-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
Автор: | Иеромонах Соловецкого монастыря |
Дата: | 20.02.2022. |
Мир, при определенном к нему отношении, обретает глубину. Психофизическая полнота, сформированная картина мира, система навыков дают ощущение глубины и приобщенности к Благодати. Тогда и скука уходит.
Ты спрашивала по поводу нехватки адреналина. После ухода из большого спорта, привыкнув к определенному ритму жизни (график работы 24/7, постоянное движение), на работе тебе стало скучно. Ты считаешь себя зависимой от адреналина.
Попробую этот вопрос в силу своих возможностей прокомментировать.
См. также по теме главу «ВОПРОС 1: Правда ли, что игровая зависимость связана с получением “быстрого дофамина”?» из части 4.3 текста «Родители и дети».
Во-первых, есть выражение «адреналиновые наркоманы». Но здесь есть одно «Но»! С таким же успехом можно сказать «наркоманы гнева», «наркоман революции». Есть люди, которые, в каком-то смысле слова, зависимы от сильной эмоции. Но в публикациях по данной теме практически не встречается вторая часть проблемы – люди такого рода ничего не могут противопоставить. Да, импульс есть. Есть возбуждение, но нет способности к торможению. В качестве аналогии – мяч и сетка. Футбольный мяч попадает в ворота, но не прорывает сетку, потому что нити прочно связаны друг с другом. Если же они гнилые или в сетке есть прорехи, то можно предположить, что сетка может прорваться. Это все лишь аналогия. Можно предложить другой вариант – пуля и бронежилет.
Слово «связи» здесь употребляется скорее в том смысле, в каком применял этот термин Экзюпери в своей книге «Цитадель». Между явлениями определены связующие нити и есть узел, связывающий все воедино. Тогда человек, например, начинает видеть Родину. Даже если воин охраняет от врага опушку с тремя деревьями (мысль Экзюпери применена к нашим реалиям), но, тем не менее, он защищает Родину. Когда этот объединяющий все узел распадается, человек видит только лишь три березки (а Родину он не видит).
Еще несколько мыслей из данного произведения Экзюпери. Человек, не знающий правил игры в шахматы, не способен понять интерес играющих (мысль приведена своими словами применительно к нашей теме). Он не может понять задумчивости людей, напряженно всматривающихся в доску. Но вот по этой доске ударили, она разлетелась на кусочки. По крайней мере, это может показаться интересным и вызовет адреналиновый скачек.
Похожая мысль прослеживается и в произведении Экзюпери «Маленький Принц». Принц прощается с летчиком и обещает подарок. Теперь при взгляде на небо летчик будет видеть не просто звезды, а огромное количество смеющихся бубенцов. Летчик не знал на какой планете живет Маленький принц, поэтому в каждом небесном объекте отныне он предполагал, что это его дом. Небо для него стало совсем иным.
Мир, при определенном к нему отношении, обретает глубину. Для этого необходима способность видеть (по мысли Экзюпери) не глазами. Святые отцы писали, что ум может созерцать. То есть мы видим Родину не телесными очами, мы ее созерцаем умом, когда в нашем сердце жива история страны и люди, отдавшие свои жизни, чтобы жили мы. В совокупности исторические сведения и наше отношение к павшим и ныне живущим героям аккумулируются и рождают то, что академик Ухтомский назвал «интегральный образ» – объемное представление о явлении. Когда у человека появляется такой способ видения мира, то скука уходит. Человек ощущает приобщенность к некой полноте жизни. Каждый день несет новые задачи, а каждый человек – свою глубину. Более подробно описанное здесь разбирается в тексте «Преодоление игрового механизма (часть 1)».
Ощущение глубины появляется не только вследствие выстраивания системы восприятия, но и при возникновении приобщенности к Благодати. И в первом, и во втором случае мы нацелены на соприкосновение с ближним. Ты говорила, что участвуешь в волонтерском движении, стараешься помогать людям. Но социальный контакт сам по себе еще не предполагает работу нашей души в том направлении, о котором мы здесь говорим. Да, можно помогать человеку, накормить его, ухаживать, когда он болеет, но нужно еще сострадать ему, увидеть в нем личность. Причем увидеть личность, даже если она сокрыта от нас неблагообразным покровом (щетиной, неприятным запахом и др.).
