Помыслы. Помыслы. Пришедшей из эзотерики. Кажется, что – от Бога
Назад к списку вопросов
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  27.01.2022.



Необходимо различать ассоциации и реальность. Не стоит каждую ситуацию рассматривать, как знак. Тем более если эти сигналы не связаны с нашим внутренним миром и не поддерживаются совестью. Участие в Таинствах, чтение Святых отцов, молитвенное делание очистит ум от той системы заблуждений, в которой ты пребывала.

В своем сообщении ты описывала ряд ассоциаций, которые возникали при встрече с теми или иными людьми. Эти ассоциации смешиваются (если так можно сказать) с реальностью. Видя человека, напоминающего друга детства, приходят мысли, что знакомый таким образом напоминает о себе.

Мне кажется, такое смешение ассоциативного и реального возникло в следствии эзотерических практик. В практиках ты пыталась открыть голос некого разума, чтобы он транслировал через тебя свои идеи. Такой феномен можно обозначить разными терминами, суть одна и таже – контактерство, медиумизм.

Мы знаем, что в древнем мире были Пифии, которые в трансовом состоянии были используемы падшими духами для контакта с людьми. Они улавливали то, что падшие духи в них вкладывали и транслировали людям.

Во время Чина присоединения к Церкви, ты отрекалась от такого рода занятий. Но по всей видимости система заблуждений, в которой находилась, тобой не до конца была осознана. Теперь уже войдя под кровь Церкви, познакомившись с понятием Промыла Божия, понятием Иисусовой молитвы, прочитала в книгах и поняла, что Господь может вразумлять своих верных чад.

Ты интерпретировала новую информацию в русле той системы заблуждений, в которой вращалась. Навыки, которые были тобой использованы в эзотерическом направлении, сейчас активируются во время жизни в Православной церкви. Приходящие мысли воспринимаются, как исходящие от Бога.

Возможно, идея промысла Божия была тобой переработана в том ключе, что человек, напоминающий чертами лица знакомого, воспринимается тобой, как некий знак. Здесь надо быть очень и очень острожным.

Сошлюсь на ответ, подготовленный для одной девушки, вышедшей из эзотерического сообщества. Такие люди ощущают себя ведомыми.

 «Эзотерика. Все ли – во благо? Грань между понятием «ты – ведом» и понятием Промысла».

Тот демонический мир, для которого они открыты, по сути, активно транслирует в них какие-то идеи. Люди ощущают, как нечто толкает их на поступки. Когда же они приходят к Церкви, но критично свою жизнь прошлую не осмысляют, не отрекаются от заблуждений, в которых вращались, то идею Промысла Божия воспринимают сквозь русло идеи ведомости. Им кажется, что эти ситуации (когда что-то куда-то толкало) были вызваны Промыслом Божиим. Что Сам Господь вел от одной эзотерической практики к другой, чтобы что-то (как им кажется) сказать. Непонимание, что жили они по собственной воле, затягивает все глубже и глубже в трясину. Промысел Божий их вырвал с края пропасти.

Я советовал бы тебе почитать один раздел из книги «Великая стража» под названием «Собственноручные келейные записки». Эти заметки были составлены схиигуменом Иеронимом (Соломенцевым), самым рассудительным (на момент жизни) духовником святой горы Афон. В этих заметках он рассказывает примечательные факты из жизни аскетов, проходивших свой подвиг в монастыре. Так же он описывал некоторые случаи повреждения сознания. Схема была одна и та же. К людям приходила некая мысль. Они считали, что мысль исходит непосредственно от Бога и принимали ее. В итоге запутывались, помрачались умом и входили в состояние повреждения. В частности, был описан случай, когда один монах стал обличать прочих насельников монастыря за то, что те поклонялись идолам. Ему казалось, что братия поклоняется самовару, раз он стоит на столе. Насельник указал, что так ему сказала Божия Матерь. Ее голос монах слышал, исходящим от иконы. Тогда духовник предложил пойти в Храм всем вместе. Но в присутствии духовника голос не говорил. Так была раскрыта прелесть.

