-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
Автор: | Иеромонах Соловецкого монастыря |
Дата: | 28.01.2022. |
Вера – это дар Божий. Человек, живущий по заповедям, исполняющий их в повседневной жизни, стяжевает благодать Божию. Период сомнений необходимо пройти. Молитвенное делание, чтение наследия Святых отцов и свидетельств Промысла Божия поможет на этом пути.
Ты ищешь подтверждения своей Веры. Иногда кажется, что Бога нет, а то, что ты в себе ощущаешь, как Веру – плод воображения. Бог – идеализированное «Я», с которым ты вступаешь в диалог. С другой стороны, приводишь слова Эрика Фрома, что любой серьезный разговор человека с самим собой (с его точки зрения) – разговор с Богом. В минуты, когда Вера колеблется, тебе тяжело. Ты слушаешь лекции, читаешь книги, ищешь подтверждения своей картины мира и успокаиваешься, но через некоторое время вновь приходят колебания.
Ты знаешь, такую школу нужно каждому человеку пройти. Пережить период колебаний, сомнений (в хорошем смысле этого слова). Вера такого человека становится очень крепкой. Она прошла испытание временем. Ведь мы ищем в этот момент и находим неоспоримые для себя свидетельства. Вот прошел этот период, а сам человек глубоко пустил корни. При Божией поддержке его уже не свернуть. Бывает, люди приходят к Вере вследствие того, что стали свидетелями некоего чудесного события. Со временем, как писал святитель Игнатий (Брянчанинов) впечатления сглаживаются, навыки страстные вновь берут верх, а сам человеком возвращается к прежней жизни.
Начну ответ с того, что поставлю под сомнение справедливость слов Эрика Фрома. Я не изучал его биографию, но попадались свидетельства, что он был буддистом. Для психологов, особенно с эзотерическим мышлением, характерна погруженность в собственную субъектность. Или они, погружаясь в субъектность отрицают саму субъектность. Это уже тема для отдельного разговора.
Для психологии вообще характерна ориентация человека на собственное «Я», на самость, на эго, словно в этой автономности существования человек может почерпнуть все, нужное для жизни. В психологии есть мнение, что нет необходимости давать ответы, достаточно помочь услышать. Но что услышать? Если в человеке сформирована картина мира, система навыков, но под воздействием обстоятельств он просто забыл, либо ошарашен шоковой ситуацией и деморализован, действительно, нужно помочь успокоиться, чтобы та самая полезная информация (которая в нем уже есть) всплыла, активировалась. Безусловно, бывает и так. Но что делать, если этой информации не было? Если у молодого человека папа был сутенером, мама зарабатывала торговлей собственным телом. С детства он принимал алкоголь, потом наркотики. Что он в себе услышит, если у него есть запрос на выход из кризисной ситуации? Теоретически есть шансы, что он уловит вещи благие. Их мало услышать. Надо знать, как их реализовать. Нужно понимание метода, а это воспитывается уже с помощью культуры, через приобщение человека к ценностям.
Как говорит наш Соловецкий монах, бич современного человека – погруженность в себя и наделение своих мыслей суперстатусом. Собственные мысли кажутся столь важными, мы готовы их обсуждать, культивировать, хотя иногда и культивировать-то нечего.
По мысли одного духовника, хорошо, если хотя бы половина наших помыслов – наши! Речь не только о мыслях, вложенных инфернальными силами. Поток информации в нас входит через чужие разговоры, через рекламу, через увиденное и услышанное, а затем пытается сформировать модели поведения. Мы же их воспринимаем за свои.
Если подвести итог первому пункту, то глубокий разговор с самим собой может быть и уходом от Бога. Человек, погруженный в свое эго, в страсти может и отвернуться от Бога. Чтобы соприкоснуться с Богом, нужен момент тишины.
