Вера. Трудности. Трудности и Вера
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  25.02.2022.



Скорби – печь, в которой сгорает все страстное. Но многое и приобретается. Готовность к общению с Богом. Навыки и смирение. Покой посреди скорбей. Присутствие Божие. Живая Вера. Отсутствие страха и колебаний. Понимание выхода из ситуации без изъятия из самой ситуации. По милости Божией в скорбях и потрясениях человек может жить, не теряя внутреннего мира.

Вы спрашиваете о нынешних трудностях. Квартира выставлена на продажу, но покупателя нет. Люди, которые Вам должны – долг не отдают. А люди, кому должны Вы – требуют долг и идут в суд. Рождается состояние близкое к отчаянию.

Выскажу свои соображения по данному вопросу. Не знаю сколь они уместны. Когда мы верим, даже не столько верим, а знаем, что Господь является Промыслителем, то понимаем, что наличие какай-то ситуации подразумевает и ответ на нее. Причем под ответом подразумевается не тип решения вопроса (речь не о том, что Вам будет дан способ отдать долги, продать квартиру). Говоря, что Господь не оставляет человека без вразумления, в каких-то случаях имеем в виду и фактическое решение проблемы. Но знаем и то, что человеку будет дано понимание ситуации без изъятия из этой ситуации. Поясню. Наши предки Христиане в годы гонений были заключаемы в темницы, то, действительно, ввиду некоторых чудесных обстоятельств кто-то из них избегал ареста, расстрела, сохранялся невредимым, но кому-то нужно было испить эту чашу, ему преподнесенную, а Господь давал укрепление в темнице, не изымая из самой темницы. В скорбях перегорает то страстное, что в нас есть. Мы становимся готовыми вступить в общение с Богом.

Формально мы все верующие, но искра в сердце, связь с Богом – есть не у всех. Бывало и великим Святым попускались испытания, чтобы усовершенствовать их. Приведу два примера. Апостолы Христовы перед тем, как отправиться на проповедь, бросили между собой жребий, чтобы он указал какому апостолу в какую страну идти. Когда святому апостолу Иоанну Богослову выпал жребий идти в Азию, он поколебался умом и впоследствии по попущению Божию 40 дней находился в морской пучине. Корабль, на котором он плыл, потерпел крушение. Все кроме него выбрались на берег. Он силой Божией был сохраняем в море в течение 40 дней, хотя только лишь поколебался умом. На берегу он встретил своего ученика Прохора. Вместе они вошли в один город. В этом месте жила женщина по имени Романа, которая хитростью и коварством принудила их к рабскому труду в принадлежащей ей бане. Можно предположить, что святой апостол по только ему ведомым причинам согласился на манипуляцию Романы. Когда баня строилась по коварству вражию, по замыслу дьявола в фундамент бани были живьем закопаны юноша и девушка. В силу этого демон получил возможность время от времени умерщвлять кого-то из мывшихся в бане. Однажды он убил сына начальника города. Романа, увидев, что такой именитый гость умерщвлен, стала себя терзать, молиться идолам, которым поклонялась, но, естественно, воскресить юношу не смогла. Тогда она принялась бить святого апостола Иоанна Богослова, обвиняя в смерти юноши и тот воскресил его. Это событие стало известно всем жителям города и происшедшее повлияло на успех проповеди в положительную сторону. Комментируя этот эпизод из жития, преподобный Амвросий Оптинский высказал такую мысль – как и чем можно объяснить, что возлюбленный ученик Христов столько времени провел в рабстве? Если бы этого не произошло, то и такого успеха проповедь бы не имела.

Бывает, что мы ввергаемся в испытание и в нем очищаемся словно золото в горниле (когда руда нагревается, то сгорают все примеси), выходим обновленными. Святой апостол Павел, если посмотреть на него глазами светскими, великий интеллектуал своего времени, имевший колоссальное влияние на современников. И вот однажды за проповедь Христову он был брошен на съедение львам. В одном из своих посланий он упоминал, что сражался со львами, чтобы надеяться не на себя, а на Бога, воскрешающего мертвых. Этот эпизод можно прокомментировать так. Когда на человека идут львы, то он понимает сколько тщетно все то, что он раньше полагал своей опорой. В такие минуты он понимает, что спасти его может только Господь.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) говорил, что только в тюремном заключении он по-настоящему молился. Такой молитвы в последующие годы не было. Святителя Николая Сербского спросили, чего бы он хотел в жизни. Оказалось, что святитель желал бы вернуться на один час в концентрационный лагерь Дахау, куда он был заключен. Там он ощущал Небо близким. Речь не о том, чтобы самовольно (как мазохисты) себя ввергать в испытания.