Укажу так же ответ «Видения». Он дан девушке, так же изучавшей различные религиозные системы, но сейчас приходящей к Церкви. В этом ответе разбирался вопрос: Почему, когда речь идет о Святых – им Господь открывал что-то и давал Видения, но если люди заявляют о духовном откровении, то Церковь это называет прелестью.

 «Видения. Почему про виде`ния одних людей говорят, как о благодатных, а о виде`ниях других говорят как о ложных?»

Не утверждаю, что ты находишься сейчас в состоянии сильного повреждения. Гораздо лучше стал выстраиваться мыслительный процесс, раньше ты больше утопала в мыслях.

Второй пункт, на который хотел бы обратить внимание – отличие ассоциаций от прямых фактов. Приведу пример. В цикле бесед «Зазеркалье», который проходил с паломниками в Соловецкой обители, в одной из бесед был приведен рассказ про паломницу. Она так же занималась эзотерикой, практиковала советы эзотерика Ошо. С ней начало происходить то, что происходит с тобой, только выражалось гораздо ярче и сильнее. Когда она выходила замуж, что-то в ее уме сказало, что один дьякон Соловецкого архипелага зовет ее к себе. Бросила мужа. Поехала на Соловки. Естественно, никакой дьякон ее не звал. Она запуталась в своих ассоциациях. Везде она видела знаки (луч, проходящий сквозь замочную скважину – призыв к дороге). Многие явления причудливым образом интерпретировала. Не знаю, как сложилась ее дальнейшая жизнь (со слов мужа, врачи давали неутешительные прогнозы). Она обращала внимание не на реальные факты, а на детали, призывающие к чему-то знаки. Своим мыслям она полностью доверяла. Был такой случай. Она хотела было поисповедоваться, но с Исповеди ушла. В качестве объяснения сказала, что по ее ощущениям священник на нее злился. У меня был под рукой телефон (так уж сложилось) священника, кто был на исповеди в этот день. Я объяснил ситуацию и попросил прокомментировать (был ли он зол на нее). Выяснилось, что у Батюшки слабое зрение и он с трудом различает лица. В это утро он чувствовал себя хорошо и ни на кого не злился. Те мысли, что пришли женщине не были объективны и обманули ее.

Тебе тоже надо учиться отсеивать встречные ассоциации. Ассоциации – поэтические образы, метафоры. Вот мы увидели заход солнца и вспомнили, что в детстве видели нечто похожее. Но увиденное не запустило машину времени, чтобы отнести нас в детство. Это логика стихов, логика сна и она отличается от логики реальной жизни. Когда приходят ассоциации – проводи различия, что сейчас пришли именно ассоциации, а не указания на причинно-следственные связи. Если кто-то напоминает друга детства, это не значит, что ты должна отработать на этом человеке программу, какую не отработала ранее. «Отработать программу» термин сам по себе спорный и заимствован из психологии, а может даже и из эзотерики.

Если есть желание, можешь почитать книгу Евгения Водолазкина «Лавр». Она обилует ассоциациями, но тем не менее прослеживается жизнь, сюжетная канва, которую можно от ассоциаций отделить. В этой книге хорошо показан пример того, как, не научившись чему-то в одном случае, мы осваиваем это с другим человеком. На первый взгляд описанная ситуация похожа на то, что называется «Отработать программу». Но дело в другом. В общении с человеком мы могли поступить против совести, разрушить свое устроение. Чтобы нас исцелить, что помочь нам исправить душевные навыки, искаженные через грех, Господь посылает нам похожую ситуацию, которой мы могли бы эти искаженные навыки выпрямить. Так герой книги решил принимать роды у своей возлюбленной. Он считал себя достаточно опытным врачом, чтобы справиться самостоятельно. Иустина умирает в родах. Ее смерть потрясла главного героя. Начинается долгий период скитаний. Он странствует, лечит людей, становится монахом, потом схимником. Однажды он узнает, что группа крестьян хочет убить одну девушку. Лишить жизни ее хотели вследствие суеверных убеждений. Эту девушку обвинили в сношении с дьяволом. Думали, что после ее смерти погода станет благоприятной для сельскохозяйственных работ. Главный герой, будучи уже схимником (монахом, принявшим схиму), решает пожертвовать своей репутацией и признает себя отцом ее будущего ребенка. Его почитали, как святого человека, а тут он признается в незаконной связи. Он становится презираем. Девушка живет рядом с ним и в положенный срок рожает. Стоит отметить – во время своих странствований герой страдает душой, что тогда не смог уберечь Иустину. И вот сейчас (если на книгу посмотреть, как на реальные события) Господь посылает возможность исправить то, что он сделал когда-то.

