Эзотерика. Эзотерика. Про тексты на восточную тематику, наполненные специфическими терминами
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  02.02.2022.



Человек сенситивен, то есть способен формировать на себе оттиски информации, что поступает в него извне. Жизнь одна. Время скоротечно. Человек тратит это время на взаимодействие с ложной, манипулятивной информацией (с обилием специфических, нагруженных терминов). Способность к критическому мышлению падает, сознание трансформируется, а человек все менее и менее способен совершать осмысленные выборы.

Вы спрашиваете о различных текстах на тему религиозно-философских концепций Индии, изложенных с использованием большого количества специфических терминов (для примера далее приводится ссылка на один такой текст).

Сейчас нет нужды разбирать суть этих текстов. В данном ответе скорее предлагаю рассмотреть материалы, привлекшие Ваше внимание с позиции общих принципов отношения к информации. Так же призываю задуматься о том, как мы относимся к манипулятивной информации. Масса полезных данных содержится в книге специалиста по противодействию манипуляции сознанием профессора Сергея Георгиевича Кара-Мурза. Этот ответ не будет построен исключительно на этой книге.

Вы так же указывали на аюрведический текст с обилием терминов, отсылающий нас к некой специфической концепции, где в мистическом смысле рассмотрены такие вещества, как мышьяк и сера.

Приведу ряд соображений, изложенных в виде пунктов. Применимы ли они в Вашем случае, решать Вам.

Во-первых, необходимо понять цель сообщения, с которым мы имеем дело. Если цели нет (отсутствует конкретный смысл, призывающий к конкретной цели), это может быть тревожным сигналом. В частности, в фильме «Наваждение» о саентологии (секта) высказана следующая мысль – если спросить религиозного человека, он за пять минут объяснит главную концепцию того, во что он верит. Понятно, о нюансах можно говорить тысячелетиями. Но если человек не может объяснить суть спасения, его трудно назвать Христианином. Здесь мимоходом упомяну книгу патриарха Сергия (Страгородского) «Православное учение о Спасении». Он отмечает, что многие православные не могут объяснить суть спасения, но скорее вопрос стоит об уровне компетентности.

Сформулированная в нескольких словах, суть может выглядеть так – в течение земной жизни через исполнение Заповедей, через участие в Таинствах человек формирует в себе то внутреннее состояние, которое заберёт в жизнь вечную. Еще при жизни в человеке должно раскрыться «Царство Божие внутрь вас есть» (Лк 17. 21).

В фильме «Наваждение» отмечено, что представители саентологии не могут объяснить, сформулировать их цели. Причем не из-за своей некомпетентности, а в силу запутанности самого учения. Система и построена, как некая маркетинговая схема, погружаясь в которую, человек должен продвигаться от уровня к уровню, внося денежные взносы за каждый шаг продвижения.

Следующий подпункт – Время жизни нашей ограничено. Человек сенситивен, то есть способен формировать на себе оттиски информации, что поступает в него извне. Человек слабым «иммунитетом» к внешней информации постепенно переформатируется ею, что мы и видим на примере пользователей компьютеров, геймеров и проч.

Был даже такой эксперимент: одного убежденного коммуниста и одного убежденного нациста поместили в условия изоляции. Нацисту давали коммунистические газеты, а коммунисту – нацистские. Через некоторое время коммунист стал нацистом, а нацист – коммунистом. Конечно, у человека есть иммунитет, помогающий сопротивляться информации, но сейчас речь не об этом.

Как совместимы пункты ограниченности жизни и восприимчивости к информации? Перед Вами разворачивается учение, не имеющее конкретной цели, наполненное специфическими терминами. Чтобы разобраться в этом учении нужно длительное время, возможно годы. Отсутствует уверенность, что Вы движетесь в правильном ключе. Но оно (учение) уже начинает влиять на Вас. В частности, сектантские программы построены таким образом, что пока Вы движетесь в русле их изучения, они начинают реформировать мышление. Вы уже становитесь, в каком-то смысле, адептом. Человек надеется на момент встречи с «нечто», но он все оттягивается, а сам человек тем временем меняется.

