Вера. Вера. О Вере
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  05.02.2022.



Понимание глубоких вопросов зависит от нашей изначальной позиции, но рассмотрение исторических процессов необходимо без отрыва от контекста и реалий эпохи.

Ты спрашивала любит ли Бог всех людей и каждого человека? Почему в Ветхом Завете есть эпизоды, где Бог убивает людей, совершающих поступки отличные от Его волеизъявления? Почему чтобы дать пространство для Богоизбранного народа, Он убивает других людей?

Понимание или непонимание таких вопросов зависит от позиции, которую мы изначально занимаем. Если это позиция противления, человек сам с собой «договаривается», что точка зрения оппонента – бред, то, естественно, он никогда понять не сможет и ответа не услышит. Навык понимания глубоких процессов жизни мы вырабатываем в том числе и в рамках социального общения. Если мы способны понять ближнего, то с Божией помощью начнем постигать книги литературного плана, научные труды, а потом и Священное Писание. Речь идет не только о человеческих способностях, но и о просвещении непосредственно от Бога, которое дается за чистоту жизни. Как сказано в житии прп. Аввы Досифея, что Бог ему стал открывать Священное Писание именно за чистоту его жизни.

Говоря о Ветхом Завете, надо понимать реалии той «эпохи». Сейчас знания о Вере распространены по всему миру (практически). Тогда, только один человек на земле (мы берем историю начиная с Авраама) был готов к вере в Бога. Люди были идолопоклонниками. От Авраама же происходит новый народ, задача которого заключалась в хранении Священных смыслов и формировании среды, в которой родится Мессия. Чтобы прийти, Мессия должен быть узнан, проповедуем.

Когда евреи вошли в Землю обетованную, их окружало множество народов идолопоклонников. Там были и ритуальная проституция, и идолопоклонение, и кровавые жертвоприношения. Господь повелел израильтянам истребить все народы, живущие в Земле обетованной. По словам Святых отцов, это прообраз. Человек меняет жизнь выходя из рабства, из земли Египта (прообраз части нашей жизни, где мы пребывали в рабстве у страстей), проходит подвижнический путь через пустыню и приходит к Земле обетованной, поселяется там. Со временем возникает опасность, что вернутся старые страсти, либо возникнут новые, кажущиеся легкими и безопасными. Вот человек был наркоманом. Он многое изменил в своей жизни, стал исправляться, но до конца в себе не искоренил страсть к курению (с главным справился, а курение не страшно). Покурил здесь, покурил там. Захотелось выпить. Потом какая-то история с изменой супруге и понеслось. Я истории такие слышал, когда бурные годы пережиты, а потом крах начинается просто с нуля. Идея в следующем – если оставить хоть какие-то страсти (пусть они кажутся легкими), их развитие приведет к тому, что ты опять окажешься в рабстве. Апостол Павел говорит, что события Ветхого Завета даны, как прообразы, в научение.

Возможно, план Божий состоял в том, чтобы, изучая историю Священного Писания, мы видели в этом духовные смыслы и с их помощью могли изменить свою жизнь.

Под видом язычников мы понимаем страсти. В Псалтири слова обращены к Богу с мольбой – поразить, уничтожить, убить (это не цитаты Псалмов, а вольный перефраз). Эти слова относятся к тем движениям души, которые нас вводят в состояние смущения, отрывают от Бога, повергают в измененное состояние сознания, разрушают и разрывают на части, то есть те движения души, которые нам не свойственны, но внедряются в нас извне. Не только борьбой, а и через реализацию Божественных заповедей, мы исцеляем душу и возвращаемся в естественное русло. Например, Бог дал нам силу гнева, чтобы мы могли преодолевать препятствия на пути достижения блага. Но человек эту силу стал использовать для реализации страстей. Естественно, все, что так или иначе тормозит на этом пути (а цель это может быть не всегда благая), вызывает вспышку ярости.

Первый промежуточный вывод. При отсутствии такой строгости израильтяне бы ассимилировали среди населения Палестины. Так случалось со многими захватчиками, вторгающимися на новую территорию. Постепенно утрачивается этническая идентичность, забываются корни, теряется Вера, а затем их след совсем растворяется в историческом процессе (как, возможно, и произошло с десятью коленами израильскими).

Можно сказать, что строгость охраняла сообщество израильтян. Были очень суровые предписания (когда что делать или не делать). Человек, собирающий хворост в субботу, мог быть побит камнями и дело здесь не в жестокости. Если бы не охранялись предписания, то общество могло рассыпаться и не донести до человечества знания об Истинном Боге. Сейчас таких строгостей нет даже в самом избранном народе, потому что знание распространилось на весь мир. Мессия пришел.