Следующим пунктом отмечу, что в сектах эзотерической направленности используется следующий прием для взлома сознания – мышление человека опрокидывают вглубь сознания, человека ориентируют на постоянный взгляд в себя. В чем здесь проблема? Нечто подобное можно встретить в книге святителя Феофана Затворника «Путь ко спасению». Он тоже рекомендует такое делание, как «внутрь-пребывание». Но в случае святителя Феофана «внутрь-пребывание» встроено в систему – в картину мира, в практику аскетического делания. При этом у человека есть возможность перепроверить себя через обращение к опыту Святых отцов, через контакт с духовниками, через масштабное Предание Церкви, хранящее «банк данных» (если так можно сказать) по поводу различных состояний сознания, разных степеней духовного опыта. Эти сведения позволяют отличить ложный духовный опыт от подлинного. Но что происходит с человеком, ориентированным эзотерическим сообществом вовнутрь? Он сталкивается с огромных количеством мыслей, движений, процессов и не может найти ориентир, не способен дать им наименование.
Иоанн Лествичник отмечает восемь главных страстных помыслов, из них исходят другие более тонкие. Все они побеждаются противоположными добродетелями. Про добродетели и страсти можно сказать и следующим образом: наши пороки – преувеличенные добродетели. У Святых отцов разработана антропология (учение о человеке), которая помогает прийти к внутреннему миру. Человек способен разобраться в хаосе, если ищет ответы в святоотеческом наследии. Человек, внутри себя нечто созерцающий, сталкивается с массивом данных, которые не способен ни осмыслить, ни уложить в картину. Возникает риск того, что он будет интерпретировать информацию по своему усмотрению и запутается. Либо открывается возможность для манипуляции таким человеком. Здесь уместно дать ссылку на исследование, проведенное в ФРГ по поводу трансцедентальной медитации в городе Бернштейн. В нем приведены записи интервью. В частности, слова молодого человека, который пришел к идее, что его личности не существует. Странно. Он дает интервью, но считает, что того, кто дает интервью – нет. Естественно, такие заявления может делать только тот, кто находится в некоем измененном состоянии сознания. В комментариях исследователи пишут, что данный молодой человек увидел при погружении внутрь некие моменты, которые были интерпретированы в рамках учения, в котором он развивался.
Но почему же святоотеческие мысли не являются ложной интерпретацией? На этот вопрос ответил святитель Игнатий (Брянчанинов). Когда он запутался в жизни и не знал куда двигаться, ему пришла одна мысль (он считает, что мысль пришла от Бога) – читать Святых отцов. Святость их жизни является ручательством истинности. Мы можем проследить их жизнь (хотя бы в социальном аспекте) и увидим, что люди, которые жили так, вероятно, и мыслили правильно. Они деятельно исполняли Евангелие. Их учение находится в неразрывной связи со Священным писанием.
Следуя святоотеческому учению, мы чувствуем, как избавляемся от морока страстей. Мы становимся способными увидеть Бога, почувствовать Его. Один духовный автор (его мысль приводится в третьем томе Добротолюбия) говорил, что Бога люди видят в соразмерности мира. Когда страсти хотя бы отчасти побеждаются, ум приходит в состояние мира, то человек начинает видеть причинно-следственные связи между явлениями. Ум человека начинает видеть логосы (духовные законы, на основании который развивается мироздание) в своей жизни, в истории, в мире. Эта сообразность и свидетельствует о Боге. Мы начинаем усматривать соразмерность и в собственной жизни. Очевидными становятся причинно-следственные связи между поступками и событиями внешней реальности.
