Вера. Вера. О страдании и Промысле
Назад к списку вопросов
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  30.01.2022.



Ответы на эти глубокие вопросы можно получить лишь по мере внутреннего обогащения человека. Анализируя происходящее с нами, видя в своей жизни следы помысла Божия, вчитываясь, всматриваясь в окружающий мир и исторический процесс, вдумываясь, мы постепенно начинаем постигать пути промысла Божия.

Ты спрашиваешь – если Бог всемогущ, то как же Он попускает происходить такому количеству зла?

Этот вопрос волновал и многих праведников. Пророк Аввакума вопрошал Господа о присутствии зла в мире. Об этом идет речь и в книге праведного Иова, помещенной в канон Ветхого завета. Об это же и 72 Псалом.

Данной темы касался в своих лекциях Миронович, преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии. Его лекции доступны в аудиоформате, есть и бумажные версии (объемный труд). Он дает не только понимание Священного Писания, но и учит, как Священное Писание применять к нашей реальной, повседневной жизни. Конечно, некоторые моменты в лекциях можно назвать дискуссионными, не со всем согласиться. Скорее речь идет о его оценках современной жизни. Используя «принцип пчелки» стоит брать только существенное, то вынести из его лекций можно очень и очень много. Ведь речь идет об Истине, которую Господь нам открыл в Священном Писании. Можно сказать, что Истина обладает умиротворяющим действием на сознание человека. В частности, в его 12й лекции (если брать с самого начала; лекции расположены по курсам и их несколько десятков) он рассказывает о пророке Аввакуме, который вопрошал Господа о присутствии зла в мире. После личной встречи с Господом пророк Аввакум раскаивается в своем бунте против Бога. Пророк Исайя говорит, что он встал, как на стражу ночную, чтобы получить ответ от Господа. Стража – время, на которое был распределен охранный цикл на городских стенах. Охраннику отводилось несколько часов, в которые он всматривался, не приближается ли неприятель. И вот с такой же бдительностью человек встает на молитву, чтобы в себе узреть – что сотворит в нем Господь. И если человек (как говорил Миронович) с такой же ответственностью относится к молитве, то Господь явит ответ на все изгибы его души. Так же он приводит и праведного Иова, который вопрошал Господа о причинах постигших его несчастий. Одновременно он лишился и имущества, и детей, и здоровья, и социального положения.

Мы видим, что в реальной жизни зло соседствует с добром. Иногда ответ на вопрос – «Почему?» дается человеку непросто. Мы видим, как умирают дети, как злодеи, казалось бы, торжествуют.

В 72 Псалме псалмопевец описывает свое смущение, возникшее при виде благоденствия нечестивых. Автор Псалма задается вопросом – неужели он напрасно очищал себя, укорял себя перед Господом. Если злые торжествуют, для чего тогда праведнику вести праведную жизнь? Приходит время и нечестивые исчезают, течение их жизни прекращается. Но к концу Псалма псалмопевец приходит к выводу – не напрасно он вел праведную жизни.

Ответы на эти вопросы можно получить, как думается, только по мере внутреннего обогащения человека. Во-первых, внутренний опыт мы постигаем из борьбы со страстями. Со временем понимаем, что многие искушения, которые нам казались злом, на самом деле очищали нас, смиряли и через перенесенные падения мы приближались ко Господу, а око нашего ума очищалось. Пережив страдания, мы становимся более внимательными к другим, осознаем, что рядом есть люди, которые нуждаются в нашей помощи. Пока мы жили в благоденствии, мы были холодны, нечутки к другим. Перенеся потери, мы становимся способными помочь в подобных потерях и другим. Оком нашего ума (через очищение совести) мы начинаем видеть смыслы, проявляющиеся в исторических процессах.

В книге «Интуиция совести» приводится мысль академика А.А. Ухтомского (книга составлена из его заметок), что суть исторического процесса может быть открыта только интуицией совести. Можно предположить, что человек, честно всматривающийся в свои недостатки, не оправдывающий их, стремящийся очищать свою совесть, начинает ощущать суть исторического процесса. Стремлением оправдываться искажается линза, через которую человек смотрит на себя. На линзу словно одеваются шоры, чтобы скрыть неприятные для себя смыслы. Тогда в мире появляются слепые пятна.