Необходимо отметить, что исторический процесс следует попытаться увидеть глазами людей той эпохи, а не эпохи нынешней. Даже в Катехизисе (учении о Православной Церкви, составленном епископом Александром Семеновым-Тянь-Шанским) говорилось, что не следует смотреть на Ветхий завет глазами Новозаветной этики. Новозаветная этика (то, чем мы владеем сейчас) – учение, в котором любой человек представляет из себя ценность. Это следствие проповеди Христа.

В Римской империи, охватывающей большую часть цивилизованного мира, человек во многих случаях считался просто вещью, которую хозяин может по своему усмотрению сломать и в том числе окончательно. После проповеди Христа рабство стало постепенно уходить, хотя Он напрямую не призывал к отмене рабства. Идея состояла в том, что человек, глубоко принявший учение Христа, не может эксплуатировать другого человека. Люди, изначально желающие порабощать других, используют отрывки Священного Писания вне контекста, прикладывают их к своей искаженной логике и пытаются оправдать рабовладельческий строй (на территории современного США после начала освоения североамериканского континента). Итак, рабство естественным образом стало отступать, а вместе с ним и особенности языческого мира (убийство родителей, например). Кстати, сейчас по мере того, как население земного шара отказывается от Христианства, особенности языческого мира стали возвращаться – эвтаназия, уничтожение пожилого населения, рабство (сейчас даже есть должности в силовых ведомствах – уполномоченные по противодействию рабству). В РФ 2-3% населения находятся в состоянии рабства. Проблема не афишируется, но рабский труд активно используется на заводах и не только там.

В те времена (даже если смотреть на времена недавние, близкие к эпохе Иоанна Грозного) даже стиль полемических книг был ориентирован на оскорбления, ругательства. Меры в отношении населения были достаточно жесткими. Но можно предположить, что дух эпохи был таков, люди иначе просто не понимали. Есть и сейчас некоторые этносы и территории (не буду показывать пальцем), в которых славянский тип социальных взаимодействий не воспринимается. Если один славянин простит другого славянина, тот воспримет второй шанс, как некую милость и с благодарностью отнесется к прощению. Если подобный акт реализовать в отношении представителя другой национальности, то он воспримет подобный акт, как признак слабости. Есть люди, которые не понимают милосердие, направленное в их адрес. Это просто версия.

Возможно, это были эпохи, когда еще не возникли идеи солидарности, гуманизма (это секулярные термины, выросшие в том числе и на основе христианской культуры), тогда необходимы были жесткие «хирургические» меры. У истории нет сослагательного наклонения, но среду, в которую Мессия должен был прийти, необходимо было сохранить. Мессия все человечество, сошедшее в ад до Его пришествия, вывел оттуда. По сути, Он искупил всех. Пришедший Спаситель объяснил нам новую заповедь – да любите друг друга. Прежний тип взаимодействия уже не обязателен.

По поводу самого еврейского народа можно сказать, что в Священном Писании и пророческих книгах содержится масса обличений. Пророками сравнивается с женой прелюбодеецей, то есть изменившей мужу. Несмотря на все благодеяния, полученные от Бога, они все равно уклонялись в идолопоклонство. Это видно из истории их путешествия от Египта к Палестине. Моисей зашел на гору, чтобы получить скрижали с заповедями, а народ соорудил тельца и стал ему поклоняться. Эта страсть к идолопоклонству сохранилась в народе несмотря на все обличения пророков. Тема отступления и покаяния развивается в книге Судей. Народ вошел в Землю обетованную. Постепенно начал погрязать в страстях, забывать заповеди Божии. Можно сказать, что и на духовном уровне от людей отступало благословение Божие. И на социальном уровне вследствие деградации религиозного плана, у людей терялась основа для взаимодействия. Общество осталось беззащитным перед внешними врагами. Исчезала мотивация (выражаясь современным языком) и на десятки лет народ попадал в рабство иноплеменникам. Если народ осознавал свои ошибки, просил у Господа прощения, то Он выделял из их среды некоего вождя, который и помогал освободиться от рабства. Такая цикличность повторялась некоторое число раз. Мы имеем и послание святого апостола Павла, которое описывает противление иудеев. Апостол нас утешает, что остаток израильского народа спасется.

Подытожим третью часть. После пришествия Мессии значение, которое имел еврейский народ, перестало быть актуальным. О Мессии узнал весь мир. В израильском народе появились пророки, которые предсказали пришествие Мессии -когда Он придет, как Он будет жить, как Он уйдет из жизни, предсказали, что Он понесет на себе грехи всех. После пришествия Мессии новым Израилем становятся все христиане. Но данный факт, конечно, не дает никакого права порабощать других. Это придумали западные христиане – если они Новый Израиль, общество спасаемых, то они могут эксплуатировать жителей африканского континента. Это, конечно, спекуляция на Священном Писании, которая к духу Писания никакого отношения не имеет.