Каким же образом отличать ситуации по промыслу Божию, от наших ассоциаций? Это отдельный вопрос. На сайте Обители опубликован ответ про «знаки».

 «Знак. Есть ли смысл в том, что изменился маршрут».

Господь может подсказать через какие-то обстоятельства. Например, ситуация указывает на то, что нам надо уезжать. Но сигналы имеют смысл, если и совесть говорила об этом и люди подсказывали. Даже при свидетельстве собственной совести мы часто все равно не решаемся на поступок. Начинается война. Мы думаем, что может войска наш дом стороной обойдут, но тут происходит нечто, что уже заставляет наш уехать (пожар, к примеру). Поначалу это происшествие может быть воспринят, как горе. Но вот мы уезжаем. Населенный пункт стерт с лица земли ковровой бомбардировкой. Тогда мы понимаем, что таким образом Господь нас спас. Но события, которые никак не связны ни с нашим внутренним миром, не подтверждаются голосом совести или рядом других моментов, нельзя считать знаками, призывающими нас. Не стоит каждую ситуацию рассматривать, как знак. Иначе можно просто сойти с ума.

Я надеюсь, что в следствие духовной работы над собой, ты выправишь свое мышление, мировоззрение. Учения святых отцов, участие в Таинствах будут очищать твой ум. Когда ты молишься (если одна в помещении), то молись вслух. Люди, утопающие в мыслях, замечают, что во время молитвы про себя молитва перемешивается с ассоциациями, мыслями. Они находятся в потоке мышления, но этот поток не является молитвой. Наоборот, во время молитвы необходимо отставить свои мысли в сторону и сосредоточиться на словах молитвы, чтобы быть с Господом. Чтобы не погрузиться в поток мышления, тебе на данном этапе духовного развития лучше молиться вслух. Кстати, в общине старца Иосифа Исихаста люди молились именно вслух. Так Старец мог точно узнать, кто занят Иисусовой молитвой.

Как-то я спросил у очень опытного духовника – Что советовать людям, которые испытывают нападки навязчивых мыслей, подвержены таким состояниям сознания, вероятно, имеющих демонический источник? Он посоветовал практиковать Иисусову молитву. Сами принципы делания можно изучить по книжечке священника Антония (Голынского) «О молитве Иисусовой». Чтобы не повторяться, сошлюсь на текст «Внешняя жизнь и мир мыслей (часть 4.1)». В тексте есть раздел о молитве Иисусовой.

Внешняя жизнь и мир мыслей. Часть 4.1.

Так же я давал ответ одной монахине, ощущающей посторонние мысли и заключенному, спрашивающему об Иисусовой молитве (в этих двух ответах давал равноценную информацию, но в ответе заключенному чуть подробнее).

 «Помыслы. Монахине, ощущающей постороннее воздействие, идущее, как ей кажется, от других людей».

 «Молитва. Заключенному о книге «Добротолюбие» и о молитве Иисусовой». 

Были проведены беседы с паломниками Соловецкого монастыря о молитве Иисусовой. Ссылки указаны в статье «Внешняя жизнь и мир мыслей» часть 4.1.

Иисусова молитва привлекает Божественную благодать, а благодать (как можно заключить из наставлений прп. Исаака Сирина) дает человеку понимание внутренней жизни. Тебе будет понятно какие мысли являются твоими, а какие таковыми не являются и со вне пытаются внедриться в сознание. Появится возможность эти мысли до своего сознания не допускать, а отсекать их.