Даже можно научные моменты привести. Известно, что медиальная префронтальная кора (орган, который помогает принимать человеку социальные решения) развивается, лишь когда человеку свойственная эмпатия (у человека есть способность понимать других) и саморефлексия (способность давать оценку собственным поступкам). Есть эмпатия когнитивная, когда мы просто способны понимать поведение других, и эмоциональная эмпатия – способность чувствовать эмоции других и давать соответствующую реакцию на них. Когнитивной эмпатией обладают и люди, у которых может быть диагностирована алекситимия (затруднения в словесном описании, передаче своего состояния). Такие люди, не способные понимать свои эмоции, видя метущегося человека, понимают – другой человек паникует, но при этом не проявляют сочувствия. Например, у женщины умер ребенок. Она плачет. При когнитивной эмпатии человек может говорить себе – да, она плачет, у нее умер ребенок и ей надо дать выходной (если это начальник), при отсутствии сострадания, желания утешить, подойти и просто побыть рядом, чтобы она почувствовала, что есть еще одна сострадающая ей душа. Можно предположить, что алекситимия связана с бедностью культуры (если у человека нет в словаре слов, описывающих разные эмоции). Можно предположить, что такой человек и в окружающем мире изначально что-то не понимает. Есть люди, отрицающие этику. Когда они разбирают масштабные вопросы, то рассуждают словно нет ни этики, ни души, ни совести. Они рассматривают только цифры, экономические показатели. Люди в таких оценках добра и зла выносят вычурные суждения. Понимание таким человеком путей промысла Божия крайне затруднено.

Святитель Иоанн Златоуст говорил, что если бы не было дьявола, то никто бы не спасся. Те искушения, которые мы испытываем (в некотором смысле), тормозят наше развитие во зле. Человек, например, стал гордиться, поносить окружающих, им угрожать. Через свою деятельность он входит в состояние аффекта, становится открытым для действия падших духов. Испытывая мучительные страдания, он приходит в мысли о необходимости смириться. В частности, Евагрий Понтийский говорил, что люди, гневающиеся днем, вынуждены смиряться ночью. Они видят во сне крылатых драконов. Эти кошмары заставляют их пересмотреть свою позицию. Иногда катастрофа приходит, чтобы исцелить человека от гордыни и бесчувствия. Бывает человек на столько погрязает в своих заблуждениях, что только смерть ребенка вырывает его из этой уже накатанной колеи.

Когда варварами были убиты отцы, подвизавшиеся в Раифской пустыне, преподобный Иоанн Кассиан Римлянин написал Слово, обращенное к людям, усомнившимся в промысле Божием. Как Господь мог допустить смерть отцов? Иоанн Кассиан в ответ на это смущение писал, что единственное зло – отпадение от Бога, а единственное благо – связь с Богом. Отцы, будучи людьми, имели грехи, хотя и стремились к жизни праведной. От Бога не отпадали. Значит никакого зла не произошло. Ситуацию можно рассматривать следующим образом – Господь очистил их предсмертными страданиями и ввел их в Свои обители.

Только анализируя происходящее с нами, видя в своей жизни следы помысла Божия, вчитываясь, всматриваясь в себя, окружающий мир и исторический процесс, вдумываясь, мы постепенно начинаем постигать пути промысла Божия. Речь сейчас не о художественной литературе. Хотя великие писатели открывали нам значимые причинно-следственные связи, наблюдаемые ими в реальности. Это Достоевский. Хотя произведения носят художественную форму, но в целом помогают найти реальность. Есть произведения, которые отдаляют нас от реальности (когда писатели вводят выдуманные ими причинно-следственные связи), такие книги могут и не научить пониманию мира.