Святитель Феофан Затворник говорил, что промысел Божий помещает нас в условия, наиболее благоприятным образом помогающие преодолеть страсти. Иногда обстоятельства ставят нас лицом к лицу с внутренней «болячкой». Мы словно пробираемся сквозь ущелье и самым больным местом упираемся в острый осколок скалы. Нам больно. Мы кричим. Обстоятельства складываются так, что назад пути нет. Только вперед. Сейчас не разбираю творчество Толкиена и не рассматриваю вопрос полезности данного чтения. В качестве аналогии можно вспомнить эпизод, когда Фродо вместе со своими товарищами заходит в дверь, открывающую вход в царство гномов, но за ними вход обрушивается. У них не остается другого варианта, как идти вперед[1]. Пройдя сквозь это ущелье, мы обнаруживаем, что болячка содрана и вот мы можем вздохнуть спокойно. Мы пришли к здоровью. Оборачиваясь, начинаем обнаруживать, что о чем-то просили и исполнилось. Или мы узнаем через «третьи руки» об обстоятельствах, смертоносных для нас, но они были отведены. Либо возник некий интерес и вот появилась книга с ответами (сама собой, словно из неоткуда). Такие «совпадения» (так сказал бы современный человек) происходят, когда человек движется (старается) к Богу и исполняет (пытается) волю Божию. Преподобный авва Дорофей утверждал, что Господь найдет, как вразумить человека, старающегося исполнить Его волю. Даже если нет духовника, то вразумление придет через книгу или еще каким-то образом.
Про епископа Василия (Родзянко) рассказывают, что в его жизни было много чудесных «совпадений». Известен случай, когда его пригласили на дальний приход. Во время поездки, он увидел разбившегося на мотоцикле мужчину. Времена советские. Церкви многие закрыты. Отпеть христианина было непростым делом. Выясняется (присутствовал сын при аварии), что погибший мужчина был верующим православным христианином и имел Духовного отца. Он считал своим Духовником епископа Василия, который выступал по радио ВВС. Так епископ Василий встретился со своим духовным чадом и сам отпел его. О подобных ситуациях епископ Василий говорил – когда он перестает молиться – «совпадения» прекращаются.
Подтверждение Веры мы находим часто, когда выходим из собственной головы. Человек, погруженный в постоянное собеседование с собой, может и не увидеть следов Божиих в окружающей жизни. Требуется внимание проявить к внешней реальности.
Творения прп. Марка Подвижника, размещенные во втором томе книги «Добротолюбие», начинаются с совета вопрошающему вспомнить все пережитые благодеяния Божии. Так во время страшной морской бури утонул корабль и выжил только этот человек. Дам некий комментарий. Выжившие в катастрофах люди, не имеющие понятия о промысле Божием, часто задаются вопросом – почему выжил именно я? И вместо того, чтобы благодарить Бога, начинают поедать себя. Если Бог дал тебе жизнь, значит дал для чего-то. Развивай добродетели. Если есть страсти – преодолевай. Не пренебрегай даром жизни, который тебе дан. Марк Подвижник советует, фиксировать все эти благодеяния Божии не упускать их из ума. Эта мысль встречается и в ином варианте – если в те годы, когда ты был далек от Бога, Господь помогал тебе, избавлял от смерти, то сколько же сейчас Он будет тебе помогать, когда ты пришел к Нему.
Говоря о помощи, надо понимать, что речь идет не о протестантской философии – Евангелие успеха. Господь помогает, ведь Он готовит человека к вечной жизни. В Вечную жизнь мы входим с тем багажом, который воспитали при жизни. Значит в течение временной жизни мы должны достичь внутреннего мира (откуда нас вырывают страсти). Да, Господь попускает скорбные обстоятельства, но не с целью уничтожить человека, а с целью помочь войти в тихую бухту. Например, дети с диагнозом (аутизм и др.) вырывают родителей из капсулы благополучия. Родители со временем благодарят Бога. Это может показаться странным тем, кто этим путем не прошел. Развиваясь в любви (а с такими детьми иначе как по любви жить не получится; либо ты любишь и они развиваются, либо ты не любишь и ситуация осложняется), преодолевая страсти, человек приходит к мысли, что связь с Богом существует. Она действенная. Она реальна. Она активна.