Подобные вопросы разобраны в цикле бесед «Преодолеть отчуждение (часть 1): лекции об унынии и депрессии и причинах ухода в экстремальные активности». Среди начальных тем цикла разбирается и тема «адреналиновой зависимости» (беседа 7).
Уже было отмечено (в контексте темы зависимости), что не вес люди задают вопрос об отсутствии сдерживающих факторов. Мы уже разобрали несколько таких факторов. Во-первых, приобщение к полноте бытия. При формировании такого тип восприятия реальности, на фоне ощущения полноты жизни адреналиновый скачек воспринимается, как нечто примитивное и не имеющее смысла, отрывающее от существенного, важного.
Второй момент. Некоторые люди упускают из вида отсутствие у современного человека поводов «напрягаться». Раньше люди работали на земле, сажали культуры, собирали урожай. Потом праздновали сбор урожая, пели песни, танцевали. Периоды напряжения труда и разрядки естественным образом чередовались. Кстати, если посмотреть на жизнь людей до появления электричества и интернета, то можно предположить, что жизнь была радостной. В поле трудились с песнями. Дома занимались рукоделием – женщины шили, ткали вручную. Семья собиралась, вслух читали. Отдыхали иначе. Собирались на большие церковные праздники. Играли, пели, танцевали. Понятно, что речь идет не о современных танцах. Клубные «тусовки» скорее опустошают, изматывают. Те танцы, о которых идет речь в ответе, были целомудренными.
Если у современного человека нет возможности таким образом испытать напряжение в работе, он может проявить активность в духовной жизни. Например, говение перед Причастием. Человек трудится, потом происходит некая разрядка. В день Причастия внутренний мир и спокойствие поддерживается без особенных усилий.
Приведу слова знакомой, работающей в реабилитационном центре для наркозависимых. Однажды поступила в центр девушка, которая ко всему прочему тяготела к экстремальным ситуациям. Знакомая сказала – Любишь экстрим? Иди на Кресте повиси. Как раз дело было Великим Постом перед Пасхой.
В контексте темы о мироощущении крестьян можно еще одну привести мысль Сергея Георгиевича Кара-Мурза. Оно было литургичным. Не в том смысле, что постоянно ходили в Храм и присутствовали на Литургии, но все элементы их быта были принизаны смыслами. Сельскохозяйственные работы приурочены к церковному календарю. Даже пословицы и поговорки связывали бытовую сторону жизни с возвышенной – «На день святого Пуда доставай пчел из-под спуда». Связь каждого шага со смыслами, возводящими ум человека к основаниям (на которых стоит мир), делала жизнь насыщенной.
Когда же люди оторвались от естественных ритмов природы, от этого мироощущения и перешли в города с их неестественным ритмом (например, ночные смены), начался голод на смыслы. Современная культура этот голод пытается утолить различными «вещами-символами» (по мысли профессора Кара-Мурза). Индустрия начал их массовое производство. Например, карточки с бейсболистами, которые нужно собирать, тем самым занимая себя коллекционированием и др. Определенным шагом развития такой индустрии стало появление витрин. Люди, испытывающие духовный голод, ходят по торговым центрам, пытаясь утолить тоску в разглядывании вереницы вещей.
Посыл этого ответа состоит в призыве к развитию своей личности, к развитию той психофизической полноты, которая способная будет и воспринимать этот мир и вступить в соединение с Богом. Ты участвуешь в Таинствах (Исповедуешься, Причащаешься), но важен внутренний настрой. У духовных авторов есть образ подсолнуха. Он поворачивает свой цветок вслед за солнцем. Так и мы, свою психофизическую полноту настраиваем таким образом, чтобы стать способными вступить в глубокую связь и с людьми, и с Богом. И если картина мира появляется, развивается система навыков, тогда адреналиновые скачки становятся неактуальными. Люди, работающие в спорте, понимают, что режим 24/7 изматывает. В жизни нет ничего кроме спорта. Отсутствие развития, как личность. Но, тем не менее, отказаться от этого драйва сложно из-за отсутствия альтернативы. К выстраиванию этой альтернативы я тебя и призываю.
В одном ответе всего не скажешь. Если есть желание, можно найти информацию в указанных материалах. А о настраивании системы навыков и своей психофизической полноты рассказывалось в статье «Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты (ч. 2.1): «Травматический опыт как некогда пережитая, воспроизводимая, изменяемая и преодолеваемая доминанта».