В частности, можно порекомендовать Тростникова Н.В. «Бог в русской истории». Есть так же 6 лекций с аналогичным названием. В книжечке он анализирует историю России и показывает, что смысл исторического пути – сохранение Евангельского учения и трансляция его миру. При возникновении опасности утраты народом этой жемчужины, приходила внешняя катастрофа и исцеляла народ. Когда народ тяготел по всему французскому – пришел Наполеон. Когда в России стало популярно все немецкое, пришла первая мировая война. Анна Иоанновна, правление которой было ознаменовано многими катастрофическими процессами, по мнению Тростникова исцелила русский народ от опасности уклониться в протестантизм. Приглашенные ею немцы (не лучшие представители своего этноса), пользуясь ее покровительством, стали внедрять идеи, которые ущемляли русских. Когда же ее царствование закончилось, то русский народ вымел из своей среды все то, что склоняло его к протестантизму.

Так же поучительна книжечка святителя Николая Сербского «Царев завет». В ней описан разговор сербского короля Лазаря с Небом. Король возглавлял войско сербов в сражении на Косовом поле против турок. Сербы проиграли это сражение, начался долгий период их рабства. Оставшийся в живых король Лазарь спрашивает у Неба, как же промысел Божий мог допустить, что сербы, верующие в Бога, бывшие Православными христианами, были побеждены? И тогда посланник Неба – Ангел ответил, что сербский народ погряз в заблуждениях. Не помогали наставления праведников. Народ не слушал святых. Как последнее средство исцеления пришла эта катастрофа. Многие годы рабства очистят сербский народ от примесей, он вновь обретет веру, окрепнет и тогда период рабства закончится.

Многие люди приходили к Истине только в результате полосы катастроф. Конечно, катастрофа не носят обязательного характера. Вовсе не обязательно случаться страданиям. Но ведь многие люди движутся по пути страстей. Если противовеса в виде страдания в их жизни не будет, то многие могут войти в страшное состояния и, по сути, уподобиться демонам. Зло в них может развиться на столько, что исказит само существо. Они станут неспособными к восприятию Царствия Божия.

Духовными авторами вечная жизнь воспринимается, как продолжение жизни настоящей. Что человека воспитает в себе, с тем содержанием и переходит в жизнь вечную. В заключении можно сослаться на статью архиепископа Нафанаила (Львова) «О страдании». Когда страдание огненным смерчем проходит по земле, можем ли Православные христиане назвать Бога Благим? Да, можем. Страдания иногда вырывают людей их мещанских расчётов. Ни что так не вредит человеку, как сытая и благополучная жизнь. Люди целиком начинают ориентироваться на жизнь земную. Когда приходит время перехода в вечность, они ропщут и отвращаются от Господа, который единственный их может спасти от вечной смерти. Если человек уходит со сформированными здесь страстями, с неприятием всего духовного, то в жизни вечной ему придется развиваться в том векторе, который он избрал здесь на земле. Только уже не будет атрибутов сытой и благополучной жизни, которыми пытался окружить себя. Чтобы спасти такого человека приходит страдание. Лучше уж человеку самому работать над своей душой, очищать себя от страстей, от гордыни.

Один духовный автор говорил: если не хочешь страдать – либо не греши, либо согрешив кайся, либо всегда смиряйся. Если в человеке формируется духовная «ржавчина», но он ее не видит, не очищает со своей души, то (выражаясь современным языком) придется взять в руки болгарку и спиливать ее, чтобы спасти для вечной жизни.

Бывает, что люди обвиняют Бога в попущенных им страданиях, потому что имеют крайне расплывчатое представление о праведности. Если человек никого не обворовывает (с его точки зрения), он уже праведен. Но внутри себя он взращивает страсти, заблуждения, делающие его недоступным для соединения с Божественной благодатью. Жизнь такого человека можно видеть, как нуждающуюся в очищении. Глубину путей промысла Божия можно увидеть только чистым оком, когда человек, действительно, нацелен увидеть Промысел. Те, кто в небо трясут кулаками, с гневом вынуждая Бога дать ответы на все вопросы, никогда этих ответов не смогут понять. Человек изначально в ярости встает на свою точку зрения, а всех других называет виновными и требует отчета. Он ответа не услышит.