Задача определенных групп и состоит в том, чтобы продержать человека какое-то время под воздействием информации, имеющей потенциал трансформировать его самого, трансформировать его сознание. Что-то подобное происходит во время удушающего приема. Человек защищается, но достаточно продержать его без возможности вдоха некоторое время, чтобы он сник. Здесь еще можно применить такую аналогию. Хакер вламывается в банковскую систему. Ему кажется, что он находится в сердцевине банковской системы, путешествует по ее директориям, пользуется центральным каталогом. На самом же деле ситуация может быть другой. Программисты банка создали значительное количество ложных карманов, попав в которые банковские операции провести невозможно. Пока взломщик по этим ответвлениям блуждает, его вычисляют и арестовывают.

Жизнь у нас одна. Годы идут. Человек это время тратит на взаимодействие с ложной информацией. Способность к критическому мышлению падает, сознание трансформируется, а человек все менее и менее способен совершать осмысленные выборы.

Конечно, и Православие нужно изучать годами, но оно понятно людям в своей сути с первых дней. Потом человек раскрывает все новые и новые грани, новые смыслы, иначе постигает молитву. Суть, ядро Христианства во всей своей очевидности открывается человеку с первых дней воцерковления.

Второй пункт – реформирование мышления. В сектах, в частности, достигается за счет специфических терминов. Об этом много рассказывал специалист по психологии экстремальных состояний Прокопишин (в соавторстве делал экспертные заключения по сектам). Одна из ведущих мыслей в его выступлениях – через использование специфической терминологии достигается реформирование мышления. Вот как, например, это происходит в программе анонимных алкоголиков. Человеку на первых занятиях кто-то представляется, как «непьющий алкоголик». Сама эта фраза «непьющий алкоголик» рассматривается, как некий специфический неологизм, используемый в данной организации. Но этот неологизм ломает нашу привычную систему восприятия. Чтобы принять это выражение, как устойчивое, нам необходимо изменить свое восприятие, но меняя его, мы становимся восприимчивы к дальнейшему погружению в модели 12-шаговой программы и невосприимчивы к критике извне, то есть становимся глухи к аргументам, показывающим несостоятельность данной программы.

Мы понимаем, что это выражение несет в себе противоречие. Если человек алкоголик, то он пьет. Если не пьет, то он не алкоголик. Когда мы поддаемся внушению извне, призывающему нас принять эту формулировку, наше сознание в каком-то смысле выворачивается наизнанку и этим «вывертом» мы уже не способны адекватно воспринимать окружающий мир. Задача манипулятора и состоит в том, чтобы сломать в человеке способность к логическому мышлению. Логика не в смысле оторванного от сердечного сопереживания сухого математического анализа, а в плане разумного восприятия мира. Мы знаем, что мир был создан для человека. Законы, лежащие в основе мира разумны. Постигая мир, человек постепенно восходит умом и к Тому, Кто создал мир с его законами. В книге Деяний Апостольских (17. 26-28) сказано «От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предпочтительные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога не ощутят ли Его и не найдут ли – хотя Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: «мы Его и род». К мысли о сломе способности воспринимать мир мы еще вернемся.

В сектах (в том числе восточной направленности) используются такой инструмент, как нагруженные термины. Человек погружается в их изучение, и они постепенно меняют его мировоззрение. В рамках этого ответа можно выдумать (в качестве примера) нагруженный термин – агрессия может быть названа достойным ответом. Через использование этого термина человек будет утрачивать понимание, что агрессивное поведение – это ошибочное действие. Например, в саентологии есть термин «подавляющая личность». Есть члену саентологической организации кто-то пытается раскрыть глаза на реальную картину происходящего (что тот находится в секте), такой человек объявляется подавляющей личностью и это вызывает к нему агрессивное отношение. Через использование этого термина достигается формирование неприязненного отношения ко всем (даже если это члены семьи), кто пытается адепту раскрыть глаза на подлинное положение дел.