Господь порой дает человеку пройти через испытание, одной из характеристик которого является его неизбывность. Лишь когда человек смирится, что-то поймет, сформирует новые навыки, когда в нем перегорят его прежние привычки, то и из испытания он выйдет легко, исход организуется как бы сам собой. Но пока человек еще внутренне не созрел, как бы он ни пытался разорвать путы этого искушения, ничего не получается. Эта невозможность вырваться из ситуации человека злит, доводит до состояния бешенства, но он должен научиться с этими состояниями справляться.

Мы знаем, что Господь не попускает испытаний сверх силы. Эти слова относятся людям, кто старается жить по совести. Если человек поступает против совести, то иногда Господь попускает испытание сверх сил. В частности, в книге преподобного Исаака Сирина «Слова подвижнические» во главе 79 рассказывается об искушениях, характерных для людей гордых. Среди прочего перечисляются сокрушительные падения со скал, общение с грубыми людьми, ситуации, из которых человек никак не может вырваться. Человек лишается того, что помогает ему претерпевать тяжелые обстоятельства и его поддерживает. Забирается сила терпения. Можно предположить, что подобные испытания, превышающие возможности их перенести, даются человеку, чтобы он научился не полагать себя центром вселенной. Говоря о смирении, речь идет не о том, что человек должен сломаться. В слове «смирение» корень – мир. Смирившийся человек приходит в состояние покоя даже посреди скорбей. Он понимает, что жизнь его протекает в присутствии Божием. Он перестает бояться. Его Вера становится живой. Не имея ответа на ситуацию, он знает, что нужное ему будет дано, когда придёт время.

Здесь можно еще привести несколько мыслей. Один священник, говоря о Вере, употребил такой образ – человек сорвался со скалы, буквально висит над пропастью, ухватился за кустик и держится. Молится, просит о спасении и взамен обещает Веру. Господь говорит – отпусти кустик. Видимо речь идет о той ситуации, когда мы отчаянно держимся за то, в чем полагаем свою надежду и не можем себе представить другого варианта. Интересный образ на счет Веры привел протоиерей Сергий Овсянников. Он в советские годы пришел к Вере в тюрьме. В заключение он попал, будучи солдатом, так как высказывал мысли, которые начальством были восприняты как угроза для существующего строя. Когда он сидел в одиночной камере, он понял, что можно быть свободным даже взаперти, если ты свободен в Боге.

Вот человек идет над пропастью по рельсе, но она появляется под ногами, когда уже переносен центр тяжести. Ты упадешь, если не будет опоры, но в нужный момент она появляется. Прокомментировать мысль можно следующим образом. Учась жить по Вере, мы испытываем чувство злости, даже бешенства, отсутствие гарантий болезненно воспринимается психикой, но со временем мы успокаиваемся и приходим к убеждению, что рельса появится под ногой. Вера с Бога перестает быть Верой и становится Знанием. Мы понимаем, что в каждом моменте нашей жизни присутствует Промысел Божий. Да, мы маленькие люди, мы не совершаем подвигов, какие совершали Святые. У нас много недостатков. Один Оптинский старец советовал, когда находит туча, скажи себе – я маленькая песчинка, но и обо мне печется Господь.

Когда происходит череда повторяющихся опытов, мы уже на уровне логического мышления понимаем, что любая возможность случайного совпадения в такой длинной череде исключена. Мы постигаем из опыта законы Духовного мира. Поступили так – мир потерян, поступили иначе – мир сохранен. Заранее этому знанию нас никто не учил. Иногда неверующие философы утверждают, что мы усваиваем общественные установки и так у нас появляется система убеждений. Жизни по Вере человек учится не из книг, а на своей «шкуре». Как говорил прп. Силуан Афонский – за один косой взгляд теряется Благодать Божия. И вот мы учимся ее возвращать через противоположные поступки, через молитву, через покаяние. Когда эта связь окрепнет, за счет повторений, падая и вставая мы придем к устойчивому взгляду на Бога, на свою жизнь, на Духовную реальность, то колебания уйдут. Даже в скорбях и потрясениях человек по милости Божией сможет жить, не теряя внутреннего мира.