Святые отцы говорили, что ум свободный от страстей способен созерцать логосы – духовные смыслы, вложенные в основание мира. Когда ум не колеблется действием страстей, тогда человек начинает видеть духовные законы в основании мироздания и мироздание становится ему понятным. Конечно, необходимо просвящение ума светом Божественного откровения. В некоторые минуты своей жизни человек способен прикоснуться к созерцанию логосов, но если его ум не обогащен Божественным откровением, то не может дать адекватную интерпретацию созерцаемому. Об этом идет речь в статье «О Вере (часть 3)», название 3-ей части: «Как познать Истину?: Что спросил паломник из Великобритании?».

В качестве постскриптума можно привести некоторые мысли, высказанные схиархимандритом Авраамом (Рейдманом) по поводу Евангельского повествования о последних днях земной жизни Иисуса Христа. Христос знал, что Иуда собирается предать Его. Но Христос не обличал его в прямую, так как прямое обличение не исцелило бы его. Господь намекал, что намерение Иуды Ему известны, чтобы тот смягчился и признался в своих намерениях. Если бы Иуда раскрылся, тогда Господь бы исцелил его.

Мысль отца Авраама привожу в качестве комментария к вопросу – почему Господь не исцеляет зло, если Он всемогущ? Если бы люди действительно хотели, чтобы Господь вошел в их жизнь и исцелил их, то Господь исцелил бы. Но мы не всегда хотим этого. В частности, Сартр рассказывал, как будучи маленьким воровал варенье. Он вдруг почувствовал, что Христос смотрит на него. Сартр сказал Христу (передано своими словами) – для чего Ты следишь за мной? Я не хочу, чтобы Ты больше был в моей жизни. И больше Сартр Его взгляда не ощущал никогда.

В Псалмах есть слова «и отпустих я по начинанием сердец их, пойдут в начинаниих своих» (Пс 80. 13). В русском переводе – Господь оставил людей ходить по похотям сердец их. Когда Господь оставляет своим промышлением человека, то человека начинает «нести» по жизни, он ничего не может поделать со своими страстями.

Некоторые из духовных авторов (кажется митрополит Антоний (Сурожский)) говорят, что человек может попросить Господа войти в его жизнь и тогда Господь войдет и поможет ему все исправить. Некоторые дети, пока учатся в воскресных школах, здороваются со священником и интересуются духовными представлениями, но подрастая (можно предположить) пропитываются тем, что СМИ говорит о Боге, Церкви, духовности и отворачиваются от священника при встрече. Некоторые из таких детей отказываются ходить на молебен, на котором учащиеся вместе со священником благодарят Господа. В одной школе такой молебен служится священником в конце учебного года. Одна из девочек (золотая медалистка) отказалась идти на молебен, усомнившись в помощи Бога на экзаменах (ведь нет гарантии, что помогает Бог, а не она сама решает). Люди подобного склада ума воспринимают Бога, как «домовенка», который должен им помогать.

Многие люди сами не хотят, чтобы Господь вошел в их жизнь, отвариваются от Его помощи. Когда с ними что-то случается, потому что они остаются без помощи Божией, то как тут можно обвинять Бога? Если человек отходит от Бога (как писал Николай (Сербский) в книжечке «Спас Спасович»), то встречается с архиврагом Божиим – сатаной.

В заключении можно привести слова одного размышление, которое иногда публикуется в виде молитвы. Смысл текста (который можно найти в интернете): Я (речь от имени Господа) – Любовь, а вы не приходите ко мне, Я – покой, а вы не и ищете меня…» и текст заканчивается словами «если вы страдаете, то не вините Меня».

Полный текст:

Я – Свет, а вы не видите Меня.
Я – Путь, а вы не следуете за Мной.
Я – Истина, а вы не верите Мне.
Я – Жизнь, а вы не ищите Меня.
Я – Учитель, а вы не слушаете Меня.
Я – Господь, а Вы не повинуетесь Мне.
Я – ваш Бог, а вы не молитесь мне.
Я – ваш лучший Друг, а вы не любите Меня.
Если Вы несчастны, то не вините Меня.