Специалисты (речь идет о университетских преподавателях), изучающие восточную философию, в своем элитарном кругу считают зазорным, неправильным излагать восточные термины русским языком. Это спорная точка зрения, и в ученом сообществе могут быть ошибочные мнения.

Приведу мысль профессора Кара-Мурза – чтобы противодействовать манипуляции, нужно предлагаемую нам фразу пересказать на доступном языке с использованием простых и понятных образов. То есть необходимо спустить туманную фразу в область реальной жизни. Как пример, период перестройки. Если бы во время людям показали умирающих коров, разорившиеся хозяйства, закрывающиеся заводы и этими образами прокомментировали бодрые цифры, транслируемые с телеэкранов, у людей раскрылись бы глаза. За термином оптимизация часто скрывается закрытие больниц и школ, реальность разрухи. Если термин не переводится в область реальной жизни, возникает риск, что мы имеем дело с нагруженными терминами, задача которых реформировать мышление.

Так же использование сложной терминологии может служить «подушкой безопасности» для тех, кто ее применяет. Любая высказанная критика может быть отражена утверждением, что термин имеет другое значение. Всегда есть возможность ухода на заранее заготовленные позиции.

Пример использования нагруженных терминов показан в фильме протоиерея Александра Новопашина «Рядом с нами». Отмечу, что протоиерей Александр является экспертом в области сект. К его оценке обращаются представители МВД. В этом фильме продемонстрировано реформирование мышления на примере адептов террористической организации. Искренний человек, обладающий моральными качествами, хочет помогать людям, но попадает в группу, в которой говорят о вечности, о помощи в этом и другим. Потом выясняется, что переход в вечность – это самоподрыв в общественном месте. Погибают люди, но в рамках используемого нагруженного термина человек «помог» в уходе другим. В фильме было показано, что лидер группы хотел изнасиловать девушку. И свое насилие он прикрывал нагруженными терминами – речь идет не о принудительной физической близости, а об обмене энергиями.

Подытожу. В начале человек усваивает нагруженные термины изолированно и даже не понимает, что уже через некоторое время они (термины) в его сознании свяжутся в прочную сеть. Приведу пример. Одна девушка ездила на випассану, занималась медитацией. Во время шавасаны (поза трупа, которая является завершающей в занятиях) ей стал мерещиться конь. Здесь отмечу, что символом шавасаны является змей, лежащий на море молока. Адепты, медитативные практики считают, что во время шавасаны человек входит в глубины подсознания.

Уместно здесь так же вспомнить прп. Макария Великого, который говорил, что после грехопадения древняя злоба вошла в человека и находится при его душе, как вторая душа, под самым его умом. То есть, погружаясь в себя, человек встречается не со своим глубинным инстинктом (как ему кажется), а с той самой древней злобой, которая в человеке находится.

Подробнее см. в первой части текст «БРЕШЬ В СТЕНЕ». Отдельное название первой части – «Об уврачевании последствий эзотерического опыта и преодолении состояния повреждения сознания». 

Святые отцы говорят, что в результате таинства Крещения она изгоняется из человека и может воздействовать не изнутри, а лишь извне (в виде помыслов). Так вот девушке во время шавасаны стал мерещиться конь. Она спросила у организатора випассаны. Та ответила, что девушка в прошлой жизни была всадником, которая всех убивала и теперь ее карма быть бездетной. Действительно, детей у нее не было. Девушка попала в ловушку. Ей до випассаны давались некие убеждения к усвоению – представление о карме, которое не поддерживается Православием, о прошлых жизнях.

Мы знаем, что через обращение к Богу и реализацию Заповедей можем изменить последствия (даже неблагоприятные) нашей жизни, которые проявились через наследственность или наши греховные поступки. Как это произошло с жителями города Ниневии. Пророк Божий сказал, что город будет разрушен. Жители покаялись, изменили свой образ жизни, и город остался цел.

