопасным принимается, когда мы вовсе отвергаем любые видения. Не надо бояться, что мы оскорбим Бога отказом. В отношении этой мысли святитель Игнатий (Брянчанинов) приводит следующий эпизод в работе об отшельнической жизни. Одному подвижнику, проходившему свой подвиг в уединении, явился Ангел и сказал, что подвижника сделают Епископом. Подвижник проявил бдительность и не стал доверять видению. Ангел похвалил его за это и повторил, что его сделают епископом. И во второй раз подвижник не принял видения и снова был за это похвален Ангелом. Так происходило трижды. Через некоторое время пришли люди, разобрали кладку входа в келию, где подвизался подвижник, вывели его и сделали епископом.

Исаак Сирин отмечает, что Божие приходит само собой, когда место будет чисто, а не скверно. Человек, очищающий себя от страстей, становится способным воспринимать божественное. Господь найдет возможность верному своему чаду сообщить ту или иную информацию. Как говорил прп. Авва Дорофей, если человек хочет исполнить волю Божию, то Господь через книгу или кого-то другого подскажет.

Здесь же можно помянуть о двух случаях, когда Святые обманывались. Тот же святитель Игнатий (Брянчанинов) писал, что однажды Исаакию затворнику Печерскому, находившемуся в затворе, явились демоны в виде ангелов и сказали ему поклониться самому главному. Но самый главный оказался не Христом, а демоном. Когда затворник, обманувшись, поклонился демону, он (в каком-то смысле) дал им право на себя. Они схватили его и стали с ним танцевать. Затанцевали его до такой степени, что тот впал в состоянии ступора. Несколько лет он лежал без движения и был расслаблен. Заново его учили ходить, говорить, кушать. Когда он уже начал ходить, его привели в трапезную и просто положили перед ним еду. Постепенно он начал кушать самостоятельно. Восстановив свои силы, он вновь предпринял подвиг безмолвия, но в уже более опытном состоянии. Благодатью Божиею он одержал победу.

Другой подвижник, прославленный в лике святых, святитель Никита Новгородский так же претерпел искушение от демонов. Он желал удалиться в затвор. Духовник же просил пока остаться в Обители и служить братии. Но Никита настоял на своем. Святитель Игнатий отмечает, что в затвор уходили те подвижники, которые уже были подготовлены долгим подвигом и приобрели способность отражать козни супротивной силы. Самое главное качество (Святитель об это пишет в другом месте) – смирение. Прежде чем приступать к углубленному подвигу молитвы, подвижнику необходимо приобрести смирение через послушание своему духовному руководителю. Тогда Божественная благодать хранит человека, приступившего к более углубленному деланию (в свою очередь вызывает противодействие со стороны падших духов). Однажды Никита услышал, как кто-то молится. Ему явился демон, представившись ангелом. Демон сказал ему, чтобы Никита отныне больше не молился, а только служил людям. Молиться за него будет ангел. Никита всегда видел в своей келии словно молящегося ангела. Будущий святитель Никита получил паранормальные способности. Приходившие к нему за советом люди получали ответ по поводу своих нужд. О нем разнеслась слава, как о святом человеке. Но отцы поняли, что Никита пребывает в состоянии прелести, потому что он никогда не приводил слова из Евангелия, а цитировал лишь Ветхий Завет, который словно бы знал наизусть. По молитвам отцов демон отступил. Повреждение Никиты выражалось в том, что он забыл, как читать и писать, он не помнил ни одной строчки Ветхого Завета, которые ранее цитировал наизусть. Святитель Никита извлек уроки из происшедшего, сделал надлежащие выводы и далее развивался в направлении, которое сделало его причастником божественной благодати.

При желании в перечисленных источниках можно найти массу точных, взвешенных мыслей, которые невероятно расширяют представления о предмете и дают понимание вопроса, заявленного в начале.