Подводя промежуточный итог ответу, еще раз напомню, что этот период сомнений нужно пройти. Стоит прочитать житие святого Нифонта. В годы юности он впал в полосу развращения и жил по страстям. Потом переменил свой образ жизни. Его жизнь стала благочестивой. Ему был попущен период испытаний – временное лишение ума, когда казалось, что Бога нет. О подобном писал святитель Феофан Затворник. Одному человеку демон шептал, что нет Бога, нет Христа. Человек твердил – Верую – и победил врага. В книге «Великая стража» в главе «Собственноручные келейные записки» схиигумен Иероним (Соломенцев) описал два аналогичных случая. Одному человеку приходил помысел, что Бога нет. Тогда этот подвижник (видимо по благословению духовника, мы так спрашивать вряд ли можем) спросил у помысла – Кто ты? Ответ был, что демон. Враг обманывал, что он есть, а Бога нет. Почему мы не можем спрашивать у помысла? В данном случае духовник дал благословение и благодать Божия, действующая в духовнике, связывала и демона. Был описан еще случай. С одним человеком произошло сильное искушение. По действию врага рода человеческого он впал в отчаяние. Речь не шла о сомнении в пути Божием, а о сомнении в благости Божией. Во время искушений Бог казался немилосердным и человек отчаялся в своем спасении. Здесь не имеет смысла перессказывать всю историю подробно. Остановлюсь на одном эпизоде. По благословению своего духовника он стал упражняться в молитве Иисусовой. И через молитвенное делание почувствовал прикосновение Божие. Глубиной своего существа он ощутил, что Бог есть Любовь и морок от сознания отступил.
Вернусь к самому началу. Ты приводила слова Эрика Фрома, что любое собеседование человека с самим собой – собеседование с Богом. От этой мысли я бы тебя предостерег. Есть возможность существенной ошибки. Иван Ильин писал, что одна из ошибок молитвенного делания состоит в том, что человек погружается в свои психофизические состояния и думает, что уже схватил ризу Божества, а на самом деле не вышел за круг своих мыслей. Чрезмерное углубление человека часто свидетельствует не о молитвенном делании, скорее о светской рефлексии на здоровых принципах, полученных в наследство от святых отцов. Если ты следуешь этим законам – развиваешься. Не следуешь – не развиваешься. Ничто никому не навязывается.
Человек, погруженный исключительно в себя и не сопоставляющий свои субъективные состояния и постижения с реальной картиной (то есть не проверяя данные, полученные через рефлексию с опытом, полученным в реальной внешней социальной деятельности), рискует запутаться.
Один духовник предупреждал, что при погружении человека в монолог с самим собой, возникает риск переключения на диалог –только не с Богом, а с врагом рода человеческого. Ведя с самим собой разговор о бытийных вопросах, человек может не заметить, как к его разговору подмешается нечто. Прп. Лева Оптинский рассказывал, что один пустынник поделился с ним следующим опытным познанием – враг рода человеческого говорит от имени самого человека и его же голосом (как в фильме «Терминатор 2» роботы могли имитировать голос человека).
Может сложиться, что вследствие погруженности, ты поддаешься таким мыслям – не вижу смысла в жизни, Бога нет и Промысла нет. Если бы в этот момент ты молилась, то Благодать, призываемая в Иисусовой молитве, оградила бы от таких мыслей, точнее мысли вражеские стали бы заметны.
Конечно, думать о совей жизни надо. Но думы о жизни необходимо включать в некий контекст, хотя бы контекст ситуационный (если обсуждаешь конкретную ситуацию). Например, вечером ты испытываешь свою совесть. Садишься. Просишь прощения. Молишься. Но если человек, занятый делом, требующим глубокого погружения, краем сознания пытается охватить еще сложные метафизические вопросы, есть риск запутаться. Так как его внимание переключено на дела, он не может осмыслить проблему «от» и «до». Человек выхватывает из всего спектра смыслов по данной теме только несколько, в них не находит полноты, расстраивается, переживает.