Девушка, воспринимая эти представления (карма и т.д.) не была в курсе, что однажды эти представления свяжутся в некую сесть, из которой не вырваться. Этот ответ ее сильно нагрузил психологически. Ее знакомый православный христианин сказал, что все здание, угнетающих ее представлений, держится на системе ложных утверждений. Если она сейчас отречется от веры в эту систему убеждений, то через секунду станет здоровым человеком, что она и сделала. Эти слова ее исцелили.

По-хорошему, если она была крещена до занятий випассаной, ей необходимо пройти Чин отречения (в рамках исповеди человек отрекается от представлений восточной философии). Если погружение было слишком глубоким и сопровождалось инициацией, то необходим Чин Присоединения (повторение Таинства Миропомазания). В результате глубокого погружения в эзотерическую практику человек может отпасть от Церкви. Об этих двух Чинах (присоединения и отречения) рассказывается в книге «Победить свое прошлое: Исповедь – начало новой жизни».

Следующим пунктом предлагаю вопрос о соотнесенности профессиональных знаний с религиозными убеждениями. Человек может быть отличным специалистом в медицине, приверженцем какой-то школы (не в виде здания, а в смысле преемственности опыта и знаний) и за счет достигнутой им определенной высоты у него может возникнуть некритичное мнение в собственному профессионализму в других областях. Специалист в вопросах питания, может считать, что так же хорошо разбирается и поэзии, и в религии, и во всем остальном.

С другой стороны, люди, вступающие в общение с таким «специалистом», могут совершить ошибку – полагая, что он проконсультирует не только по вопросу питания, но также поможет справиться и с их духовными запросами. К чему это? Девушка, попавшая в ловушку на випассане, проходила лечение у женщины, практикующей аюрведические подходы к питанию. Но ведь детальное изучение вопросов питания не делает человека компетентным в вопросах духовных. Питание – одно, религиозное воззрение – другое. Это необходимо учесть.

Выше речь шла о разрушении способности к логическому пониманию мира. Было отмечено, что мы еще вернемся к этой теме, вот мы и возвращаемся. Необходимо помнить, что лидеры сект связаны с инфернальным миром, то есть миром демоническим. Кто-то может не верить. Кто-то может смеяться. Смех не освобождает от столкновения с этим миром.

Сошлюсь на статью Елены Костюченко о психологических тренингах[1]. Это скептически настроенная к подобного рода мероприятиям журналистка. Она работала над созданием фильма, вскрывающим подоплеки методик выкачивания денег. Автор статьи шла на тренинг с целью снимать «компромат» (если так можно сказать). В первый день она «смеялась» над тем, что слышала. Много часов шла нудная лекция, примитивные схемы. Потом стал проходить ряд метаморфоз.

У нее начались неконтролируемые эмоциональные реакции. После четвертого тренинга коллега по редакции (врач, имеющий специализацию в психиатрии) спросил – не была ли она в секте? Ее просто не пустили на пятый тренинг и пригрозили обращением в полицию. Она прошла стационарное психиатрическое лечение, но полностью так и не восстановилась.

По статье незнакомому с процессом человеку не очень понятно, каким образом произошел захват ее сознания. Если лидер группы связан с инфернальным миром, действовать будут демонические силы, которые стоят за его спиной. Но чтобы воздействие было возможно необходимо сломать «иммунитет» у человека к этому воздействию, либо ввергнуть его в смертный грех (блуд, колдовство, что-то очень тяжелое). Тогда человек становится неспособным усваивать охраняющую его Божественную Благодать. Либо сломать его способность к разумному восприятию мира (как было сказано). Готовя человека к этому слому, его изматывают терминами, многочасовыми разговорами, суть которых он уловить не может. Понимание сути дискурса не дает сознанию утомиться. Человек не достаточно хорошо воспринимает происходящее и как раз здесь начинает разворачиваться воздействие, нацеленное в его сторону.

О том, как это может происходить в группах восточной ориентации, хорошо показано Андреем Колобовым (бывший кришнаит) на беседе «Мой путь к Богу» https://youtu.be/zKp2Qp8-93U. Беседы вел священник Георгий Максимов (на сайте «Православие» размещена расшифровка беседы[2]). Андрей Колобов стал ходить на лекции, которые устраивали кришнаиты. Звучали фразы, что такому-то ашраму более миллиону лет. Формат лекции не предусматривал запрос на подтверждение информации. Проверяя источники и ссылки, искомой информации не обнаруживалось. Речь шла об откровенном обмане.

Он говорил о сломе. Огромное количество информации, которую нет возможности усвоить и проверить. Что-то начинаешь принимать на веру. Ну «допустим» этому ашраму более миллиона лет. К этому добавляется второе «допустим», потом третье и четвертое… а потом «допустим» становится так много, что человек уже теряет нить размышления. Человек сосредотачивается не на том, чтобы усвоить массив информации, а концентрируется, чтобы просто не сойти с ума.

На востоке те или иные учения подаются носителю культуры в целостном варианте. Я, как православный священник, убежден, что эти учения ложны и не несут человеку полной картины мира. Согласитесь, сложно понять мир, будучи изначально убежденным, что мир не существует. Тем не менее, познание этих систем в общении с носителем культуры приобретает некую последовательность. Люди иных культур (из Европы или России) при изучении индуизма или буддизма берут отдельные элементы урывками, что-то дополняют исходя из своего мировоззрения. Необходимо учесть, что изначальная картина мира человека, выросшего в индуизме совершенно иная. Люди, стоящие на позиции христианской (даже если Христианство отрицают), изначально понимают, что мир разумен и создан благим (см. P.S.).

В заключении сошлюсь на «Восточный цикл», который проходил в Соловецком монастыре. В беседах 22.1 – 22.4 разбиралась тема буддизма, даже скорее мировоззрение «восточного человека» на столько, на сколько это может быть доступным. В беседах с 20.31 подводился итог теме современного человека, живущего в Европе или в России и обратившегося к восточному мировоззрению. Если есть желание – можете послушать (ссылки приводятся далее).

В качестве последнего предостережения предлагаю Вам задуматься над таким термином, как резонерство. В психиатрии называется состояние ума, при котором человек отвечает сложно, вычурно на очень простые вопросы. Резонерство часто заметно у людей интеллектуальных, продвинутых в техническом образовании, IT -сфере. Если они начали изучать индийскую философию, китайскую, то в результате трансформации сознания (в этом ответе она не была описана со всех сторон, только краешек захвачен), у них открывается резонерство.

На простые жизненные вопросы они выдают малопонятные ответы с обилием терминов, смысл которых (возможно) не понятен им самим. Поэтому, когда Вам попадаются на глаза тексты, в которых изначально цель и смысл не усматриваются, но обильно представлены термины, может быть (не утверждаю), этот текст был написан человеком в измененном состоянии сознания. Возможно, речь идет о человеке, сознание которого было трансформировано в результате практик, эзотерических инициаций. Вероятно, сам человек не совсем понимает того, о чем пишет. Этого не утверждаю, но такая возможность имеет место быть. Соответственно, контакт с таким человеком даже через продукты его творчества может и Вас подвести к подобному состоянию.

Статьи подобного рода (с использованием специфических терминов) могут писать люди, считающими себя сведущими в данном вопросе. Они пишут тексты, которые могут и не иметь никакой привязки к реальности. У них есть своя читающая аудитория, которая, встречая знакомые слова в тексте, считает, что и они «в теме». Но в таких текстах может и не быть изначально никакого смысла. Действительно, сложно искать смысл в текстах, которые пишут люди, утверждающие, что изначального смысла логоса в мире нет. Люди, воспитанные в других культурах, могут логос в текстах искать. Но как сказано в одном известном фильме – трудно искать в темной комнате черную кошку, особенно, если ее там нет.