Святить Игнатий (Брянчанинов) говорил, что непогрешительное богомыслие для новоначальных – чтение. Размышлять, то есть заниматься богомыслием человек может, когда имеет основу. Ты можешь укреплять свою Веру не думанием на едине с собой, а читая. Преподобный Исаак Сирин писал: не зная сытости читай книги, в которых повествуется о промысле Божием. Можно начать со следующих книг. «Первые сорок лет моей жизни» протоиерея Михаила Труханова. Монахиня Елена Казимирчак-Полонская «О действии благодати Божией в современном мире». Речь идет о христианах, переживших гонения. Серия книг Сергея Галицкого «Из смерти в жизнь». Он собирает свидетельства воинов, переживших встречу с Божественным чудом во время современных войн (Чечня, Афганистан, Сирия). В серии есть книга «Записки военного священника». Отец Димитрий, проведший 20 командировок в Чечне, рассказывает о том, как помощь Божия ощутимо следовала за молитвенным призыванием. Описанные факты показывают, что речь идет не о том, что философы, не ведающие Бога, назвали субъективным идеализмом – нет ничего кроме нашего сознания. Бог является реальной личностью. Он откликается на молитвы. Приведу несколько примеров из этой книги. Батюшка выходил с иконой на построение части и когда солдаты стали прикладывается к ней, то потери закончились. Второй случай. Произошла трагедия, которая, к сожалению, иногда происходит в армейской жизни. Один солдат играл с оружием расстрелял другого. Бывает такое искушение – солдатам кажется, что они не оставили патрона в стволе. Можно предположить, что нечто подобное произошло и здесь. Один боец направил на другого пулемет, нажал на курок и расстрелял своего товарища. Он попал под следствие. Командир обратился к отцу Димитрию с просьбой поговорить с подсудимым, так как тот был на грани самоубийства. Батюшка приехал в СИЗо и сказал – Обратись ко Христу, Он тебе поможет. Он крестил солдата в тюрьме. Боец начал молиться. Произошло чудо. Родители погибшего солдата ходатайствовали о помиловании. По переписке с сыном они знали, что врагами они не были. Суд учел ходатайство родителей, и боец не претерпел судебного преследования.
Напитывай свою душу такими свидетельствами, насыщайся. Как человеку творческому, тебе следует отдельно сказать – будь аккуратна к собственной мыслительной деятельности, деятельности своего сознания. Люди творческие склонны погружать в поток мышления. Если мы находимся в состоянии мира, то можно надеяться, что наши идеи связанны с благом. Если ты пребываешь в состоянии тревоги – не углубляйся в размышления. Отсутствие мира уже показывает, что забрела в своих мыслях не туда. Надо выйти из облака, оглядеться и только потом начать движения. Это уже отдельный разговор. В цикле бесед «Зазеркалье» в последних беседах поднималась тема, как не входить в поток тревожных мыслей. Нужно переждать время внутреннего смятения и не пытаться сформулировать окончательные выводы. Только в состоянии внутреннего мира можно вкладываться в подобную работу.
Вера – это дар Божий. Человек, живущий по заповедям, исполняющий их в повседневной жизни, стяжевает благодать Божию. Тогда каким-то непостижимым образом растёт и дар Веры, да и Вера находит подтверждение в жизни.
Вот человек в чем-то доверился Богу. В начале наполовину сомневаясь, скрепя сердце, но не посрамился в своей надежде. В следующий раз доверился уже с более спокойным сердцем и опять не посрамился. Мы и в прочих моментах жизни движемся точно также. Например, навык делиться с ближними. Как говорил святитель Феофан Затворник – через «жаль». Преодолевая это, мы приходим к добродетели.
Постепенно человек приходит к тому, что уже доверяет Богу «легко». Со временем человек начинает на столько доверять Богу, что пропадают колебания, страхи. Он знает, что Господь его не оставит. Мы можем в своей жизни указать множество ситуаций, когда Господь являл свою помощь, причем там, где и не предполагали ее обрести.
[1] Раз уж упомянул Толкиена. Возможно, когда Толкиен писал, данное чтение могло принести пользу. По сути, в предисловии Властелина Колец нередко «сказочным языком» автор дает Библейские образы – сотворение мира, например, и прочее. Для современников Толкиена, живущих в христианской парадигме, его книги могли восприниматься, как комментарий к Библейскому тексту. Для людей, существующих вне Христианства, книги Толкиена могут выступить стимулом к увлечению оккультизмом.