P.S.Человек, живущий в Европе или России, часто и не в курсе того, что учение Индии предполагает совершенно другие жизненные предпосылки. Люди там воспринимают жизнь не так, как воспринимают живущие и воспитанные на территориях, где развита Христианская культура. Христианская культура с генами вошла в людей (даже тех, кто отрицает ее) – мир осмыслен, мир изначальной благ, но исказился в результате грехопадения, человек является личностью. В итоге – трагедия. Люди пытаются найти свое место в мире, найти себя, осознать себя – кто они и куда идут? Чтобы решить эти и другие вопросы (вопросы личностного характера) они обращаются к учениям Индии. Но эти учения, по мнению одного исследователя, отличаются друг от друга более, чем разнятся религии авраамического цикла (Христианство, Иудаизм и Ислам).

Если сказать в общих чертах, эти учения говорят – мира нет и человека нет. Человек осознает себя личностью только вследствие обмана его мировоззрения. Человек, пытаясь найти ответ на те самые личностные вопросы в русле религиозных концепций Индии, приходит к тому, что ни мира, ни его, как человека, нет. В глубине этих учений вовсе не предполагается ответ на поставленные вопросы. Имеется в виду тот ответ, который бы вписывался в мышление человека, воспитанного в парадигме христианского мира, даже при условии отвержения его.

Конечно, для кого-то это и есть ответ – тебя нет и мира нет. Можно привести слова одного психиатра, изучавшего эзотериков в Советском Союзе. Тоталитарный культ Советского Союза подавлял личность человека. Не столько цитирую, сколько даю общую канву рассуждений. Люди старались держаться (если не говорим о духовности и религии) за книги, стихи, отношения с близкими, за то, что было дорого. Кто-то ушел в эзотерику. Но пытаться остаться человеком в условиях жесткой тоталитарной системы, которая отрицает право личности на существование (выбор личности) и при этом придерживаться философии, определяющей и мир, и личность, как иллюзорные – вдвойне невыполнимая задача[3].

Беседы – «ВОСТОЧНЫЙ ЦИКЛ»

Беседы поддерживаются текстом:

«Цикл бесед “Восточный цикл” и входящие в цикл беседы про буддизм» 

22.1 БУДДИЗМ. Рассматривать тему применительно к жизни. Вопрос о страдании. Выход наверх или уход вниз: аудио; видео

22.2 БУДДИЗМ. Снижение порога сознания. Есть личность или ее нет. Стирание личности в техно-мифе: аудио; видео

22.3 БУДДИЗМ. Уловки сознания. Признаки манипуляции. Прорехи учения. Тибетская книга мертвых. Угасание: аудио; видео

22.4 БУДДИЗМ. Ответы на вопросы, резюме (пп. 01–03). Изменение состояния сознания. Бытие как сон – чтобы не бояться: аудио; видео

23а. Истории – выход в конструктив. Чины отречения. Злость. Реинкарнация. Астрология: аудио; видео

23б. Пересмотр мировоззрения. Последствия эзотерического опыта. Открытость для влияния. Йога: аудио; видео

23в. Реинкарнация или синдром множественных личностей. Восстановленные воспоминания: аудио; видео

[1] Елена Костюченко. «“Помню только, что я лежу на полу зала и плачу – и плачут рядом”. Как бизнес-тренинги превращают людей в сектантов».

[2] «Я надел на себя крест и почувствовал: я не могу без него». Беседа с Андреем Колобовым, бывшим кришнаитом. 

[3] «…жить в обществе, пытаясь разрушить обусловленность восприятия, – задача практически невыполнимая, а исполнить ее, находясь внутри общества тоталитарного – общества, не признающего право личности на индивидуальный жизненный стиль, было невозможно вдвойне» / «Психоделия в нашем отечестве» из книги А.Г. Данилина «LSD. Галлюциногены, психоделия и феномен зависимости». М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2001.